Поурочный план урока Сложноподчиненные предложения

Тема урока: Повторение темы «Сложноподчиненные предложения» Класс: 9 УМК: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений по редакцией С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко Цели: Обучающая: создать условия для закрепления знаний и умений по теме «Сложноподчиненные предложения». Развивающие: - развивать умение моделировать - уметь применять полученные знания; - планировать свои действия; - осуществлять контроль и самоконтроль; - составлять схему предложений. Воспитывающие: - умение слушат...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


План урока

Тема урока: Повторение темы «Сложноподчиненные предложения»

Цели:

Обучающая: создать условия для закрепления знаний и умений по теме «Сложноподчиненные предложения».

Развивающие:

- развивать умение моделировать

- уметь применять полученные знания;

- планировать свои действия;

- осуществлять контроль и самоконтроль;

- составлять схему предложений.

Воспитывающие:

- умение слушать друг друга;

- контролировать словесную оценку действия другого человека.

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте! Садитесь. Дежурные, кто сегодня отсутствует? Открыли тетради, запишите число. Пишем аккуратным разборчивым почерком

2. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.

Синтаксическая пятиминутка.

Задание№1. Составьте из данных слов предложение, запишите в тетради, разберите под цифрой 4, составьте схему предложения.

Горизонт , солнце, к, когда, лист, спускалось, желтый, паутина, в, отражался, осенний.

Когда солнце спускалось к горизонту, желтый лист отражался в осенней паутине.

Беседа

- Какое предложение по структуре у вас получилось?

- Докажите, обоснуйте свой ответ

- Кто на доске нарисует схему предложения и определит вид придаточного?

(Когда ), [ ] - СПП с придаточным времени

Слово учителя.

Итак, изучение какой темы мы с вами закончили? Нам сегодня предстоит вспомнить все, что мы знаем о сложноподчиненных предложениях. Запишите тему урока. И попробуйте сформулировать цели урока.

3.Первичное закрепление ( в знакомой ситуации - типовые)

Итак, повторяем теоретический материал.

Задание №2. Вычеркни номера понятий, не связанных с темой урока.

(1) СПП, (2) сочинительный союз, (3) придаточное предложение, (4) ССП, (5) что, (6) подчинительный союз, (7) главное предложение, (8) союзное слово, (9) указательное слово, (10) противительный союз, (11) части равноправны по смыслу.

Ключ: 2, 4, 10, 11.

Задание №3 Составление ОК.

- С какими понятиями только что мы с вами поработали? А есть ли раздел науки о языке, который изучает эти понятия? Как называется?

Синтаксис

Давайте, построим логическую цепочку, отталкиваясь от этого понятия. И объясните каждое понятие. Кто пойдет к доске и продолжит?

Оцените свои знания на данном этапе урока.

Я знаю…. Я не могу запомнить…

4. Первичное закрепление ( в измененной ситуации - конструктивные)

Задание №4. Работа по тексту. Прочитайте текст «Прощание с Пушкиным» и выполните задания. Как будем работать? Составим план наших действий.

1 шаг - прочитать текст

2 шаг - ответить на вопросы

3 шаг - объяснить значение слов, найти лексическое значение в словаре.

4 шаг - решить орфографические и синтаксические задачи.

I. Беседа по вопросам.

Вопросы:

1. На чем сосредоточено внимание в тексте, рассказывающем о последних часах жизни поэта?

2. Что передает автор, рассказывая о Пушкине в его последние часы?

3. Какие детали, слова и словосочетания особенно важно выделить, рассказывая о поэте в его последние часы?

4. Как описывается тревога и скорбь русских людей, их прощание с любимым поэтом?

II. Лексическая работа.

Объясните лексическое значение слов.

Грёза - мечта (первоначально: призрачное видение). Грезиться - мерещиться, представляться в воображении.

Скорбь - крайняя печаль, горесть, страдание.

Упование (устар.) - то же, что надежда.

III Реши самостоятельно!

.1)Выпишите грамматическую основу 10 предложения

2) Укажите номера сложноподчиненных предложений.

2). Поставьте цифры в 18 предложении. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

3) Из предложений 1-4 выпишите слова, в котором правописание приставки зависит от глухости или звонкости последующего согласного.

Задание №5. Разбор предложений. Работа в парах.

Как будете работать? Составьте план ваших действий.

1 шаг - выделить главное и придаточное предложения

2 шаг - определить средство связи

3 шаг - расставить знаки препинания

4 шаг - найти грамматическую основу

5 шаг - составить схему

6 шаг - поставить смысловой вопрос

7 шаг - определить вид придаточного предложения

Работа по карточке.
1) Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками и анекдотами, которые уже были кем-то рассказаны. - опред.

2) Ведите себя так, чтобы скромность и умение помолчать выдвигалось на первое место. - образа действия и степени.

3) Несмотря на то что нас одолевают мелочные заботы и суета будничной жизни, надо быть открытым и терпимым к людям. - уступки

4) Если вы с самого начала ведете спор вежливо и спокойно, то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством.- условия

5)Интеллигентность присутствует там, где проявляется уважение к другим, миру, природе. -места

6) Когда солнце спряталось за холодные вершины, на улице раздался звон дорожного колокольчика. - времени

Оцените словесные действия вашего соседа пошагово.

Задание №6. Проверочная работа. Тест.

I. Укажите СПП.

Вариант 1.

1) Всем известно, что Пушкин лучше всего писал осенью.

2) Владимир Даль, как настоящий художник, успел сделать дело своей жизни.

3) Небо снова все покрылось тучами, и посыпался дождь.

Вариант 2.

1) Покраснела рябина, посинела вода. (С. Есенин.)

2) Выехали в едва зазеленевшие поля, над которыми в солнечном свете, трепеща крыльями, жарко пел жаворонок. (А. Толстой.)

3) Исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман.

II. Определите, в каких СПП придаточное предложение стоит в середине главного ( знаки препинания не расставлены)

Вариант1.

1) Все что в душе моей дремало теперь в стихе заговорит.(В.Саянов.)

2) Оба шалуна поняли что зашли слишком далеко и испуганно бросились по горной тропинке наверх. (В.Короленко)

Вариант 2.

1) Для того чтобы сократить путь мы пошли через ржаное поле.

2)Теперь когда старуха кончила свою красивую сказку в степи стало тихо.

III. Определите, в каких СПП нет пунктуационных ошибок.

Вариант 1.

1) Наш пароход тащили два буксира, несмотря на то что он сам работал полным ходом.

2) Пока мы собирались пришел отец.

Вариант 2.

1) Зелень сохраняла свежесть до начала июня, так как весна была сырая.

2)Он чувствовал себя сиротой как будто, целый мир опустел.

5.Рефлексия

1. Подведем итог нашего урока.

-При выполнении какого задания возникло затруднение?

- Что нужно еще раз повторить? На что обратить внимание?

2. А теперь заполните «Лист оценки» и поставьте себе отметку за урок.

Я узнал…

Лучше всего у меня получилось…

Я испытала затруднение…

Думаю, что этот материал мне пригодится…

6. Домашнее задание.

© 2010-2022