- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа элективного курса Секреты русской речи (9 класс)
Рабочая программа элективного курса Секреты русской речи (9 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Седова О.А. |
Дата | 07.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Воронежская кадетская школа имени А.В.Суворова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Секреты русской речи»
(9 класс)
Седова О.А.
учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория
г. Воронеж
1. Пояснительная записка
Элективный курс для учащихся 9 класса «Секреты русской речи» составлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выпускникам 9кл. Он рассчитан на 17 часов. В содержание данного курса входят теоретические сведения о содержательной и структурной организации текста как особого речевого произведения, его языковом оформлении и средствах выразительности русского языка, а также практические задания и рекомендации. Задача курса - помочь учащимся лучше овладеть языком, совершенствовать речевые умения и навыки, развить лингвистические способности.
Данный элективный курс направлен на углубление, расширение и систематизацию материалов школьного курса русского языка. Его изучение должно помочь выпускникам выработать умения и навыки анализировать текст как речевое произведение , а также создавать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту и уметь сокращать текст в соответствии с требованиями ГИА.
Цели элективного курса :
1.Углубить и расширить понятие о стилях речи и их особенностях.
2.Способствовать росту речевой культуры школьника.
Задачи:
-
Формировать коммуникативную компетенцию, повышать на этой основе речевую и общую культуру учащихся.
-
Обобщать и систематизировать сведения по русской грамматике, совершенствовать навыки конструирования связных текстов.
-
Знакомить учащихся с различными видами речевых, грамматических, фактических и логических ошибок, с приемами их предупреждения и исправления.
-
Повысить языковую грамотность, создать условия для подготовки сдачи выпускного экзамена в форме ОГЭ.
Основные принципы отбора содержания
1.Доступность информации.
2.Занимательность материала.
3.Соответствие возрастным, психолого-физиологическим особенностям учащихся.
Основные формы организации обучения
1.Групповая
2.Индивидуальная
3.Коллективная
Методы обучения
1.Репродуктивный:
-словесный (беседа)
-наглядный (слайды)
2.Проблемный:
-постановка проблемных вопросов.
2. Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с Государственным образовательным стандартом
и с учетом примерной программы
Учащиеся должны
-
усвоить основные правила речевого этикета;
-
знать основные этикетные формулы и уметь применять их как в устной, так и в письменной речи;
выработать умения и навыки анализировать текст, а также создавать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту и уметь сокращать текст в соответствии с требованиями ОГЭ.
3 .Учебно-тематический план элективного курса
«Секреты русской речи»
№
Тема
Дата
проведения
Фактическая дата
Формы работы
Формы контроля
1
О языке. Речевое общение.
Беседа.
Анализ проблемных ситуаций, составление диалогов.
2
Речевой этикет.
Решение проблемных ситуаций. Работа в группах .
Тренинг «Правила речевого воздействия на собеседника».
3
Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.
Практикум.
Отработка правил произношения, составление орфоэпического словарика
4
Роль орфографии в письменной речи.
Практикум.
Тренинг
5
Роль пунктуации в письменной речи.
Практикум.
Тренинг
6,
Употребление изобразительно- выразительных средств в устной и письменной речи.
Практикум.
Анализ художественных текстов
7,8,
Классификация речевых ошибок. Литературная правка
Практикум.
Исправление речевых ошибок (индивидуальная работа по карточкам)
9
Типы речи. Стили речи.
Работа в группах.
Эссе «Приемлемы ли жаргонизмы и ненормированная лексика в речи?»
10
Научный стиль. Лексические особенности.
Беседа.
Тренинг
11-12
Публицистический стиль. Основные признаки.
Лекция.
Тренинг
13
Официально- деловой стиль.
Сообщения учащихся.
Написание делового письма
14-15
Художественный стиль речи.
Анализ художественных текстов
16-17
Обобщение изученного.
Анализ художественных текстов.
Лингвистический КВН
4. Основное содержание изучаемого курса
№
п/п
Тема занятия
Количество часов
Содержание
1
О языке. Речевое общение.
1
Функции языка. Взаимосвязь языка и культуры. Понятие общения. Светское общение.
2
Речевой этикет.
5
Коммуникативные законы общения. Правила общения. Правила речевого воздействия. Приемы общения
3
Основные орфоэпические нормы русс. литературного языка.
1
Понятие орфоэпической нормы. Особенности русского ударения. Типичные орфоэпические ошибки.
4
Роль орфографии в письменной речи.
1
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило. Умение пользоваться орфографическими словарями.
5
Роль пунктуации в письменной речи.
1
Пунктуация как раздел науки о языке. Основные синтаксические понятия. Трудные случаи пунктуации.
6,
Употребление изобразительно- выразительных средств в устной и письменной речи.
1
Понятие о изобразительно- выразительных средствах устной и письменной речи, употребление. Изобразительные возможности синонимов. Антонимов. Паронимов, омонимов.
7,
Классификация речевых ошибок. Литературная правка.
2
Виды речевых ошибок. Редактирование текста.
8
Типы речи. Стили речи.
2
Понятие о функциональных стилях речи. Их общей характеристике. Речеведческий анализ. Уместность употребления языковых средств.
9
Научный стиль. Лексические особенности.
1
Назначение, стилевые признаки, разновидности лексики научного стиля: нейтральная. Общенаучная. Специальная. Умение пользоваться справочной литературой по научной лексике.
10
Публицистический стиль. Основные признаки.
2
Исследование особенностей публицистического стиля. Умение определять стиль текста. Жанры публицистики. Речеведческий анализ текста.
11
Официально- деловой стиль.
1
Особенности официально- делового стиля. Языковое оформление текста официально- делового стиля.
12
Художественный стиль речи.
2
Исследование особенностей публицистического стиля. Умение определять стиль текста. Речеведческий анализ.
13
Обобщение изученного.
2
Обобщение знаний, практическое применение в устной и письменной речи изученного материала.
Методические рекомендации
1.Задача данного элективного курса - помочь учащимся лучше овладеть языком, совершенствовать речевые умения и навыки речевого поведения, осознать особую роль родного языка в повседневной жизни и развить индивидуальные лингвистические и творческие возможности.
2. .Курс может служить базой для приобщения учащихся к нравственным, эстетическим ценностям через приобщение к нормам этикета, нормам литературного языка.
4. Материалы данного курса могут быть востребованы в любом общеобразовательном учреждении.
Учебно-методические средства обучения
1.Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. - Л., 1990.
2.Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996
3.Гольдин В.Е. Этикет и речь. - Саратов, 1978.
4.Журавлева Н.В., Мудрова Л.Д., Стернин И.А. Культура общения. - Воронеж, 2007.
5.Лебедева М.М. Уметь вести переговоры. - М: Просвещение,1991.
6. Львова С.И. Язык в речевом общении: Факультатив. Курс: (8-9 кл.) : Кн.для учителя .-М.: Просвещение, 1991
7.Мучник Б.С. Культура письменной речи: Формирование стилистического мышления: Пособие для учащихся 10-11 классов средних школ, гимназий. - 2-е изд., исправленное и дополненное. - М.: Аспект Пресс, 1996.
8. Новичихина М.Е., Стернин И.А. Культура делового общения. - Воронеж, 2005.
9. Павлова Л. Г. Психология спора. - Владивосток, 1988.
10 .Панкратов В. Н. Культура общения офицера. - М.: Просвещение, 1993.