Комплект заданий для практической работы с текстом романа Достоевского Преступление и наказание

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Вариант 1-Б

  1. Прочесть эпизод произведения.

  2. Назвать произведение и его автора.

  3. Назвать героев, присутствующих в данном эпизоде.

  4. Как можно назвать данный эпизод?

  5. Как этот эпизод связан с предшествующими событиями?

« Да ведь я божьего промысла знать не могу... И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему такие пустые вопросы? Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?

Уж как божий промысел замешается, так уж тут ничего не поделаешь, угрюмо проворчал …….

Говорите лучше прямо, чего вам надобно! вскричала со страданием Соня, вы опять на что-то наводите... Неужели вы только затем, чтобы мучить, пришли! Она не выдержала и вдруг горько заплакала. В мрачной тоске смотрел он на нее. Прошло минут пять.

А ведь ты права, Соня, тихо проговорил он наконец. Он вдруг переменился; выделанно-нахальный и бессильно-вызывающий тон его исчез. Даже голос вдруг ослабел. Я это прощения просил, Соня... Он хотел было улыбнуться, но что-то бессильное и недоконченное сказалось в его бледной улыбке. Он склонил голову и закрыл руками лицо.

И вдруг странное, неожиданное ощущение какой-то едкой ненависти к Соне прошло по его сердцу. Как бы удивясь и испугавшись сам этого ощущения, он вдруг поднял голову и пристально поглядел на нее; но он встретил на себе беспокойный и до муки заботливый взгляд ее; тут была любовь; ненависть его исчезла, как призрак. Это было не то; он принял одно чувство за другое. Это только значило, что та минута прошла.

Вариант 2-Б

  1. Прочесть эпизод произведения.

  2. Назвать произведение и его автора.

  3. Назвать героев, присутствующих в данном эпизоде.

  4. Как можно назвать данный эпизод?

  5. Как этот эпизод связан с предшествующими событиями?

Что с вами? спросила Соня, ужасно оробевшая.

Я сказал, уходя, что, может быть, прощаюсь с тобой навсегда, но что если приду сегодня, то скажу тебе, кто убил Лизавету.

Она вдруг задрожала всем телом.

Угадай, проговорил он с прежнею искривленною и бессильною улыбкой.

Точно конвульсии пробежали по всему ее телу.

Да вы... меня... что же вы меня так... пугаете? проговорила она, улыбаясь как ребенок.

Так не можешь угадать-то? спросил он вдруг, с тем ощущением, как бы бросался вниз с колокольни.

Н-нет, чуть слышно прошептала Соня.

Погляди-ка хорошенько.

Ужас ее вдруг сообщился и ему: точно такой же испуг показался и в его лице, точно так же и он стал смотреть на нее, и почти даже с тою же детскою улыбкой.

Угадала? прошептал он наконец.

Господи! вырвался ужасный вопль из груди ее».












Вариант 3-Б

  1. Прочесть эпизод произведения.

  2. Назвать произведение и его автора.

  3. Назвать героев, присутствующих в данном эпизоде.

  4. Как можно назвать данный эпизод?

  5. Как этот эпизод связан с предшествующими событиями?

«Но кто же сказал, что она не сошла уже с ума? Разве она в здравом рассудке? Разве так можно говорить, как она? Разве в здравом рассудке так можно рассуждать, как она? Разве так можно сидеть над погибелью, прямо над смрадною ямой, в которую уже ее втягивает, и махать руками, и уши затыкать, когда ей говорят об опасности? Что она, уж не чуда ли ждет? Разве все это не признаки помешательства?»

Так ты очень молишься богу-то, Соня? спросил он ее.

Что ж бы я без бога-то была? быстро, энергически прошептала она, мельком вскинув на него вдруг засверкавшими глазами, и крепко стиснула рукой его руку.

«Ну, так и есть!» подумал он.

А тебе бог что за это делает? - спросил он, выпытывая дальше.

