Конспект урока по литературе на тему И. А. Бунин Кавказ. Тема любви в рассказе

цели : образовательная: выявление своеобразия бунинского  подхода к теме любви, определение особенностей повествования Бунина И.А. воспитательная  : анализ поступков героев рассказа, воспитание   уверенности в своих силах, уважения к точке зрения окружающих.  коррекционная: развитие логического мышления , эмоционально–волевой сферы,  долговременной  памяти, речи.  оборудование  портрет И.А. Бунина сборник "Темные аллеи" цветные карандаши наглядность ("сердца" по 5 штук на каждого ученика)  карто...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

: И.А. Бунин. «Кавказ». Тема любви в рассказе.

.

Цели: образовательная: выявление своеобразия бунинского подхода к теме любви, определение особенностей повествования Бунина И.А.

воспитательная: анализ поступков героев рассказа, воспитание уверенности в своих силах, уважения к точке

зрения окружающих.

коррекционная: развитие логического мышления, эмоционально-волевой сферы, долговременной памяти, речи.

Оборудование:

- портрет Бунина И.А.

- сборник «Темные аллеи»

- поэзия Бунина И.А.

- цветные карандаши

- наглядность ( «сердца» по 5 на каждого ученика)

-карточки с обозначениями граней любви героев Бунина И.А

I. Слово учителя об исторической обстановке, вынудившей художников уезжать за рубеж.

II. Индивидуальное задание- рассказ о жизни и творчестве Бунина И. А., в том числе о теме любви.

За границей Бунин написал десять книг прозы, в том числе много рассказов и повестей о любви. Любовь всегда была одной из главных бунинских тем. В ней с наибольшей силой проявляются томящие писателя противоречия : прелесть мощи жизни - и обреченность, краткость ее. Любовь может быть краткой и стремительной, как солнечный удар ( один из рассказов так и называется « Солнечный удар», 1925г.), но никогда прочной и долгой.

Мелькнуло блаженство - и потянулась прежняя жизнь, теперь. После счастья, вдвойне невыносимая. Герои и героини Бунина гибнут, изменяют любимым, теряют любимых на войне, внезапно уходят в монастырь. Так или иначе, у любви нет будущего. Иногда кажется, что Бунин разлучает или губит героев искусственно, хотя за этими мрачными развязками стоит его давнее убеждение: настоящая любовь слишком близка к смерти.

III. Работа с текстом ( рассказ предварительно прочитан учащимися).

1.Беседа.

- Какое впечатление произвел на вас рассказ «Кавказ» ?

- Каким настроением он пронизан?

- Чему посвящается?

2. Напишите в тетради слово «любовь» дважды на одной строчке.

Отразите ваше настроение в цвете, заштриховав первое слово

«любовь».

3. Обсуждение содержания рассказа.

а) Перескажите сжато сюжет рассказа.

б) Работа по группам.

1 группа: найдите описание окружающей среды в Москве, затем на юге. Объясните их роль.

2 группа: в чем смысл подробного описания действий героя перед тем, как совершить самоубийство?

3 группа: в чем счастье и несчастье героев? Смогли бы эти люди быть впоследствии счастливы?

Выводы: - Кто виноват в трагедии, которой завершается рассказ?

- Кого осуждает автор и осуждает ли он кого-нибудь?

4. Определение особенности повествования и композиции рассказа

Бунина И.А.

Бунин долгое время жил за границей, не имея возможности вернуться на Родину, поэтому герои Бунина И. А. чаще придаются воспоминаниям и тому, что с ними было.

-Найдите слова со значением воспоминаний.

Особенностью стиля Бунина является упоминание о запахах.

Помимо двух указанных черт стиля Бунина И. А. исследователи выделяют большое количество слов с чувственным значениям

(безнадежно- счастливый вопль, страшное дивное существо, злобная буря).

-Как вы считаете, что является кульминацией и развязкой рассказа?

Докажите ваше мнение.

V. Подведение итогов.

Любовь у Бунина многогранна, он никогда не показывает ее только с одной стороны. Это:

- Любовь- солнечный удар;

- Любовь-воспоминание;

- Любовь- тайна;

- Любовь-долг;

- Любовь- жизнь и т.д.

• Выразите ваше мнение о любви героев этого рассказа, приклеив

« сердца», лежащие у вас на партах. К соответствующим надписям.

• Аргументируйте свое мнение.

• Изменилось ли ваше мнение о теме рассказа Бунина И. А. «Кавказ» после того . как мы рассмотрели содержание рассказа

и особенности творчества Бунина?

• Заштрихуйте второе слово «любовь».

• Есть ли разница в цвете?

VI. Домашнее задание. Мини-сочинение « Над чем меня заставил задуматься рассказ И. А. Бунина «Кавказ».

© 2010-2022