План-конспект урока по литературе в 11 классе Интерпретация евангельского сюжета в романе Мастер и Маргарита

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Тираспольский общеобразовательный теоретический лицей № 2» , ПМР



Открытый урок -размышление, урок-видеопроект.

«Интерпретация евангельского сюжета в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».




Подготовила учитель русского языка и литературы

высшей квалификацонной категории

СМИРНОВА МАРИАННА ВИКТОРОВНА


2014-2015 учебный год

УРОК 1.

Цель уроков: показать, как самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности.

Обучающие задачи :

  • Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы: « Интерпретация библейского текста. Добро и зло в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

  • Создать условия для усвоения фундаментальных философских идей, в частности о границах между истиной и ложью, добром и злом, верой и безверием.

  • Обеспечить установление учащимися межпредметных связей в процессе создания видео презентаций к уроку литературы.

Задачи, развивающие личность учащихся:

  • Создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения, задумываться над художественным значением произведения.

  • Развивать навыки связного изложения мыслей в устной форме.

  • Создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.

Воспитательные задачи :

  • Приобщать учащихся к миру этических и эстетических переживаний.

  • Прививать любовь к прекрасному, к искусству.

  • Содействовать развитию умения общаться между собой.

  • Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности. Показать, как самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности.

Тип уроков: урок применения знаний, урок-размышление , урок -видеопрезентация проектов, выполненных учащимися.

Используемые технологии: элементы проблемного обучения, основанного на методике развития критического мышления, дифференцированного обучения. Интерактивные технологии, компьютерные технологии, проектно-исследовательские технологии.

Формы организации учебной деятельности : видеопрезентации (8), проблемно-эвристическая беседа, диспут, индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в группах.

Оборудование : видеопроектор , экран , ноутбук , компьютер, интерактивная доска.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Ориентировочно - мотивационный этап

1.Поэтическая пятиминутка

Слово учителя. Литература ставит в центр Мира понятия добра и зла, совести, благородства, гордыни и смирения, греха и покаяния и другие, то есть те понятия, которые, собственно, и делают человека человеком. Другими словами, ценности определяют наше поведение. Об этом пойдёт сегодня речь на нашем уроке.

Учитель читает стихотворение Б.Окуджавы, учащиеся выписывают в тетрадь ключевые слова:

Совесть, Благородство и Достоинство -

Вот оно святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрёшь как человек.

(Совесть, благородство, достоинство, святое воинство, лик его, свой век, человек).

2.Слово о М.А. Булгакове. Презентация видеопроекта « Булгаков.Роман « Мастер и Маргарита».(1)

3.Семинарские вопросы о романе.

Все эти слова свойственны внутреннему состоянию человека, пытающегося понять самого себя, свой внутренний мир, мир своей души. Интересно, каков мир души у героев библейских глав романа «Мастер и Маргарита»?

  • Разминка:

1. Назовите годы создания романа «Мастер и Маргарита».

1928 - 1940

2. В каком журнале впервые появился роман в урезанном виде?

«Москва»

3. Как вы определите композицию романа?

Роман в романе

4. В чём проявляется своеобразие композиции романа?

Параллельное развитие трёх сюжетных линий

5. Каков жанр романа?

Роман многожанров

6. Назовите основные темы романа.

Библейское предание, история двух влюблённых, московские сатирико-бытовые сцены

7. Закончи предложение: «Я работал с библейскими главами и думал…».

III. Операционно-исполнительский этап:

  • Чтение эпиграфа: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек.».

  • 1.Размышление о романе с точки зрения православных священников. «Антихристианский или христианский ?». Презентация видеопроекта «Дьякон Андрей Кураев и М.М. Дунаев о романе «Мастер и Маргарита». (2)

  • 2.Интерпретация библейского сюжета. Проблемная беседа. Сравнительная харакеристика образа Иешуа и образа Иисуса Христа. Презентация видеопроекта «Иисус и Иешуа.» (3)

  • Сопоставление ершалаимских глав романа с библейским первоисточником (ответ ученика по вопросу домашнего задания).

  • Не знающим Библии может показаться, что ершалаимские главы - парафраз евангельской истории суда римского наместника в Иудее Понтия Пилата над Иисусом Христом и последовавшей за этим казни Иисуса, происшедшей почти две тысячи лет назад. Но простое сопоставление евангельской основы с булгаковским текстом выявляет немало существенных различий.

  • . Возраст (33 года Иисусу - 27 Иешуа).

