Урок по литературе на тему Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество

Данный урок готовит учащихся к восприятию творчества Н.В. Гоголя. От знакомства с портретом к театрализованным представлениям, викторине - такова сквозная линия занятия. Урок сочетает в себе различные формы и методы работы, что обеспечивает непринуждённую и творческую атмосферу общения. Предварительная подготовка и оформление позволит учителю добиться желаемого результата. Важным этапом урока является работа с авторским текстом. Это подарит детям счастливые минуты общения с автором и разовьёт эс...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Открытый урок по литературе в 8 «А» классе

на тему:

«Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество».



Учитель русского языка и литературы

Петрова Е.А.







Цели:

Познавательные: познакомить с личностью Гоголя, интересными фактами его жизни;

Воспитательные: вызвать восхищение учащихся умом и талантом писателя, ранней тягой к чтению работоспособностью, сформировать собственное мнение; вызвать раздумья о большом и щедром сердце, умеющем по настоящему дружить, понимать близкого;

Развивающие: формировать умение вести конспективные записи, выступать с сообщениями на уроке.

Метод урока: спектакль.

Оборудование урока:

  1. портреты Гоголя (работы разных художников) и его родителей (неизв. художник).

  2. рисунок Н.Ярошенко «Дом в Васильевке».

  3. иллюстрации к произведениям Гоголя.

  4. выставка книг:

а) Степанов А.Н. «Гоголь. Биография писателя», М.- Л., 1966 г.

б) Н.В.Гоголь в изобразительном искусстве и театре (Альбом. Иллюстрации.).

в) Гоголь в воспоминаниях современником.

г) Богомолов П.К. Тропа к Гоголю. Книга-справочник. М, 76.

д) жизнь и творчество Н.В.Гоголя. Выставка в школе. М «Детская литература», 1979 г.


















Оформление доски: Д.з.: стр.156-158,

чем привлекает,

что нового узнали,

текст знать.




Н и к о л ай В а с и л ь е в и ч

Г о г о л ь

(1809 - 1852)


Портрет«Жизнь так коротка,

а я еще почти ничего

не сделал из того, что

мне следует сделать …»

Гоголь.


«Гоголь - человек

Необыкновенный,

Имеющий высокий

Ум и верный взгляд

На искусство»

А.А.Иванов.

Поэт, драматург, прозаик,

сатирик, критик

План урока


  1. Организационная часть (2 мин).

  2. Театр Гоголя (Сценка из «Ревизора», действие 3, гл. 6) - 8 мин.

  3. Объяснение нового материала. (Лит. композиция).

  4. Закрепление (5 мин).

  5. Викторина на тему: «Гоголь. Пройденные произведения» (5 мин).

  6. Домашнее задание (1 мин).








Ход урока.

1. Добившись порядка, внимания, подготовки к уроку (наличие тетрадей, дневников, учебников и ручек), начинаю урок:

«Театр - великая школа, глубоко его назначение: он целой толпе, целой тысяче народа за одним разом читает живой полезный урок и при блеске торжественного освещения, при громе музыки показывает смежное привычек и возвышенных чувств человека».

«На сцену их! Пусть видит их весь народ! Пусть посмеется им! О, смех великое дело!...»

(Н.В.Гоголь. Петербургская сцена в 1835-1836 г.г.)

2. Сценка из «Ревизора». (д. 3; гл. 6)

3. Неслучайно наш урок начинается с театра, т.к. речь сегодня пойдет о человеке, жизнь которого тесно связана со сценой.

У нас в гостях Н.В.Гоголь. (Записываем тему в тетрадях). Знакомый облик, знакомые черты, загадочный, но родной взгляд.

Да, никто еще не отгадал Гоголя. Гоголь как бы зовет, подсказывает, а когда подходишь, отводит глаза.

Тот же и смех Гоголя. С одной стороны Гоголь смеется над глупым, смешным, с другой - смех полон печали, несоответствия между мечтой и существенностью. Смех Гоголя ощущает это несоответствие как комическое противоречие жизни и одновременно как боль. Рана открыта, кровоточит: отсюда слезы. (Известное выражение).

Гоголя считают сатириком, комиком. Он считал себя поэтом (обращаю внимание на доску).

Все годы жизни Гоголя - это уроки труда.

«Когда я пишу, я живу, - говорил он, - если я перестану писать, я умру.»

Давайте мысленно заглянем в прошлое и познакомимся с этим человеком.

4. Литературная композиция. (Заранее детям дается задание - подготовить материал по биографии. Темы оговариваются заранее.)

5. Подведение итогов. (Вопросы классу).

- Что интересного и нового вы узнали о Гоголе?

- Чем он вас особо привлекает?

- Какие черты его личности вы бы хотели видеть и в себе?

6. Викторина. (Класс делится на группы, внутри которых и будет идти обсуждение).

Детям выписки из знакомых им текстов Гоголя. Они определяют, из какого произведения взята выдержка, что им подсказало правильный ответ, к какому периоду творчества (раннему или позднему) относится данное произведение.

7. Запись домашнего задания (стр. 156-158, читать «Ревизор», с отрывка, которым мы начали урок).

Что такое театр? Это искусство. Гоголь повторял, что в храм искусства нельзя входить неопрятно одетым. Оттого и создания Гоголя - истинные создания, строения совершенной архитектуры.

Оттого и поются его строки, выпеваются из души, от души идя, к душе и приходят. И громозвучное слово порождает громозвучное эхо…

Поклонимся за это Гоголю, и примем уроки его с благодарностью.




© 2010-2022