Доклад. Христианские корни в русской литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Христианские корни в русской литературе.

Я неслучайно для доклада выбрала эту тему, потому что я учитель словесности, а на уроках литературы главная задача - воспитание нравственных идеалов на основе классических произведений. Мне кажется, XXI век настолько стремительно вошёл со своими новыми взглядами, новыми технологиями в нашу жизнь, что мы даже не осознаём пока оторванности от тех нравственных идеалов, которые передавались из поколения в поколение. Новая мода, новая музыка, новые нормы жизни, новые течения в литературе и общей культуре… Конечно, ничего странного и страшного не было бы в новом, если бы всё новое не разрушало старого. Я не хочу утрировать, но начало XXI напоминает начало XX века. Тогда события 1905 - 1907 годов, первая мировая война, революции и гражданская война привели к хаосу, к расколу в обществе, к гибели людей. Но в народе жила надежда, была вера в Бога, оставались нравственные начала воспитания. Всё это помогло выстоять, выжить и во время сталинских репрессий, и победить в годы Второй мировой войны. Стремительные события конца XX века - начала XXI века тоже вызвали хаос не только в жизни народа, но и в его сознании. Растерянность, непонимание, резкое снижение материального жизненного уровня, разрушение нравственных идеалов вызвали волну событий, в результате которых многие районы бывшего СССР стали «горячими точками». Изменилась и Россия. Я не буду вдаваться в подробности, потому что цель доклада у меня другая, но на волне этих событий выросло новое поколение, у которого появился новый взгляд на историческое прошлое, на современную и будущую жизнь. Да, жизнь без запретов, без оглядки на прошлое, наверное, легче, но тут другая беда: такая жизнь воспитывает вседозволенность, безнравственность, безверие. «Новые русские» как раз и появились на гребне этих событий. Время не только летит, но и даёт возможность оглянуться, посмотреть со стороны не только на себя, но и на мир, который вокруг. Время даёт возможность понять и исправить ошибки, продумать цели будущего. Мы понемногу приходим в себя и начинаем верить в то, что наши нравственные корни живы, что надежда нас не оставит, и наша Россия снова станет сильной, умной и доброй. Да, почти два миллиона детей сегодня живут в подвалах, так как в родной семье не хватило любви и тепла для воспитания ребёнка. Да, в Росси есть наркоманы, алкоголики, нищие. Есть родители, позабытые детьми, и дети, брошенные родителями. Но прошлого уже не вернёшь, да и не нужно стремиться к этому. Нужно учиться жить в новых условиях, которые диктует нам время. И начинать нужно с воспитания детей. Мы должны воспитывать в них веру в добро и справедливость, должны подарить им надежду на будущее, мы должны отдать им нашу любовь наше нравственное восприятие жизни, чтобы дети на пороге зрелости были готовы принять эстафету жизни и идти в новой жизни твёрдыми шагами, с уверенностью, что всё можно преодолеть.

Большую роль в воспитании ребёнка играет школа. Конечно, нравственное воспитание и начальное мировоззрение закладывается в семье, но школа расширяет кругозор, воспитывает чувства коллективизма, патриотизма, а также помогает раскрыть ребёнку индивидуальные способности. Но нравственное воспитание ученики, прежде всего, получают на уроках литературы.

XIX век - один из замечательных в истории отечественной культуры. В нём расцвели философия и искусство, но больше всего - русская литература. И вот что интересно: при наличии сильных западных влияний, при кажущемся отрыве от народных корней эта литература оказалась подлинно русской, христианской, православной. Тот человек, о котором она говорит, - христианин не в смысле его принадлежности к церкви и даже не в смысле его наличного духовно-нравственного состояния, а в смысле тех ценностей, которые являются для него основными. Так что же это за христианский подход к человеку.

