Рабочая программа элективного курса Секреты русской речи (9 класс)

В содержание данного курса входят теоретические сведения о содержательной и структурной организации текста как особого речевого произведения, его языковом оформлении и средствах выразительности русского языка, а также практические задания и рекомендации. Задача курса - помочь учащимся лучше овладеть языком, совершенствовать речевые умения и навыки, развить лингвистические способности. Данный элективный курс направлен на углубление, расширение и систематизацию материалов школьного ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Воронежская кадетская школа имени А.В.Суворова»






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

«Секреты русской речи»

(9 класс)


Седова О.А.

учитель русского языка и литературы,

первая квалификационная категория







г. Воронеж













1. Пояснительная записка


Элективный курс для учащихся 9 класса «Секреты русской речи» составлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выпускникам 9кл. Он рассчитан на 17 часов. В содержание данного курса входят теоретические сведения о содержательной и структурной организации текста как особого речевого произведения, его языковом оформлении и средствах выразительности русского языка, а также практические задания и рекомендации. Задача курса - помочь учащимся лучше овладеть языком, совершенствовать речевые умения и навыки, развить лингвистические способности.

Данный элективный курс направлен на углубление, расширение и систематизацию материалов школьного курса русского языка. Его изучение должно помочь выпускникам выработать умения и навыки анализировать текст как речевое произведение , а также создавать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту и уметь сокращать текст в соответствии с требованиями ГИА.

Цели элективного курса :

1.Углубить и расширить понятие о стилях речи и их особенностях.

2.Способствовать росту речевой культуры школьника.

Задачи:

  1. Формировать коммуникативную компетенцию, повышать на этой основе речевую и общую культуру учащихся.

  2. Обобщать и систематизировать сведения по русской грамматике, совершенствовать навыки конструирования связных текстов.

  3. Знакомить учащихся с различными видами речевых, грамматических, фактических и логических ошибок, с приемами их предупреждения и исправления.

  4. Повысить языковую грамотность, создать условия для подготовки сдачи выпускного экзамена в форме ОГЭ.

Основные принципы отбора содержания

1.Доступность информации.

2.Занимательность материала.

3.Соответствие возрастным, психолого-физиологическим особенностям учащихся.

Основные формы организации обучения

1.Групповая

2.Индивидуальная

3.Коллективная

Методы обучения

1.Репродуктивный:

-словесный (беседа)

-наглядный (слайды)

2.Проблемный:

-постановка проблемных вопросов.

2. Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с Государственным образовательным стандартом

и с учетом примерной программы

Учащиеся должны

  • усвоить основные правила речевого этикета;

  • знать основные этикетные формулы и уметь применять их как в устной, так и в письменной речи;

выработать умения и навыки анализировать текст, а также создавать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту и уметь сокращать текст в соответствии с требованиями ОГЭ.

3 .Учебно-тематический план элективного курса

«Секреты русской речи»

Тема

Дата

проведения

Фактическая дата

Формы работы

Формы контроля

1

О языке. Речевое общение.

Беседа.

Анализ проблемных ситуаций, составление диалогов.

2

Речевой этикет.

Решение проблемных ситуаций. Работа в группах .

Тренинг «Правила речевого воздействия на собеседника».

3

Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.

Практикум.

Отработка правил произношения, составление орфоэпического словарика

4

Роль орфографии в письменной речи.

Практикум.

Тренинг

5

Роль пунктуации в письменной речи.

Практикум.

Тренинг

6,

Употребление изобразительно- выразительных средств в устной и письменной речи.

Практикум.

Анализ художественных текстов

7,8,

Классификация речевых ошибок. Литературная правка

Практикум.

Исправление речевых ошибок (индивидуальная работа по карточкам)

9

Типы речи. Стили речи.

Работа в группах.

Эссе «Приемлемы ли жаргонизмы и ненормированная лексика в речи?»

10

Научный стиль. Лексические особенности.

Беседа.