Молчите! Не спрашивайте! Вы не стоите!.. вскрикнула она вдруг, строго и гневно смотря на него. «Так и есть! так и есть!» повторял он настойчиво про себя.

Все делает! быстро прошептала она, опять потупившись. «Вот и исход! Вот и объяснение исхода!» решил он про себя, с жадным любопытством рассматривая ее.

С новым, странным, почти болезненным, чувством всматривался он в это бледное, худое и неправильное угловатое личико, в эти кроткие голубые глаза, могущие сверкать таким огнем, таким суровыми энергическим чувством.. «Юродивая! юродивая!» твердил он про себя. На комоде лежала какая-то книга. Он каждый раз, проходя взад и вперед, замечал ее; теперь же взял и посмотрел. Это был Новый завет в русском переводе.

Про воскресение Лазаря где? Отыщи мне, Соня.

Соня все колебалась. Сердце ее стучало. Не смела как-то она ему читать.

Почти с мучением смотрел он на «несчастную помешанную».

Зачем вам? Ведь вы не веруете? прошептала она тихо и как-то задыхаясь.

Читай! Я так хочу! настаивал он.

Соня развернула книгу и отыскала место. Руки ее дрожали, голосу не хватало.

«Герой» понимал отчасти, почему Соня не решалась ему читать, и чем более понимал это, тем как бы грубее и раздражительнее настаивал на чтении. Он слишком хорошо понимал, как тяжело было ей теперь выдавать и обличать все свое. Он понял, что чувства эти действительно как бы составляли настоящую и уже давнишнюю, может быть, тайну ее. Она уже вся дрожала в действительной, настоящей лихорадке. Он ожидал этого. Она приближалась к слову о величайшем и неслыханном чуде, и чувство великого торжества охватило ее».































Вариант 4-Б

  1. Прочесть эпизод произведения.

  2. Назвать произведение и его автора.

  3. Назвать героев, присутствующих в данном эпизоде.

  4. Как можно назвать данный эпизод?

  5. Как этот эпизод связан с предшествующими событиями?

«Он вошел на Сенную. Ему неприятно, очень неприятно было сталкиваться с народом, но он шел именно туда, где виднелось больше народу. Он бы дал все на свете, чтоб остаться одному; но он сам чувствовал, что ни одной минуты не пробудет один. В толпе безобразничал один пьяный: ему все хотелось плясать, но он все валился на сторону. Его обступили. Раскольников протиснулся сквозь толпу, несколько минут смотрел на пьяного и вдруг коротко и отрывисто захохотал. Через минуту он уже забыл о нем, даже не видал его, хоть и смотрел на него. Он отошел наконец, даже не помня, где он находится; но когда дошел до средины площади, с ним вдруг произошло одно движение, одно ощущение овладело им сразу, захватило его всего - с телом и мыслию.

Он вдруг вспомнил слова Сони: «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и пред ней согрешил, и скажи всему миру вслух:

«Я убийца!». Он весь задрожал, припомнив это. И до того уже задавила его безвыходная тоска и тревога всего этого времени, но особенно последних часов, что он так и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким-то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю...

Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю, с наслаждением и счастием. Он встал и поклонился в другой раз.

- Ишь нахлестался! - заметил подле него один парень. Раздался смех.

- Это он в Иерусалим идет, братцы, с детьми, с родиной прощается, всему миру поклоняется, столичный город Санкт-Петербург и его грунт лобызает, - прибавил какой-то пьяненький из мещан.

- Парнишка еще молодой! - ввернул третий.

- Из благородных! - заметил кто-то солидным голосом.

- Ноне не разберешь, кто благородный, кто нет.

Все эти отклики и разговоры сдержали «героя», и слова "я убил", может быть, готовившиеся слететь у него с языка, замерли в нем. Он спокойно, однако ж, вынес все эти крики и, не озираясь, пошел прямо чрез переулок по направлению к конторе».







© 2010-2022