Урок по теме Имена существительные общего рода

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 6 классе по теме «Существительные общего рода»

Цели:

-Урок по теме Имена существительные общего рода распознавать имена существительные общего рода;

- группировать имена существительные общего рода в соответствии со значением-характеристикой;

- отличать склоняемые имена существительные от несклоняемых;

- уметь находить несклоняемые существительные в тексте, определять их род;

- сознательно овладевать нормами культуры речи (в аспекте сочетаемости несклоняемых имен существительных с прилагательными);

- развивать умение правильно употреблять в речи несклоняемые имена существительные и существительные общего рода;

- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Оборудование:

- раздаточный материал

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства.

Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.

Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.

Форма урока: урок-практикум.

Методы работы: репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

Оборудование, техническое оснащение: компьютер, экран, сигнальные карточки, экран с мультимедиа, тест (подготовка к ЕГЭ).

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на уроке. -

- Ребята, а что такое ЕГЭ?

- Правильно, это Единый Государственный Экзамен - огромная страна, которая вмещает все правила русского языка, и готовиться к нему нам нужно уже сейчас

Имя существительное - самая представительная, самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи - имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи. Уже от нее образуется прилагательное. Имя существительное - ведущая часть речи и в грамматике (имеет род, число, падеж, склонение.) По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. Имена существительные называют людей, животных, растения, предметы, явления действительности.

- На сегодняшнем уроке продолжим изучать имя существительное.

II. Этап проверка домашнего задания и актуализации знаний (мини-тест на компьютере, разборы у доски).

1) Синтаксический разбор (основан на сравнительном анализе двух предложений, расставить знаки препинания, составить схемы).

Природа дышит _ и обновляется в своем великолепии.

В небе мерцали звезды _ и голубоватый отблеск освещал дорогу.

2).Остальные выполняют мини-тест на компьютере.

1. Найдите слово, в котором количество звуков больше, чем букв:

  1. глушь

  2. честный

  3. шьёт

  4. Юра

2. Найдите слово, в котором пропущена гласная -а:

  1. р…сток

  2. изл…жение

  3. к…сательная

  4. заг..рели

3. Найдите слово, в котором Ь не пишется:

  1. молодеж…

  2. горяч…

  3. гониш …

  4. настеж…

  1. Найдите слово, в котором ударение падает на 2 слог:

  1. звонишь

  2. алфавит

  3. сантиметр

  4. хвоя

  1. Найдите слово, правописание которого зависит от значения приставки:

  1. природа

  2. пришкольный

  3. отгадать

  4. рассказать

  1. В каком слове пишется приставка на -с:

  1. бе…вредный

  2. бе…покойный

  3. ра…грузить

  4. ра…дать

  1. Найдите слово с проверяемым гласным в корне:

  1. к…рзина

  2. в…гон

  3. м…ряк

  4. д…рога

  1. Найдите слова ,в которых пропущена гласная-о:

  1. заг…р

  2. уг…реть

  3. подг…реть

  4. уг…р

Вывод: повторить правописание приставок на-з, -с; при-, пре-; чередующиеся гласные в корне.

3.вставь пропущенные буквы, определи падеж и склонение у существительных.

1.шли от деревн…

2. стоял на алле…

3. выступал на лекци…

4. букет из сирен…

5 вышел из метр…

6. о внимани… на урок…

7. время от врем…н…

4.Послушайте стихотворение.

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Кенгуру в кафу зашел,

Занял там свободный стол

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

Почему вы смеялись? Что-нибудь не так?

Очень смешное стихотворение, потому что слова кенгуру, метро, кино, домино, шимпанзе, какаду никогда не изменяются.

Почему они не изменяются? Как мы называем такие слова?

В русском языке есть заимствованные слова, которые не хотят подчиняться его законам и поэтому называются несклоняемыми.

III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала.

Фронтальный опрос.

