Опорные схемы: взгляд по-новому

С переходом на Федеральные государственные стандарты второго поколения в работе учителя многое изменилось, поскольку изменился сам подход к преподаванию. Стандарты предполагают совершенно иную расстановку сил на уроке: действующее лицо , причем очень активно. - ученик, наблюдатель, координатор - учитель. "Нельзя не понимать то, до чего ты додумался сам" - кредо современного образования! Поэтому многие давно известные вещи мы, учителя, не должны забывать и совсем отметать, нужно посмотреть на них...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Опорные схемы: взгляд по-новому

Костина Ирина Анатольевна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «АСОШ №5» г. Абазы

Опорные таблицы и опорные схемы на любом уроке - явление не новое. Уже в начальной школе с их помощью формируется навык работы с информацией, представленной в разных форматах, овладение начальными умениями преобразования информации одного вида в другой.

С недавних пор перечисленные приобретаемые навыки стали называть универсальными учебными действиями. На уроках русского языка данный вид универсальных учебных действий формируется с помощью следующих видов работы с информацией: преобразование материала из таблицы в текстовый - устный или письменный рассказ, преобразование информации из сплошного текста в таблицу. Это позволяет ученикам самим определять главное, кратко и четко записывать материал, создавать мнемоническую опору для дальнейшего запоминания и воспроизведения теоретического материала.

Если раньше учителя использовали готовые, созданные методистами разных учебно-методических комплексов таблицы в качестве наглядности, просто вывешивая их на доску и комментируя по ходу изучения правила. То теперь в основе современного образования лежит системно-деятельностный подход, предполагающий то, что современный школьник не получает учебный материал в готовом виде, а овладевает некой суммой знаний в процессе самостоятельного исследования.

Традиционное обучение - это тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний, умений и навыков. Главная задача учителя сегодня - помочь ребенку составить или откорректировать программу самообразования, поставить познавательную задачу. Затем посредством различных методов и приемов организовать поиск решения или открытие нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, так как нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

Эффективным приемом, мотивирующим на поиск решения поставленных задач, является «брошенный вызов» - проблема, требующая конкретных действий от ученика. Таким вызовом в работе с опорными схемами является демонстрация их «скелета» - некий набор «намеков», по которым ученик самостоятельно создает опору для изучаемого материала.

В своей педагогической деятельности на уроках русского языка я использую различные схемы (см. приложение). Очень эффективны, на мой взгляд, «Портреты частей речи». Благодаря им мои ученики владеют информацией о самостоятельных частях речи и знают морфологические категории, присущие каждой из них; дают точное определение части речи, ее синтаксической роли в предложении, что дает стопроцентный положительный результат в заданиях на нахождение части речи в тексте, выполнение морфологического разбора.

При изучении существительных, прилагательных, глаголов, наречий, причастий ученики по теоретическому материалу составляют опору, получив лишь часть «портрета»:

Опорные схемы: взгляд по-новому

Рис1.

На рисунке 1 представлена та часть, которая является общей для всех самостоятельных частей речи. Ученики безошибочно определяют, что в центре необходимо записать главное, то, что отличает одну часть речи от другой: общее грамматическое значение и вопросы, на которые часть речи отвечает. На примере изучения существительного как части речи, с подсказкой учителя заполняются информацией прямоугольники: «изменяется» и «роль в предложении». В дальнейшем подсказок для заполнения информацией по другим частям речи не требуется. Левая часть опорных схем «Портреты части речи» у каждой части речи своя, так как содержит морфологические категории. Эту часть схемы ученики заполняют, знакомясь с содержанием параграфов, посвященных изучению той или иной части речи.

При изучении темы «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я» в 5 классе в самом начале урока демонстрируется следующее:

Опорные схемы: взгляд по-новому

Данный прием я называю «Удивляй», так как практика показывает, что подобная запись на уроке русского языка вызывает недоумение, а следовательно, интерес: «что бы это могло значить». Далее учащиеся знакомятся с правилом и «решают» эту задачу для себя, заполняя схему и осмысливая тот факт, что 4 конкретные буквы, дают два звука (указываем какие именно) в 3-х конкретных случаях. Получаем готовую опорную схему, помогающую на уроке повторения точно воспроизвести правило (см. приложение).

Такой же алгоритм работы со схемой по теме «И-Ы после Ц». На доске написано:

Опорные схемы: взгляд по-новому

Вот уже на протяжении десяти лет всегда слышу один и тот же ответ: «Вы у нас математику вести будете?». Внимание детей привлечено! Объясняю, что данный пример поможет нам изучить правило по русскому языку. А вот как он поможет, предлагаю детям самим решить. В процессе диалога приходим к тому, что в двух случаях пишется после Ц - И (в корне, в словах на -ЦИЯ) и в двух случаях Ы (в суффиксах и окончаниях, в словах исключениях из правила).

При изучении темы «Служебные части речи» в 7 классе первый урок посвящен знакомству с союзами, предлогами, частицами как служебными частями речи. По материалу учебника учащиеся заполняют опору:

Опорные схемы: взгляд по-новому

Таким образом, опорная схема как средство наглядности является не столько иллюстрацией, которая дается параллельно с устным изложением материала, сколько ключом к решению практических задач, работа со схемой активизирует не только познавательную, но и мыслительную деятельность учащихся, тем самым мотивируя ученика, делая его успешным. Работа со схемой учит умению выделять главное, способствует развитию логического мышления, учить учиться самостоятельно.

Приложение

«Двойная роль букв е,ё,ю,я»

Опорные схемы: взгляд по-новому

«Буквы И-Ы после Ц»


Опорные схемы: взгляд по-новому

«Портреты частей речи»

Опорные схемы: взгляд по-новому


Опорные схемы: взгляд по-новому

Опорные схемы: взгляд по-новому


Опорные схемы: взгляд по-новому


Опорные схемы: взгляд по-новому


© 2010-2022