Примерная рабочая программа по литературе 6 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Дивовская средняя общеобразовательная школа»

Мглинского района Брянской области


Рассмотрено на заседании МО

Протокол № 1 от

28.08.2015 г

Председатель МО

_________(Стельмахова А. Е.)

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Дивовская СОШ»

____(Белоножко Т. Н.)

29. 08. 2015 г

«Утверждено»

Директор МБОУ

«Дивовская СОШ»

_____-(Кривошеева Л. П.)

30. 08. 2015 г.


Рабочая программа

по литературе для 6 класса



Разработал: учитель русского языка

и литературы

Заволока Алла Васильевна


2015-2016 учебный год



Пояснительная записка

Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы по литературе, авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой «Литература. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. Москва. «Дрофа» 2009 г» и скорректирована с учётом особенностей класса.

Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для общеобразовательных учреждений «Литература 6 класс» в двух частях, автор-составитель: Курдюмова Т.Ф, Москва, « Дрофа», 2013г.

Учебный план школы предлагает планирование этого курса (из расчёта 2 урока в неделю) 70 часов, что соответствует распределению часов данной Программой общеобразовательных учреждений, разработанной Министерством образования России на основе обязательного минимума среднего общего образования и Временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования.

Программа рассчитана на 70 часов, в том числе на изучение произведений отводится 60 часов, для проведения уроков развития речи - 6 часов, уроков внеклассного чтения -4 часа.

Учебное время распределено по усмотрению учителя, так как данная Программа общеобразовательных учреждений, составленная Т.Ф. Курдюмовой, С.А. Леоновым, Е.Н. Колокольцевым, О.Б. Марьиной, дает учителю право выбора.

Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку, цели и

задачи обучения, требования к уровню подготовки обучающихся, учебно-тематический

план, календарно - тематическое планирование, список литературы для учителя и

учащихся.




Цели и задачи обучения


  1. Воспитательные цели:

- воспитывать любовь к книге как культурной ценности;

- способствовать воспитанию нравственных качеств личности школьника.


  1. Развивающие цели:

- развивать эмоциональное восприятие текста;

- развивать образное и аналитическое мышление и творческие способности учащихся.


  1. Образовательные цели:

- обучать школьников анализу художественных произведений;

- способствовать запоминанию основных теоретических понятий: сюжет и герой.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  1. ежеурочно работать над выразительным чтением поэтических и прозаических текстов;

  2. продолжить обучение подробному пересказу, обучать творческому и выборочному пересказу;

  3. обучать приёмам анализа образа героя (анализ портрета персонажа, его имени, поступков и взглядов, составление речевой характеристики и т.д.);

  4. обучать аргументировано выражать своё мнение и участвовать в диалоге в процессе обсуждения произведения;

  5. формировать первичные навыки работы с теорией литературы;

  6. формировать первичные навыки работы со справочными материалами;

  7. способствовать развитию умения создавать творческие работы, связанные с анализом личности героя (письма, дневники, «журналы», автобиографии и т.д.);

  8. учить проводить параллель между поступками героя литературного произведения и собственным поведением

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 КЛАССА

Программа предусматривает овладение знаниями и умениями, которые формируют культурного, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова читателя.

Ученик должен знать:

  • авторов и содержание изученных произведений;



  • основные теоретические понятия, предусмотренные программой и связанные с изучением образов героев произведений - литературных героев (герой литературный, имя героя, портрет, поступки и характер, речевая характеристика, отношения с другими героями, авторская оценка и др.)

Уметь:



  • характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нём событиями. Владеть приёмами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику и др.;


  • использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);


  • создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, «журналы», автобиографии;


  • отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении (пять стихотворных размеров силаботонического стихосложения и др.);


  • привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений;


  • работать со справочными материалами.









Учебно - тематический план


№ п.п

Содержание

Количество часов

Развитие речи

Внеклассное чтение

1

Введение. Герой художественного произведения

1



2

Далёкое прошлое человечества.

Герои мифов, былин и сказок

6




Былина «На заставе богатырской».

2




А.Н. Островский «Снегурочка»

4



3

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Незабываемый мир детства и отрочества


34




В.А. Жуковский

2




С. Т. Аксаков

4




И. А. Крылов.

2


1


В. Ф. Одоевский.

3

1



А. С. Пушкин

2




М. Ю. Лермонтов

3

1



И. С. Тургенев.

4

1



Н. А. Некрасов

3




Л. Н. Толстой

3

1



Ф. М. Достоевский.

2




А. П. Чехов

3


1


Н. Г. Гарин-Михайловский

3

1


4

Мир путешествий и приключений


9




Т.-Х. Уайт.