  • . Происхождение (мать Иешуа - женщина сомнительного поведения, отец - сириец, родителей не помнит, то есть Иешуа - нищий бродячий философ низкого происхождения).

  • . Отсутствие учеников (не 12 апостолов, а только Левий Матвей).

  • . Отсутствие популярности в народе (Иешуа, когда он вошёл в Ершалаим, никто в городе не знал).

  • . Изменён характер проповеди, оставлено лишь одно нравственное положение: «Все люди добрые».

  • . Иуда не повесился, а убит по приказанию Понтия Пилата, который хочет хотя бы этим успокоить свою совесть.

  • 3. Презентация видеопроекта «Крылате фраз из романа в фильме «Мастер и Маргарита». (4)

  • Вывод. Сравнение булгаковского сюжета с евангельской основой доказывает переосмысление писателем библейских текстов, полемику с ними. Обращает на себя внимание ещё одно существенное различие: если сюжет Евангелий определяется событиями жизни Иисуса, то у Булгакова главной личностью, скрепляющей ершалаимские главы, становится прокуратор. Видими в концепции булгаковского романа особое значение имеет образ Понтия Пилата, всадника «Золотое Копьё.»

  • Что делает Понтия Пилата главным героем булгаковской интерпретации библейского сюжета? Презентация видеопроета « Понтий Пилат.»(5)

  • Инсценирование глав из романа « Мастер И Маргарита»….

  • Физпауза.

  • УРОК 2.

  • 3.Смысловой центр урока ( на экране видеопроектора ).Размышление о фразах и высказываниях Иешуа в романе.

- Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Иешуа

- Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок. Пилат

Трусость - крайнее выражение внутренней подчинённости, несвободы духа, главная причина подлостей на земле. В.Лакшин

Совесть - внутренний компас человека, его моральный суд над собой. В.Лакшин.

4. Презентация видеопроекта «Крылатые фразы романа в фильме «Мастер и Маргарита « В. Бортко.» (6)

5. Сформулируем основную задачу исследования.Проблемная беседа.

Как самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности?

  • Исследование

Класс имеет группы постоянного состава. Каждой группе был дан ряд вопросов, на которые они должны были найти ответ, опираясь на библейские главы романа.

I группа

Вопросы для анализа.

Как раскрывает характер Пилата его порт­рет? Как ведет себя Пилат по отношению к Иешуа в начале их встречи и почему? Почему Пилат за­дает вопрос об истине? Какую истину открывает Иешуа Пилату? Каково главное убеждение Иешуа? Что думает Пилат о виновности Иешуа после его признаний? Когда и почему меняется отношение прокуратора к бродячему философу? Какой путь пытается подсказать прокуратор Иешуа? Почему Иешуа отказывается от компромисса, который ему выгоден?

Выступление учащихся I группы

Создавая образ прокуратора Иудеи, Булгаков рисует человека сильного, наделен­ного огромной властью, однако не лишенного челове­ческих слабостей. Действуя строго по закону, Пилат наказывает Иешуа, проповедующего ненужность го­сударственной власти. Однако мучимый внутренни­ми противоречиями, Пилат ощущает на себе воздей­ствие нравственной проповеди Иешуа, готов пове­рить ему. Понимающий невиновность Иешуа, он находится в подчинении кесарю, чью власть, как и всякую другую, отрицает Иешуа. Герой встает перед выбором: спасти ни в чём не повинного бродячего фи­лософа и лишиться власти, а возможно, и жизни - или сохранить свое положение, казнив невиновного и поступив против совести. По сути дела - это выбор между физической и духовной смертью. Будучи не в состоянии сделать выбор, он подталкивает Иешуа к компромиссу. Но компромисс для Иешуа невозмо­жен. Истина для него оказывается дороже жизни.

Иешуа представлен в романе как носитель идеи «доброй воли», философское обоснование которой принадлежит Иммануилу Канту. По мысли немецко­го философа, «мотивом или достаточным основанием человеческих поступков кроме частных и конкрет­ных представлений, действующих на способность хотения посредством чувств приятного и неприятного, может еще быть всеобщая разумная идея добра, дей­ствующая на сознательную волю в форме безусловно­го долга. Говоря проще, человек может делать добро помимо и вопреки корыстных соображений, ради самой идеи добра, из одного уважения к долгу или нравственному закону. Кстати, именно кантовское доказательство бытия Бога (нравственное, так называемое «шестое») упоминает Воланд в разго­воре с Берлиозом в первой главе.