На уроках литературы, особенно в старших классах, я обязательно напоминаю эту дату: 1988 год - год тысячелетнего юбилея крещения Руси. В печати тогда многократно употреблялось словосочетание «тысячелетие русской культуры». Тысячелетие этого события торжественно отмечалось не только церковными кругами, и не только в нашей стране: по решению ЮНЕСКО тысячелетие крещения Руси отмечено как юбилейная дата мировой культуры. Культура русского народа существовала и до принятия христианства. Языческая Русь жила жизнью трудной и жёсткой, даже жестокой. Древняя Русь… Леса, пашни, бескрайние протяжённости равнины, где простор мерили не метрами и вёрстами, а днями и неделями, проведёнными в пути. Ещё нечастые поселения пахарей-смердов, небольшие рубленые города. Всё бытие и самая жизнь - от колосящейся нивы, щедрых рек, дремучих лесов. Случалось, и коней не запрягали в соху или деревянную борону. Коней седлали, шли воинством, щитами прикрывали Русь от звонких вражеских стрел, разом ударяли на хазар, печенегов, половцев. А бывало, скрывались в лесах от лихого набега степных кочевников. Города росли, мечи покоряли новые земли, дружина собирала дань. Русь расширялась, укреплялась, устраивалась. Развивалась и культура народа, самобытная, русская. Песни и сказания передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Существовал уклад семейной жизни. Но с принятием христианства меняется ритм жизни Руси. Не сразу и не в один год новая религия стала общенародной. Но постепенно христианство сливалось с народной культурой россов, их традициями, мифологией, исторической памятью, создавая ту почву, на которой взойдут первые ростки не только русской, но и украинской, белорусской культур. С введением христианства укрепляются международные связи Киевской Руси, она становится равноправным партнёром в числе государств христианской Европы, начинает широко черпать из общего для всей Европы источника культуры. На Русь приходит общеславянская кириллическая письменность - из летописного зерна Византии в кельях Киево-Печёрской лавры вырастает могучее многовековое древо русского летописания. Именно здесь истоки русской литературы, архитектуры, живописи, музыки. Христианская нива давала не только зерно. Она, если прибегнуть к евангельским образам, выращивала и плевелы: человек должен был осознавать себя греховным и ничтожным, учиться отвечать за свои грехи и каяться.

А.С. Пушкин… С детства знакомое имя. В его стихах столько радости, восторженности, печали и страдания. Он любил свой народ, знал его историю, обычаи и традиции. Его сказки пронизаны народной мудростью, воспитывают в людях нравственную чистоту. Г.П. Федотов его прозаическую повесть «Капитанская дочка» назвал «самым христианским произведение в мировой литературе». Как известно, никакой специфики - религиозной проблематики в этой повести нет. Однако при внимательном прочтении легко обнаружить, что в основе произведения лежит христианский подход к человеку и ко всем происходящим событиям. Здесь, как в семени, заложены те ценности, которые позже расцветут и размножаться в русской литературе, составят её духовно-нравственный идеал: жалость, сострадание, участие в человеческой судьбе, отказ от осуждения человеческой личности, тихая, ненавязчивая красота добродетели. Вспомним Петю Гринёва, воспитанный в христианских традициях, он даже у слуги Савельича просит прощение, потому что обидел его незаслуженно. Полюбив Машу, он просит благословения у своих родителей, а не получив его, против воли родителей не идёт, он, никого не предавая, ни перед кем не заискивая, только через правду и чувства справедливости вызывает уважение у Пугачёва. Пушкинская проза пронизана нравственным вдохновением.

Бессмертна и проза Н.В. Гоголя. Сейчас учащиеся не очень любят читать, но при изучении творчества Гоголя они с большим удовольствием погружаются в таинственный мир народных преданий, традиций, праздников. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Сорочинская ярмарка», «Ночь перед Рождеством», «Старосветские помещики», «Майская ночь ил утопленница», знаменитый «Вий»… Эти произведения вызывают у учащихся волну эмоций. Картины народной жизни настолько ярки, что запоминаются навсегда, и школьники уже с нетерпением ждут святки, Рождество, чтобы почувствовать связь с прошлым, с традициями и обычаями народа.

И Пушкин, и Гоголь, и Тютчев, и Достоевский, да и многие другие классики литературы были верующими. Но христианским вдохновением пронизаны произведения Тургенева, Некрасова, Чехова, которые верующими себя не считали. Но всех этих писателей объединяет некая круговая порука совести, всё то же нравственное вдохновение, впитанное от христианских корней родной земли, от соприкосновения с христианским восприятием окружающего мира, от укоренённых в народе христианских нравственных ценностей.