2


1


М. Твен.

2




Ж. Верн

2




Оскар Уайльд.

3



5

Литература 20 века

10




М. Эндэ

1




А. Аверченко

1




М. Горький

2




А. С. Грин

1




К. Г. Паустовский

2




Ф. Искандер

3

1


6

Родная природа в стихах русских поэтов

4




И. Бунин

1




А. Блок

1




К. Бальмонт

1




Б. Л. Пастернак

1



7

Произведения Великой Отечественной войны

3


1

8

Герой художественного произведения

1

9

Читательская конференция «Подведем итоги»

1



10

Резервный урок. Герои-подростки и их взаимоотношения с родителями

1



Итого

70

6

4

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе



№ п\п

Тема урока

Количест-

во часов

Дата прове-дения

1 четверть - 18 часов (16+1р.р+1 вн. чт.)


Введение. Герой художественного произведения - 1ч


1.

Герой художественного произведения. Герой в мире художественного слова.

1



Далёкое прошлое человечества.

Герои мифов, былин и сказок (6 ч)


2.

Былины - богатырский эпос русского народа, «На заставе богатырской». События на краю родной земли. Герои былины

1


3.

Былина «На заставе богатырской». Художественное совершенство произведения

1



А.Н. Островский «Снегурочка» (4ч)


4.

А. Н. Островский. «Снегурочка». Пьеса в стихах.

1


5.

Снегурочка в пьесе-сказке А. Н. Островского

1


6.

Герои пьесы-сказки А. Н. Островского «Снегурочка»

1


7.

Мир вещей в произведениях о далеком прошлом человечества

1



ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Незабываемый мир детства и отрочества (34ч)



В.А. Жуковский - 2ч.


8.

В. А. Жуковский. Лирика. Баллада «Кубок»

1


9.

Баллады В. А. Жуковского. «Лесной царь»

1



С. Т. Аксаков - 4 часа

1


10.

Герой как читатель. С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука»

1


11.

Герой повести С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука»

1


12.

Очерк С. Т. Аксакова «Буран»

1


13.

Пейзаж. Мир природы вокруг нас

1



И. А. Крылов - 2 ч


14.

И. А. Крылов. Басни.

1


15.

Внеклассное чтение. И. А. Крылов. Басни.

1



В. Ф. Одоевский - 3ч (2+1)


16.

В. Ф. Одоевский «Отрывки из журнала Маши».

1


17.

В. Ф. Одоевский. «Отрывки из журнала Маши». Портрет и характер героини повести.

1


18.

Р.р. Сочинение «Страницы из дневника…». Создание портретной зарисовки, пейзажа или отрывка из дневника.

1



2 четверть - 14 часов (12+2 р.р.)



А. С. Пушкин - 2ч


19.

А. С. Пушкин. Тема дружбы в лирике поэта

1


20.

А. С. Пушкин. Послания близким друзьям и родным. Гимн

1



М. Ю. Лермонтов 3ч (2+1)


21.

Мотив одиночества в поэзии М. Ю. Лермонтова

1


22.

Р. р. Средства художественной выразительности в произведениях литературы

1


23.

М. Ю. Лермонтов. «Панорама Москвы»

1



Иван Сергеевич Тургенев - 4 ч (3+1)


24.

Иван Сергеевич Тургенев. «Бежин луг». Мастерство портретных характеристик рассказа

1


25.

Иван Сергеевич Тургенев. «Бежин луг». Картины природы как естественный фон рассказов мальчиков.

1


26.

Речевая характеристика героев рассказа Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг»

1


27.

Р. р. Сочинение по рассказу И.С. Тургенева «Бежин луг»

1



Н. А. Некрасов - 3ч


28-29

Н. А. Некрасов. Тема детства в произведениях «Крестьянские дети», «Школьник»

2


30

Герой художественного произведения и его имя

1



Лев Николаевич Толстой - 3ч (2+1)


31

Лев Николаевич Толстой. «Отрочество» как часть биографической трилогии писателя

1


32

Герой автобиографической повести Льва Николаевича Толстого

1



3 четверть - 20 часов (16+2р.р.+2 вн.чт.)


33

Р. р. Сочинение - описание природного явления.

1



Ф. М. Достоевский - 2ч.


34

Ф. М. Достоевский. «Мальчики» (фрагмент романа «Братья Карамазовы»). Герои эпизода.

1


35

Ф. М. Достоевский. «Мальчики» (Фрагмент романа «Братья Карамазовы). Герои эпизода

1



А. П. Чехов - 3 ч


36

А. П. Чехов. Рассказ «Хамелеон»

1


37

Рассказ А. П. Чехова «Толстый и тонкий.