У Булгакова именно человек являет­ся носителем «доброй воли», именно он способен не­отступно и бескорыстно служить добру, достичь нравственного абсолюта.

II группа

Вопросы для анализа.

Что предпринимает Пилат, чтобы казнь Иешуа не состоялась? Как он ведет себя, когда казнь предотвратить уже невозможно? Как вхо­дит в повествование тема бессмертия? Что за­ставляет Пилата пойти против совести? Почему трусость названа в романе самым страшным поро­ком? Как воспринимает герой свое бессмертие? Как звучит тема бессмертия в других главах романа: бессмертие Достоевского (гл. 28), бессмертие Пушкина и Дантеса (гл. 6)?

Выступление учащихся II группы

Пробудившаяся совесть застав­ляет Пилата попытаться спасти Иешуа, использовав традицию помилования в праздник Пасхи. Затем, когда казнь предотвратить уже невозможно, он стре­мится прекратить страдания Иешуа, санкционирует убийство предавшего его Иуды. Однако все эти по­пытки не позволяют Пилату искупить вину, очис­тить совестью Трусость, крайнее проявление челове­ческой несвободы, не позволяет человеку сильному и властному сделать правильный нравственный вы­бор, заставляет отступить от открывшейсд ему исти­ны. Наказание Пилата - в его бессмертии (заметим, что из всех прокураторов Иудеи память человечества действительно сохранила прежде всего его имя). Ге­рой ненавидит свое бессмертие, ибо это бессмертие предателя. Бессмертие в романе предстает и как на­града (Иешуа, Пушкин, Достоевский) и как наказание (Пилат, Дантес).

  • Ответ на основной проблемный вопрос урока (для всего класса)

Что делает Понтия Пилата главным героем булгаковской интерпретации библейского сюжета?

Ответ. Именно с образом Пилата связан комплекс важнейших нравственно-философских проблем, подня­тых в романе, таких, как проблема выбора, ответ­ственности за содеянное, власти, веры и безверия, ис­тины и смысла человеческого существования и т. п.

III группа

Вопросы для анализа.

Как эта проблематика проецируется на главы о современности? Где происходит завязка темы Христа? На чем и почему настаивает Берлиоз? Как опровергает Воланд позицию Берлиоза? В чем символический смысл гибели Берлиоза? Как вы понимаете смысл слов Воланда: «Каждому бу­дет дано по его вере» (гл. 23)? Как эта мысль свя­зана с образами Иешуа и Пилата?

Выступление учащихся III группы

Настаивая на том, что Иисуса Христа не существовало, Берлиоз тем самым отрица­ет и его проповедь добра и милосердия, истины и справедливости, идею «доброй воли». Председатель МАССОЛИТа, редактор толстых журналов, живущий во власти догм, основанных на рациональности, целе­сообразности, лишенных нравственной основы, отри­цающих веру в существование метафизических на­чал, он насаждает эти догмы в человеческих умах, что особенно опасно для молодого неокрепшего сознания, поэтому «убийство» Берлиоза комсомолкой приобретает глубоко символический смысл. Не верящий в инобытие, он уходит в небытие. «По своей вере» воздаётся и другим героям романа. Носитель истины Иешуа обретает бессмертие, а прикоснувшийся к истине и предавший её Пилат обречён на вечное страдание.

IV. Рефлексивно-оценочный этап.

5. Презентация видеопроекта «Иностранцы о романе «Мастер и Маргарита».( 7)обсуждение.

6. Подведение итогов урока.

Вопрос. Как же самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности?

В евангельской легенде заложены вечные ценности, вечные истины, которые, будучи забытыми и разрушенными, непременно отразятся на нравственном состоянии общества. Именно этими великими критериями может быть проверена моральная состоятельность любой эпохи, а значит, и её состоятельность в целом, ибо, как сказал современный поэт: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». Обращение к эпиграфу

.

5. Презентация видеопроекта « Писатели , интерпретирующие евангельский сюжет». (8) Размышления.


  • Домашнее задание

1. Рефлексия. Перечитать московские главы.

2. Ответить на вопросы:

- Какую силу воплощает в романе Воланд?

- Какова функция этого героя в романе?

  • Написать эссе « Воланд и его свита в романе».

Список использованной литературы


1. Агеносов В.В. Русская литература XX века. 11 класс. - М.: Дрофа, 2000

2. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 11 класс, - Москва «ВАКО», 2009

3. Журнал «Литература в школе» №1, 1994 год, стр. 72 - 75


© 2010-2022