- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературного чтения 3 класс Тема «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»
Урок литературного чтения 3 класс Тема «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сторожева Е.И. |
Дата | 21.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок литературного чтения
Тема: работа над текстом произведения «Собирай по ягодке- наберешь кузовок»
Класс: 3
Тип урока: лабораторно-практическое занятие.
Цели урока:
I. Образовательно-развивающие:
1.1 выведение новых понятий: -
1.2 применение опорных понятий: рассказ, метафора , пословица.
1.3 развитие общеучебных умений: оперировать понятиями (определять, делить, формулировать понятия и суждения ), выделять родовой и видовые признаки в содержании понятия, сравнивать изучаемые события в тексте ).
1.4 развитие специальных умений:
- читать с выражением.
- понимать смысл текста,
- объяснять название текста.
- задавать вопросы по тексту,
- объяснять значение непонятных слов, пословиц,
- составлять план рассказа.
II. Воспитательная цель: формирование у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: единство - многообразие, общее - особенное - единичное.
Технологии: смыслового чтения ( ФГОС), способа диалектического обучения.
Заявка на оценку:
21 балл и более - «5»
17 - 20 баллов - «4»
12 - 16 баллов - «3»
Оборудование: компьютерный проектор, раздаточный материал (карточки № 1- 6, тексты с заданиями).
Карточки по СДО
Карточка №1
Вопрос- понятие
1. Что называется?
2. Что считается?
3. Что понимается под?
4. Что представляет собой?
5. Что выражает?
6. Что является?
7. Что такое?
8. Каковы свойства и виды?
9. В чем заключается сущность?
Карточка №2
Вопрос- суждение
С ?
С- вопросительные слова
1- первое понятие ( субъект - подлежащее суждения)
- связка между понятиями
2- второе понятие
1. Чем объяснить, что?
2. Как доказать, что?
3. В каком случае?
4. Когда?
5. Каким образом?
6. Вследствие чего?
7. Почему?
Карточка №3
( сравнение)
1. По сравнению с …..
2. Так же ка и ……
3. Как ….., так и …….
4. Сравнивая………, можно сказать…..
5. Кроме……, ещё……
6. Помимо…….
7. Больше чем…….
8. Не только, а и ……
9. Наряду с …….
10. Если ……, то….
11. В отличии от……
Карточка№4
( противоречие)
1……..что, а……..
2. …….тем, что……
3. ……не, но……
4. …..хотя…..
5. …….если, то…….
6. ……..тем, чем……
7. …..не смотря на…..
8. ……однако…..
9. ……не толко……
Карточка №5
Категории
1. Качество- количество
2. содержание- форма
3. Первичное- вторичное
4. Сущность- явление
5. единство- многообразие
6. Общее- частное
7. Причина- следствие
8. Общее- особенное- единичное
9. Пространство- время
10. Возможность- действительность
11. Необходимость- случайность
Карточка№ 6
(умозаключения)
Дедукция ( от общего к частному)
1.. Поскольку…
2. а……
Следовательно…
Индукция.
1. Если……
2. а……
Следовательно…
Аналогия
1. Если…..
2. то….
Следовательно
План-конспект
Этапы урока
Деятельность учителя
Баллы
Деятельность учащихся
I.
Оргмомент
1.1.
Проверка готовности уч-ся к уроку (наличие карточек № 1-6, текстов с заданиями)
1.2.
слайд 1
Знакомство уч-ся с заявкой на оценку и критериями оценки (на экране проектора)
«5» - 20 баллов и больше
«4» - 16 -19 баллов
«3» - 12 - 15 баллов
II.
До чтения
2.1.
Давайте начнем урок с проговаривания скороговорок о труде : ( речь)
«Шел Егор через двор, нес топор чинить забор» «Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.»
- А теперь объясните фразеологизм «Без сучка ,без задоринки.( восприятие и воображение).
по 1 б. за прого
варива
ние
2 балла за прав версию
Легки и гладко. Сравнение с деревом: поверхность идеальная или с шероховатостями)
III.
Анализ темы урока
Откройте стр 124.
Домашнее задание- прочитать произведение Шергина «Собирай по ягодке- наберешь кузовок».
Сегодня мы будем работать с текстом произведения.
«Собирай по ягодке- наберешь кузовок».
Какую работу мы будем проводить?
Работа с текстом
«Собирай по ягодке- наберешь кузовок».
Мы будем:
- читать с выражением,
- объяснять название текста.
- задавать вопросы по тексту,
- читать по ролям,
- объяснял значение непонятных слов, пословиц,
- искать метафоры, олицетворения. ( фиксируются на доске)
Работа по теме урока
3.1.
Кто написал это произведение? Посмотрите на портрет автора.
- К какому жанру мы отнесем это произведение?
- Обоснуйте свой выбор в виде понятия
родовой+ видовые признаки.
- Прочитайте название рассказа. Почему именно такое название?
- В конце урока вернемся к вашим рассуждениям и посмотрим, чей ответ был ближе к тексту.
3 балла
1 балл за каждую версию
Борис Шергин .
Рассказ - это литературное произведение повествовательного характера , небольшое по объему, в котором дается описание какого-либо события из жизни героя.