- Давайте вспомним, что такое род? (грамматическое значение)

- Какие части речи (знаменательные или служебные) имеют значение рода? (знаменательные)

- Все ли знаменательные части речи имеют значение рода? (не имеют числительные и наречия)

- Сколько родов в русском языке? (называют)

- Имеется ли категория рода в татарском языке?(нет)


  1. Распределите существительные по родам:

стол, окно, солнце, дерево, яблоко, мышь, лампа, стул, тетрадь, ландыш, девочка, карандаш, сумка, шарф, море.

Мужской

род

Женский

род

Средний

род

стол

мышь

солнце

ландыш

лампа

окно

стул

тетрадь

дерево

шарф

девочка

яблоко

карандаш

сумка

море

2.Подумаем!
О ком идет речь?

  1. «Умница!» - сказала мама.

  2. «Что же ты за непоседа!» - воскликнула бабушка.

  3. «Ну и копуша же ты!» - не выдержал отец.

Скажите, о мальчике или о девочке идет речь в предложениях?

Можно ли определить, к кому относятся слова? Почему?

- Как можно определить, к кому роду относятся слова умница, непоседа, копуша?

- Что обозначают данные слова? (качества людей, лица мужского и женского пола)

Вывод: Эти слова называются словами общего рода, и «приобретают» они мужской или женский род только в контексте.

IV.Этап изучения нового материала.
3.Формулирование темы и задач урока.

- Итак, запишите тему: Имена существительные общего рода.

- Как вы думаете, какие задачи вы должны себе поставить при изучении данной темы? (Узнать, какие существительные относятся к общему роду, научиться их правильно употреблять в речи.)

-В конце урока постарайтесь ответить на вопрос: «Почему в русском языке появились слова общего рода?»

- Итак, имена существительные общего рода являются эмоционально окрашенными словами, имеют ярко выраженное оценочное значение, употребляются, главным образом, в разговорной речи, поэтому не являются характерными для научного и официально-делового стилей речи.

-Итак, что же мы выяснили?

Вывод: Существительные бывают мужского, женского, среднего и общего рода, а также есть такие существительные мужского рода, которые могут обозначать как мужчину, так и женщину. Умница, забияка, белоручка - слова общего рода. Это имена существительные с окончанием -а, -я, которые относятся и к мужскому, и к женскому роду. Такие существительные называются существительными ОБЩЕГО рода.

- Можно ли определить их род? (добавляются опорные слова)

умница - внук (мужской род)

забияка- торопился (а не торопилась), (мужской род)

белоручка - Маша (женский род)

VI.Этап первичной проверки новых знаний.

  1. ИГРА «Кто быстрее?»

Назовите одним словом - существительным общего рода.

  1. Драчун, зачинщик ссор и драк.( Задирала, забияка)

  2. Тот, кто любит сладости. (сладкоежка)

  3. Кто владеет левой рукой лучше, чем правой? (левша)

  4. Тот, кто назойливо выпрашивает что-нибудь? (попрошайка)

  5. Кто любит болтать вздор, пустяки? (пустомеля)

  6. Безобидный, тихий человек. (тихоня)

  7. Грубый, невоспитанный человек. (невежа)

  8. Неаккуратный человек. (грязнуля, неряха)

  9. Ненасытный, прожорливый человек. (обжора)

  10. Праздный, глазеющий от скуки по сторонам-(зевака)

2. Давайте проверим, как вы поняли тему. Я называю существительное, а вы поднимаете сигнальные карточки, к какому роду оно относится:

Директор, море, картина, столяр, сладкоежка, глушь, возраст, тихоня, поросль, птица, недотрога, пальто, слесарь, знамя, словарь, местность.

- А теперь составьте с существительным общего рода два предложения, чтобы их можно было отнести к женскому или мужскому роду и выделите окончания у тех слов, которые помогают нам понять, о ком идёт речь:

I ряд - умница, II ряд - работяга, III ряд - чистюля.

Правило!!!