Но откуда в народе эти ценности? Кто их насадил и взращивал, кто воспитывал в нём те духовные качества, что поражали умы интеллигентов? Не было у народа иной воспитательницы кроме Церкви, той самой Церкви, что оказалась искусственно отчуждённой от образованного общества, но никогда не отчуждалась от своего народа. Да и при всей отчуждённости от интеллигенции никто иной, а именно Церковь передавала русскому обществу из поколения в поколение христианское послание, систему христианских ценностей, порвать с которой не решались даже те, кто порывал с самой Церковью.

Одни писатели ясно сознавали эти взаимосвязи, другие нет. Но от этого не прерывалось само явление - опосредствованное свидетельство Церкви о красоте вечных ценностей, содержащихся в евангельской проповеди, и на передний план в качестве посредников такого свидетельства выдвинулись русские литераторы. В этой связи следует в первую очередь сказать о Ф.М. Достоевском. И Гоголь и Достоевский изображают действительное общество. Но Гоголь - писатель по преимуществу социальный, а Достоевский - психологический. Для первого индивидуум важен как представитель известного общества или известного круга; для второго самое общество интересно по влиянию его на личность индивидуума. Но лучше я всё это покажу на примере. При изучении творчества Ф.М. Достоевского я уделяю внимание на первом уроке его собственной биографии, потому что писатель сам прошёл очень «тернистый» путь. Испытав унижение (мнимая казнь), страдания (годы ссылки), преступное увлечение (игра в карты), предательство мнимых друзей, он оставил чистой душу, верил в возрождение человека. Недаром ещё современники называли Достоевского «Великим гуманистом эпохи». Учащиеся должны знать биографию писателя, тогда мир героев его произведений будет более понятен. Я убеждалась в этом не раз. Перед изучением романа «Преступление и наказание» я знакомлю их с романом «Бедные люди». Пересказываю, зачитываю письма Вареньки и Макара Девушкина. Скажу откровенно: первые страницы не вызывают интереса, наоборот, слышится смех. Мне прямо говорили, что это было давным-давно, время сейчас другое, нравы другие. В общем, «Бедные люди» Достоевского сочувствия у нынешнего школьника не вызывают. Тем более эпистолярный стиль произведения так далёк от сегодняшней письменной речи. Но мне прежде всего всегда хотелось пробудить в моих учениках сострадание, понимание к героям, хотелось, чтобы они увидели тот далёкий от них мир и сравнили его с нашим. И мы начинали сопоставлять два мира, искать различия и находить общее. И мои ученики как бы «проснулись», заговорили, заспорили. Они поняли, что Макар и Варенька несут ту народную, христианскую доброту, которая придаёт им силу, укрепляет веру, подаёт надежду. Мои ученики понимают, что эпистолярный жанр романа - это возможность героя говорить своим языком, которую подарил ему автор. И это помогает читателю увидеть как бы изнутри процесс становления личности, почувствовать достоинства «маленького человека», способного жизнь отдать во имя спасения любимой. И Варенька, и Макар - люди верующие, несущие в себе то, что идёт от Бога: любовь и сострадание.

Мы с учащимися приходили к выводу, что терпение, взаимопонимание, вера, надежда и любовь помогают преодолеть трудности, разногласия. А для доказательства этого несколько ребят написали письма тем, кого они обидели. В письмах они признавали свою вину и просили прощение. Из двенадцати, написавших письма, только один остался со своим страданием. Тот, кому он послал письмо, не только не простил его, но и смеялся над письмом и показывал его другим. К сожалению, письмо было послано девушке, которой, видно, пока недоступно чувство сострадания. Что же, умению прощать тоже нужно учиться. Вот такую подготовку я веду перед изучением романа Достоевского «Преступление и наказание», потому что именно в этом романе наиболее ярко выразилась позиция автора по социально-политическим и эстетическим вопросам. Нравственная проповедь христианства через его произведение подняла темы, злободневность которых не только не убывает, а, напротив, возрастает с каждым последующим поколением. Достоевский уверен в том, что не интеллигенция, а именно народ - основа и хранитель национальной самобытности. Он считал, что выражением народного духа является стремление к высшей правде, ибо только православный русский народ, в отличие от католической Европы, сохранил в душе «образ истинного Христа», потребность в страдании как возможности удовлетворить чувство вины из-за несоответствия христианскому идеалу. Православная идея братства, по мнению Достоевского, позволит русскому человеку осуществить в будущем свою национальную «сверхзадачу», - идею «всечеловечности», т.е. объединения и примирения всех народов мира.

