Статья о жанре антиутопия и утопия. (11 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АНТИУТОПИЯ РОМАНА Е. ЗАМЯТИНА «МЫ»

Кто из нас в детстве не мечтал хоть раз в жизни о том, чтобы все люди были счастливы, чтобы не было ни болезней, ни войн, ни голода, ни страданий. И хотя каждый, повзрослев, осознавал несбыточность этой мечты, не стоит считать ее бессмысленной детской фантазией. Тысячи великих умов на протяжении многих столетий бились над загадкой всеобщего счастья. Древние утверждали, что было время, когда человечество пребывало в счастливом и беззаботном состоянии. Многочисленные проекты идеального государства породили обширную традицию в мировой культуре и положили начало формированию нового литературного жанра. Этот жанр окончательно оформился в эпоху Возрождения, благодаря появлению целого ряда книг, среди них была известная утопия англичанина Томаса Мора «Утопия», давшая название этому жанру.

Утопия, как литературный жанр - развернутое описание общественной, государственной и частной жизни воображаемой страны, которая отличается идеальным политическим укладом и всеобщей социальной справедливостью. Утопия - любой нереальный, неосуществимый на практике проект социальных преобразований. В России утопия появилась в 18 веке. Мир не может жить без утопий. И в утопии много противоречий. Как и в романе Замятина. Основополагающие идеи утопии - это идеи социального равенства, разумного государственного устройства, полного материального благоустройства. Но истинного равенства мы не найдем ни в одном из романов. Да возможно ли равенство? Захотят ли люди по доброй воле одинаково думать, одеваться, одинаково питаться, жить в одинаковых домах? Только ли разум определяет поведение? А как же непредсказуемая и неповторимая человеческая душа? Согласиться ли она на такое равенство? Не оборачивается ли всеобщее уравнивание насилием над самой человеческой природой? Многие утописты не отрицают насилия. Так, в Городе Солнца виновные могут быть наказаны сурово. Не отменяют и смертный приговор, который совершают сами люди. Если в идеальном обществе есть преступники, значит, изменение социальных условий все-таки не влечет изменения человеческой природы, и это вынуждены признать сами авторы утопий. И наконец, является ли полное материальное благополучие залогом нравственного совершенства? Если все проблемы решены, если в обществе не возникает никаких конфликтов, какая сила заставляет это общество развиваться? Зачем наука, искусство, духовный поиск, если человек уже достиг всего, чего хотел? По сути дела авторы утопий в своих книгах выводят абсолютно одинаковых людей, насильственно лишенных индивидуальной свободы, общество, остановившееся в своем развитии. Трудно поверить, что человек будет счастлив в таком государстве. Человек для утопистов - абстрактное понятие, лишенное каких-то внутренних противоречий. Наибольшее количество утопий создано в период общественного подъема. Утописты просто созерцали отрадные картины. Неслучайно именно в 20 веке, в эпоху жестоких экспериментов по реализации утопических проектов, антиутопия окончательно оформляется как самостоятельный литературный жанр. Фантастический мир будущего, изображенный в антиутопии, своей рациональностью напоминает мир утопий. Но мир это трагический. Утописты наивно полагали, что «счастье быть как все» и есть истинная свобода, то мироустройство, воссозданное в антиутопиях, прямо опирается на идею Великого Инквизитора из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», который утверждал, что человек не может стать счастливым, не отказавшись от свободы. Занятые исключительно проблемами государственного и общественного устройства, авторы утопий не берут в расчет отдельного индивида. В их произведениях жизнь идеальной страны дана с точки зрения стороннего наблюдателя (путешественника, странника), характеры людей, населяющих ее, психологически не разработаны. Антиутопия изображает «дивный мир» изнутри, с позиции отдельного человека, живущего в нем. Вот в этом-то человеке, превращенном в винтик огромного государственного механизма, и пробуждаются в определенный момент естественные человеческие чувства, не совместимые с породившей его социальной системой, построенной на запретах, ограничениях, на подчинении частного бытия интересам государства. Так возникает конфликт между человеческой личностью и бесчеловечным общественным укладом, конфликт, резко противопоставляющий антиутопию бесконфликтной, описательной утопии. Назначение утопии - указать миру путь к совершенству, задача антиутопии - предупредить мир об опасностях, которые ждут его на этом пути. Продолжение следует…

© 2010-2022