Существительные общего рода относятся к мужскому роду, если обозначают лица мужского рода и относятся к женскому роду, если обозначают лица женского рода. (обращаются к слайду) существительными врач, инженер, токарь, слесарь и т.п. согласуются в ед.числе только в мужском роде. Поэтому правильно будет: «Нина Петровна окончила педагогический институт в Москве. Сейчас она работает сельским врачом». Слова врач, профессор, архитектор, депутат, экскурсовод, автор, называющие лицо по профессии, роду деятельности, не относятся к существительным общего рода, а являются существительными мужского рода.

3.Составьте предложения с данным словом, употребляя его для обозначения как лиц мужского, так и лиц женского пола. Глаголы - сказуемые ставьте в прошедшем времени.

Тренер.

4. Ребята, грамматические ошибки, связанные с употреблением существительных общего рода, нередко встречаются в текстах ЕГЭ.

Попробуйте сейчас найти ошибки в предложениях:

1) Нужно проявлять большую заботу о стариках.

2) Она прекрасная врач.

3) Мы радовались успехам одноклассников.

(Она прекрасный врач.)

VII.Этап закрепления и применения изученного.

1. Составьте 3 предложения с любыми из предложенных слов. Определите род этих существительных.

Молодчина, неженка, сластена, тихоня, растяпа, недотёпа, зевака, недоучка, умница, зубрила, выскачка, плакса,грязнуха,злюка,задира, сорвиголова, неряха.

- Ребята, каких слов вам встретилось больше: с положительной или с отрицательной оценкой? А как вы можете это объяснить?

Вывод: Люди, к сожалению, больше внимания обращают на чужие недостатки, нежели на достоинства другого человека.

2. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте род выделенных существительных.

1. Доктор пригласила в кабинет очередного больного.

2. По весёлым лицам по одобрительным репликам архитектор понял что проект принят.

3. Наташа какая ты сегодня растрёпа сказал Саша.

4. Молодой агроном сортировала семена.

5. Наш сынишка такой непоседа!

(1. Доктор (ж. р.) пригласила в кабинет очередного больного.

2. По весёлым лицам, по одобрительным репликам архитектор (м. р.) понял, что проект принят.

3. «Наташа, какая ты сегодня растрёпа(ж. р.) - сказал Саша (м. р.).

4. Молодой агроном (ж. р.) сортировала семена.

5. Наш сынишка такой непоседа! (м. р.))

3.- Ребята, мы с вами продолжаем готовиться к ЕГЭ, сейчас мы поработаем над анализом текста.

Прочитать, определить стиль текста, тип речи, основную мысль. Кроме этого, найдите в тексте существительное, которое может называть лиц и мужского и женского пола.

Мама и папа ушли в кино. Скоро придут. Наташа дома одна. Звонок. В дверях Мария Петровна. Она врач, работает вместе с мамой.

  • Здравствуй, Наташа! Мама дома?

  • Нет мамы, - Наташа нетерпеливо глядит на гостя. Ее рука на щеколде задвижки.

  • Жаль. До свидания.

Вывод: (Разговорный стиль. Тип речи - повествование.

Основная мысль - Наташа - невежа (невоспитанный, неучтивый человек).

Существительное - врач).

VIII.Этап информации о домашнем задании.

выполнить упражнение 279, страница 146 по учебнику.

IX.Этап подведения итога урока.

- Ребята, настало время ответить на проблемный вопрос, который был поставлен в начале урока: «Почему в русском языке появились слова общего рода?»

Вывод: качественные характеристики человека относятся к лицам и женского и мужского полов, поэтому и появились такие слова - общего рода.

X.Этап рефлексии.

- А теперь давайте обменяемся впечатлениями об уроке. Выскажите свое мнение.

-Сегодня мы узнали секрет существительных общего рода, научились их согласовывать со сказуемыми и определениями, а также узнали, что существительные, называющие профессию лица, согласуются с определениями только в мужском роде. В этом нам помогали все вы, ребята, и хочется похвалить вас за активность и хорошую работу на уроке. Умницы - разумницы, молодчины!

Спасибо за урок. Приятно было с вами работать


© 2010-2022