Родовой - литературное произведение повествовательного характера ,
Видовые- небольшое по объему, в котором дается описание какого-либо события из жизни героя.
Ответы ( фиксируются на доске):
- пословица
- бабушка говорила
- рассказ о том, что делая помаленьку, выполнишь всю работу.
3.2
- Закройте глаза и послушайте отрывок из рассказа .
( со слов «У Вани была бабушка….. до чтобы было прочно и красовито»
- Чей образ вы себе представили?
- А какой вы её увидели?
- Что про нее говорят старики?
- Посмотрите на иллюстрацию на стр 124. Восстановите диалог старичка и Вани о бабушке в парах.
Что говорит про бабушку Ваня?
Что говорит про бабушку старичок?
1 балл
1 балл
Слушание аудиозаписи.
Ответы :
-Добрая, приветливая, весёлая, потому что говорит весело, всех утешит и рассмешит.
- Из песен сделана, из пословиц сложена.
Ваня:
- Моя бабушка рисовать умеет
Старичок:
- У нее есть звание «Мастер малярного дела».
Она и штукатурное и малярное дело умеет.
Краску знает.
Древесную породу понимает.
С ней советуются художники, как разводить краску.
3.3.
- О чем допытывался Ваня у бабушки? Найдите и прочитайте в тексте
- В каких случаях так говорят?
- О какой работе Мите пойдет речь, если мы знаем что он- паркетчик?
Давайте прочитаем текст. Берем простой карандаш и по ходу чтения подчеркиваем незнакомые слова. Читаем со слов « Митя- художник …» по 2 строчки стр 125) - до слов « Я не успею ничего» ( стр 126)
- Возьмите карточку №1 . Задайте вопрос- понятие по незнакомым словам , которые встретились в тексте в
парах.
Дети пробуют раскрыть смысл каждого слова.
- А вот какое определение дается в словаре Ожигова:
Древесная- получаемая из древесины
Коричное дерево-
Коричное дерево, коричник - род деревьев и кустарников из семейства лавровых, в котором насчитывается более 250 видов, произрастающих в тропической и субтропической Азии
Академия- высшее научное или художественное заведение
1 балл
1 балл
1 б.
1 б.
- «Работа любит не молодца, а незалёжливого»
- «Глаза боятся, а руки делают».
- Говорят о подходе к выполнению какой- то работы.
- Речь пойдет о выкладывании паркета из дерева.
- Что называется древесной породой?
- В чем заключается сущность слова красовито?
- Что представляет собой коричное дерево?
3.4.
Возьмите карточку № 2. Задайте в парах вопрос - суждение по прочитанному в парах. Кому ( какой паре) вы хотите его задать?
3 балла
- Чем объяснить, что Митя сначала обрадовался заказу, а потом испугался?
- Вследствие чего настроение Мити испортилось?
- Когда испортилось настроение у Мити?
- Как доказать, что возникло противоречие в поведении Мити?
Ответы :
Радость- испуг.
Радость- получил заказ от академии- сделать столешницу.
Радость от того, что доверили важную работу.
Радость от представления выполненной работы. Видит работу законченной, любуется ею.
Испуг- не успеет сделать работу в срок.
3.5.
- Каким образом разрешилось это противоречие?
Прочитайте диалог мастера и Мити в парах.
- Почему мастер не стал ругать Митю?
- В чем ценность его позиции?
3 балла
Диалог Мити и мастера - сценка 2 учеников .
- Он поверил Мите и предложил, как лучше сделать работу.
- Выполняя любую работу, можно сделать ошибки . важна вера в человека, в его силу преодолеть препятствие.
3.6.
- Продолжим работу в четверках.
Задания: кубик Блума по 1 вопросу каждой четверке и 2 всем вместе
- Почему автор так назвал свой рассказ?
- Объясните почему выражение твоя бабка из песен сделана, из пословиц сложена является метафорой в виде умозаключения ( карточка №6)
- Назовите все пословицы, встречающиеся в рассказе и объясни их смысл.
- Предложите аргумент в защиту выполненной работы Мити в тексте.
- Придумайте новое название рассказу
- Поделись своими мыслями по поводу событий в рассказе
3 балла
Ответы
- Автор использовал пословицу для названия текста. Если делать работу не торопясь, постепенно. С усердием- то будет результат.
- Поскольку метафора- это скрытое сравнение, построенное на сходстве предметов, а бабушка сравнивается с песнями и пословицами, следовательно выражение из песен сделана, из пословиц сложена является метафорой.
- Глаза страшатся, руки делают. Работа любит не молодца, а незалёжливого. Собирай по ягодке- наберешь кузовок.
- Доска превращалась в цветущий сад. Руки у Мити золотые. Мастер долго любовался работой.
- Дело мастера боится.
- ……..
4
Итог урока.
Напротив каких задач, ты можешь поставить себе по баллу?
- читал с выражением.
- объяснил название текста.
- задавал вопросы по тексту,
- объяснял значение непонятных слов, пословиц,
- принимал участие в работе с кубиком Блума
Посчитайте, сколько баллов у вас получилось?
У кого 21 балл и более - «5»
17 - 20 баллов - «4»
12 - 16 баллов - «3»
1 балл
Рефлексия. Выставление оценок.
Домашнее задание
Нарисовать рисунок по тексту рассказа
6