Тема личной нравственной ответственности смыкается в творчестве писателя с ответственностью общей. Духовная опасность усматривается им в беспочвенности, в одиночестве и отчуждённости. Одинокая свобода оборачивается одержимостью, своеволием, которое способно привести человека к саморазрушению. Достоевский показывает, как свобода способна ввергнуть человека в рабство идеям, мечтам и страстям, привести к идеям и тирании. При изучении романа «Преступление и наказание» я уже не испытываю отчуждения учащихся. Родион Раскольников воспринимается ими как реальный человек. Учащиеся понимают, что трагедия Родиона разворачивается на фоне безысходных страданий «униженных и оскорблённых», населяющих большой город. Поддавшись странным «недоконченным» идеям, желая помочь бедным, Раскольников забывает одну из главных христианских заповедей: «не убий». Ошибка его в том, что он оторвался от живой жизни народа, от христианских корней. Увлечённый «теорией о двух разрядах людей», он стремиться проверить её на практике. Убийство совершено, но «неразрешимые вопросы восстают перед убийцей, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце, … он - кончает тем, что принуждён сам на себя донести, … чтобы хотя бы погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям… Закон правды и человеческая природа взяли своё». Кто же оказался с Родионом рядом в самый трудный момент его жизни? Именно кроткая и женственная Соня Мармеладова, живущая по евангельским заповедям, подвигает Раскольникова на путь покаяния, отказа от «теории», воссоединения с людьми и жизнью. Долог этот путь. Там, на каторге, Родион, взяв в руки Библию, о которой он давно забыл, понимает, какой грех он совершил. Он как бы заново увидел Соню, которая, несмотря на слабое здоровье, отправилась следом за ним, чтобы помочь найти ему правду в жизни. Да, она грешна. Она тоже во имя голодных детей, больной мачехи вступила на грешный путь. Но она продала тело, а душой осталась чистой. Любовь и доброта её искренни, она живёт по христианским заповедям. На заключительном уроке мы приходим с учащимися к выводу, что опасной беспочвенности, питающей одинокую свободу, Ф.М. Достоевский противопоставляет идеал целостной человеческой жизни, в которой сохраняются органические связи личности с Богом и с окружающим миром. Свобода способна остаться свободой и не впасть в разрушительное своеволие только через любовь, но и сама любовь может существовать только в свободе. А дальше уже учащиеся могут самостоятельно читать и анализировать произведения Ф.М. Достоевского. «Идиот», «Братья Карамазовы » - эти романы ещё глубже раскроют принцип гуманизма писателя. Они услышат и слово Достоевского о Церкви, где люди воистину через Христа способны стать братьями, и это братство основано на любви к ближнему, способной предотвратить отчуждённость, одержимость, насилие и тиранию. «Красота спасёт мир…» Эти слова Достоевского повторяют даже те, кто никогда не читал его произведений.

Достоевский имел в виде не только эстетическую красоту. В первую очередь - этическую, красоту нравственную. Милосердие к людям и природе, чистота души, любовь к ближнему, понимание, терпение и вера - это и есть красота человеческой личности, которая спасёт мир.

Путь к красоте души лежит через покаяние, через веру в Бога.