1


38.

Внеклассное чтение. Рассказы А. П. Чехова

1



Н. Г. Гарин-Михайловский - 3ч (2+1)


39.

Н. Г. Гарин-Михайловский.

«Детство Темы». Поступок героя и характер

1


40.

Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Темы». Глава «Экзамены»

1


41.

Р. р. Сочинение по повести Н. Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы»

1



Мир путешествий и приключений - 9ч



Т.-Х. Уайт - 2ч


42.

Т.-Х. Уайт. «Свеча на ветру»

1


43.

Внеклассное чтение.

Герой-подросток в произведении Т.-Х. Уайта «Свеча на ветру»

1



М. Твен -2ч


44.

М. Твен. Автобиографическая повесть «Приключения Гекльберри Финна»

1


45.

М. Твен и приключения Гекльберри Финна

1



Ж. Верн - 2ч


46.

Приключенческие произведения Ж. Верна

1


47.

Герои романа Ж. Верна «Таинственный остров»

1



Оскар Уайльд - 3ч


48.

Оскар Уайльд.

«Кентервильское привидение»

1


49.

Герои рассказа Оскара Уайльда «Кентервильское привидение»

1


50.

Герой среди героев

1



Литература 20 века - 10 часов


51.

Читателям 21 века. «Бесконечная книга» М. Эндэ

1


52.

Герой рассказа А. Аверченко.

Рассказ «Смерть африканского охотника»

1



4 четверть - 18 часов (17+1р.р.+1 вн. чт.)



М. Горький - 2ч


53.

М. Горький. Повесть «Детство»

1


54.

М. Горький. Повесть «Детство»

1


55.

А. С. Грин. Рассказ «Гнев отца»

1



К. Г. Паустовский - 2ч


56.

К. Г. Паустовский. «Повесть о жизни»

1


57.

Главы из «Повести о жизни» К. Г. Паустовского

1



Ф. Искандер - 3ч(2+1)


58.

Ф. Искандер. Рассказ «Детство Чика»

1


59.

Два рассказа о постановке

1


60.

Р. р. Автор и его герой

1



Родная природа в стихах русских поэтов - 4часа


61.

Стихи о родной природе. И. Бунин

1


62.

Стихи А. А. Блока о родной природе

1


63.

К. Бальмонт. Стихи о родной природе

1


64.

Стихотворение Б. Л. Пастернака «Июль»

1



Великая Отечественная война в литературе - 3 ч


65.

Великая Отечественная война в воспоминаниях и произведениях литературы

1


66.

Песни Великой Отечественной войны

1


67.

Внеклассное чтение. Произведения русских писателей о Великой Отечественной войне.

1



Итоги - 3 часа


68.

Герой художественного произведения

и автор

1


69.

Читательская конференция «Подведем итоги»

1


70

Резервный урок. Герои-подростки и их взаимоотношения с родителями

1




Литература для учителя:

1. Курдюмова, Т. Ф. Литература: Программа для общеобразовательных учреждений.

5-11 классы / Т. Ф. Курдюмова [и др.]. - Москва, Дрофа, 2009.

2. Курдюмова, Т. Ф. Литература. 6 класс: учебник-хрестоматия в 2 ч. / Т. Ф.

Курдюмова. - Москва, Дрофа, 2013.

3. В.Г. Петрович, Н. М. Петрович. Литература 6 класс. Поурочное планирование. Саратов «Лицей» 2004.

4. Литература 6 класс. Поурочные планы. Волгоград, «Учитель» 2007

5. Егорова Н.В. Рабочие программы по литературе. 5-9 классы. Москва, «ВАКО», 2011.

6. Е. М. Мордес. «Искать, пробовать, обучать...» Нетрадиционные уроки по русскому

языку и литературе 5-11 классы. Волгоград «Учитель-АСТ»,2002 год.

7. Электронное пособие «Русский язык. Литература. Тематическое

планирование. Издательство «Учитель», 2010 год.

8. Электронное пособие «Рабочие программы по литературе 5-11 классы. По программе Т. Ф. Курдюмовой». Издательство «Учитель», 2010 год.

9. Электронное пособие «Литература. Поурочные планы 5-6 классы». Издательство «Учитель», 2010 год.



Литература для учащихся

  1. . Курдюмова, Т. Ф. Литература. 6 класс: учебник-хрестоматия в 2 ч. / Т. Ф.

Курдюмова. - Москва, Дрофа, 2013.

  1. Липина Е.Ю. Литература: тесты к учебникам-хрестоматиям под ред. Т.Ф.Курдюмовой. 5-9 кл. - М., 2004 г.


© 2010-2022