Тренинг

11-12

Публицистический стиль. Основные признаки.

Лекция.

Тренинг

13

Официально- деловой стиль.

Сообщения учащихся.

Написание делового письма

14-15

Художественный стиль речи.

Анализ художественных текстов

16-17

Обобщение изученного.

Анализ художественных текстов.

Лингвистический КВН



4. Основное содержание изучаемого курса


п/п

Тема занятия

Количество часов

Содержание

1

О языке. Речевое общение.

1

Функции языка. Взаимосвязь языка и культуры. Понятие общения. Светское общение.

2

Речевой этикет.

5

Коммуникативные законы общения. Правила общения. Правила речевого воздействия. Приемы общения

3

Основные орфоэпические нормы русс. литературного языка.

1

Понятие орфоэпической нормы. Особенности русского ударения. Типичные орфоэпические ошибки.

4

Роль орфографии в письменной речи.

1

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило. Умение пользоваться орфографическими словарями.

5

Роль пунктуации в письменной речи.

1

Пунктуация как раздел науки о языке. Основные синтаксические понятия. Трудные случаи пунктуации.

6,

Употребление изобразительно- выразительных средств в устной и письменной речи.

1

Понятие о изобразительно- выразительных средствах устной и письменной речи, употребление. Изобразительные возможности синонимов. Антонимов. Паронимов, омонимов.

7,

Классификация речевых ошибок. Литературная правка.

2

Виды речевых ошибок. Редактирование текста.

8

Типы речи. Стили речи.

2

Понятие о функциональных стилях речи. Их общей характеристике. Речеведческий анализ. Уместность употребления языковых средств.

9

Научный стиль. Лексические особенности.

1

Назначение, стилевые признаки, разновидности лексики научного стиля: нейтральная. Общенаучная. Специальная. Умение пользоваться справочной литературой по научной лексике.

10

Публицистический стиль. Основные признаки.

2

Исследование особенностей публицистического стиля. Умение определять стиль текста. Жанры публицистики. Речеведческий анализ текста.

11

Официально- деловой стиль.

1

Особенности официально- делового стиля. Языковое оформление текста официально- делового стиля.

12

Художественный стиль речи.

2

Исследование особенностей публицистического стиля. Умение определять стиль текста. Речеведческий анализ.

13

Обобщение изученного.

2

Обобщение знаний, практическое применение в устной и письменной речи изученного материала.

Методические рекомендации

1.Задача данного элективного курса - помочь учащимся лучше овладеть языком, совершенствовать речевые умения и навыки речевого поведения, осознать особую роль родного языка в повседневной жизни и развить индивидуальные лингвистические и творческие возможности.

2. .Курс может служить базой для приобщения учащихся к нравственным, эстетическим ценностям через приобщение к нормам этикета, нормам литературного языка.

4. Материалы данного курса могут быть востребованы в любом общеобразовательном учреждении.

Учебно-методические средства обучения

1.Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. - Л., 1990.

2.Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996

3.Гольдин В.Е. Этикет и речь. - Саратов, 1978.

4.Журавлева Н.В., Мудрова Л.Д., Стернин И.А. Культура общения. - Воронеж, 2007.

5.Лебедева М.М. Уметь вести переговоры. - М: Просвещение,1991.

6. Львова С.И. Язык в речевом общении: Факультатив. Курс: (8-9 кл.) : Кн.для учителя .-М.: Просвещение, 1991

7.Мучник Б.С. Культура письменной речи: Формирование стилистического мышления: Пособие для учащихся 10-11 классов средних школ, гимназий. - 2-е изд., исправленное и дополненное. - М.: Аспект Пресс, 1996.

8. Новичихина М.Е., Стернин И.А. Культура делового общения. - Воронеж, 2005.

9. Павлова Л. Г. Психология спора. - Владивосток, 1988.

10 .Панкратов В. Н. Культура общения офицера. - М.: Просвещение, 1993.



























© 2010-2022