Особое место в ряду русских литераторов, что несли обществу свидетельство о красоте нравственных ценностей христианства, принадлежит Н.С. Лескову. Судьба России - основная мысль писателя. Среди героев его произведений преобладают люди, преисполненные деятельной любовью к ближнему, состраданием, натуры благородные, способные к самопожертвованию. Писатель не только знал, но и хорошо понимал свой народ, был способен услышать, уразуметь «богословие низов». Жаль, что в школьной программе отводится мало времени для изучения творчества этого замечательного писателя. Но уже на примере двух рассказов («Пигмей» и «Однодум») достаточно увидеть положительный тип русского человека. Герои Лескова - личности общественно незначительные, но незаметность их положения лишь оттенят силу и красоту их духовного подвига. Именно эти люди, герои духа, творят подлинную историю. Лесков писал: «Прожить изо дня в день праведную долгую жизнь, не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего, и не осудив пристрастно врага, гораздо труднее, чем броситься в бездну… или вонзить себе в грудь пук штыков… Одна храбрость ненадёжно защищает государства. Между тем, ... где умножаются праведники, там веселится народ». Тема праведников в творчестве Лескова - не столько моральная проповедь, сколько свидетельство о духовной силе народа и о вырастающей из этой силы уверенности в его огромные возможности и великое предназначение. Значение русской литературы XIX века для наших людей не исчерпывается её высоким художественным уровнем и пророческим видением. Для многих наших современников она является одним из каналов связи с живой христианской традицией. Интерес к решению проблем философского характера, общих вопросов бытия природы и человеческого общества не иссякается в литературе и XX веке. Л. Леонов, А. Платонов, М. Булгаков, А. Ахматова, Б Пастернак, В. Астафьев, В. Белов, Б. Можаев, С. Залыгин, В. Распутин - все они продолжают магистральный путь русской культуры. У них могут разные отношения к Богу и к церкви, но всех их объединяет напряжённый поиск смысла жизни, стремление постичь вечные вопросы бытия. Власть духовная и власть физическая. Какова их роль в жизни человека?

В чём призвание и смысл жизни человека? Что оберегает целостность личности и определяет достойное место человека в окружающем мире? Это и многое другое волнует современных писателей. И то, каким образом эти вопросы ставятся и какие пути для их решения прозреваются, свидетельствует всё о том же нравственном вдохновении, что определяло творчество большинства русских писателей прошлого.

Не случайна и обращённость нынешних писателей к библейской символике, к текстам Священного Писания. Через такую обращённость современные события как бы соотносятся с незыблемыми нормами человеческого бытия, выходят за пределы исторических координат, обретают черты пророческих предостережений.

Тема покаяния присутствовала в творчестве русских классиков, присутствует она и у писателей современности.

Значение русской литературы XIX века не исчерпывается и высоким художественным уровнем и пророческим видением. Для нас она является одним из каналов связи с живой христианской традицией. Интерес к решению проблем философского характера, общих вопросов бытия природы и человеческого общества не иссякает в русской литературе и в XX веке. И в этом отношении русская словесность эпохи продолжает развивать давнюю национальную традицию. Л.Леонов, А. Платонов, М. Булгаков, А. Ахматова, Б. Пастернак, а в наши дни - В. Астафьев, В. Белов, С. Залыгин, В. Распутин, Б. Можаев продолжают христианские традиции прошлого.

Обращение нынешних писателей к библейской символике, к текстам Священного Писания помогают понять, как современные события соотносятся с незыблемыми нравственными нормами человеческого бытия, выходят за пределы исторических координат, обретают черты пророческих предостережений.

XXI век выдвинул много новых проблем. Экологические катастрофы, социальная незащищённость народа, экономический спад в стране, болезни, которые носят сотни тысяч людей (СПИД, гепатит С, раковые заболевания) -всё это вызвало смятение в обществе, подорвало веру в будущее, поэтому тема покаяния стала основной в современной русской литературе. Покаяние как условие духовного и нравственного совершенства, покаяние как средство очищения и освобождения от греха не только личного, но и общественного. Ведь покаяние - есть перемена старого порядка жизни и строя духа, есть осознание неправды и её отрицание, есть перестройка в самом глубинном смысле этого слова. Трагические события из недавнего прошлого нашей страны, которые всё более решительно становятся темой общественной дискуссии, помогают осознать, что без отрицания неправды, как бы ни было горько это отрицание, не может быть перемен к лучшему ни в настоящем, ни в будущем. Но в покаянии не только отрицание, но и утверждение. Покаяние есть подлинное обновление правды, воссоздание красоты и истины. В нём не только смирение, но и дерзновение. Покаяние - это духовный подвиг, совершаемый во имя обновления жизни. Может ли совершиться обновление лика нашего Отечества без духовной борьбы, без подвига, без обращения к вечным христианским нравственным корням? «НЕТ!» - отвечают на этот вопрос все, кто от днепровской купели и до сего дня был подлинным выразителем русской культуры. Я верю в новое возрождение России, потому что всегда помню слова великого поэта:

Умом Россию не понять,

Аршином долгим не измерить.

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.



ХРИСТИАНСКИЕ КОРНИ

В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Доклад. Христианские корни в русской литературе.

(доклад)


Автор: Ахчина Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 98

г. Краснодара



© 2010-2022