Методическая разработка. Литературная викторина (5класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Ак-Тальская СОШ





Методическая разработка. Литературная викторина (5класс)

Викторина по сказкам А.С.Пушкина

"Что за прелесть эти сказки!"



Библиотекарь: Нас-Сюрюн А.А.

Цель: Познакомить детей с творчеством А.С. Пушкина

Задачи: Расширить кругозор детей, воспитывать интерес к творчеству А.С. Пушкина.

Ход занятия

Ведущий: Ребята! Если спросить вас: «Какие книги вы любите читать больше всего?», то, думаю, большая часть из вас ответит: «Сказки!» Конечно, сказки мы любим все. Впервые мы их слышим, когда нам их рассказывают или читают взрослые, а потом с удовольствием читаем их сами.

Сказки бывают разные: народные, современные, авторские. А среди авторов сказок есть один, которого мы все очень любим. Я вам прочитаю маленький отрывок из одной его сказки, а вы мне подскажете имя автора.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том;

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

А.С.Пушкин

Методическая разработка. Литературная викторина (5класс)

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве более двух веков тому назад. Его очень любили родители, он всегда был окружён заботой и вниманием. Но особенно много внимания ему уделяла его няня - Арина Родионовна. Лучше её петь песни и рассказывать сказки никто не умел. Маленький Саша очень любил свою няню и ласково называл её матушкой. Благодаря Арине Родионовне Пушкин полюбил сказки на всю свою жизнь. А часть любви к сказкам превратилась в сами сказки, которые мы с удовольствием слушаем.

Сегодня мы проведём викторину по сказкам А.С.Пушкина и узнаем лучшего знатока и лучшую команду сказок. (аудиозапись заставка к сказкам)

К нам приходят пушкинские сказки,

Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, слова-алмазы

На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы.

Всё скорей нам хочется узнать.

Вздрагивают детские ресницы,

Верят в чудо детские глаза.

Даже если мы уже не дети,

В 20, в 30 лет и 45

Убегаем мы порою в детство,

Убегаем к Пушкину опять.

Убегаем в буйство свежих красок,

В торжество добра над тёмным злом,

Убегаем в пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом.

(И. Акулинина)

слайд2.

Вопросы для разминки (1тур)

1 задание « Вспомни название сказки» ( по опорным словам дети называют название сказки)


а) Царевна, царь, сестры, бочка, остров (« Сказка о царе Салтане»)


б) Откуп, рыбка, изба, корыто ( « Сказка о рыбаке и рыбке»)


в) Базар, жадность, оброк, верёвка (« Сказка о попе и его работнике Балде»)


г) Мудрец, шамаханская царица, шатёр, звездочёт (« Сказка о петушке»)


д) Солнышко, месяц, зеркальце, Чернавка(«Сказка о мёртвой царевне»)

  1. Сколько лет жили в ветхой землянке старик со старухой? (30 лет и 3 года)

  2. Сколько раз закидывал старик невод в море? (3 раза)

  3. Каким фруктом отравилась царевна в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»? (Яблоком)

  4. Мимо какого острова проплывали гости-господа? (Мимо острова Буяна)

  5. Кто был верным сторожем царя Дадона? (Петушок)

  6. В кого превращался князь Гвидон? (Муху, комара, шмеля)

  7. Как звали пса, который сторожил терем семи богатырей? (Соколко)

  8. Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (Дурачина ты, простофиля)

  9. Под каким деревом грызла орешки белка? (Под елью)

  10. За какую плату согласился работать Балда у попа? (В год за три щелка тебе по лбу)



«Отгадайте, из каких сказок эти строки» 2 тур


В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Словно горькая вдовица,

Плачет, бьется в ней царица;

И растет ребенок там

Не по дням, а по часам.


Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась - и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

И жених сыскался ей,

Королевич Елисей.


В свете есть иное диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.


Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

Чуть опасность где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется

И кричит: "Кири-ку-ку.

Царствуй, лежа на боку!"


Вот неделя, другая проходит,

Еще пуще старуха вздурилась:

Опять к рыбке старика посылает.

«Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть столбовою дворянкой,

А хочу быть вольною царицей»


3 тур "Угадай по картинам сказки" (слайды)



Методическая разработка. Литературная викторина (5класс)Методическая разработка. Литературная викторина (5класс)Методическая разработка. Литературная викторина (5класс)


Методическая разработка. Литературная викторина (5класс)Методическая разработка. Литературная викторина (5класс)


4 тур "Кто и из какой сказки говорит такие слова:"


" Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ж ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?"

Методическая разработка. Литературная викторина (5класс)


«Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Методическая разработка. Литературная викторина (5класс)


"Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь чем только пожелаешь".

Методическая разработка. Литературная викторина (5класс)


"Дурачина ты, прямой простофиля!

Выпросил, простофиля, избу!

Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть чёрной крестьянкой,

Хочу быть столбовою дворянкой".

Методическая разработка. Литературная викторина (5класс)


"Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе".

Методическая разработка. Литературная викторина (5класс)


"Свет мой, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?"


Методическая разработка. Литературная викторина (5класс)

"Коль жив я буду,

Чудный остров навещу,

У Гвидона погощу"


Методическая разработка. Литературная викторина (5класс)



"Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу,

Есть же мне давай вареную полбу".


Методическая разработка. Литературная викторина (5класс)


5 тур"Найди хозяина потерянных вещей"


Зеркальце, корыто, бочка, верёвка, корона, орешки, яблоко, клюка, невод, прялка.


6 тур "Надо вспомнить и прочитать стихотворение целиком, угадав его по окончаниям строчек "


1. Простился, снарядился, у окна, одна


Царь с царицею простился,


В путь-дорожку снарядился,


И царица у окна


Села ждать его одна.


2. Скажи, доложи, милее, белее.


Свет мой, зеркальце! Скажи,


Да всю правду доложи;


Я ль на свете всех милее,


Всех румяней и белее?


3. Окном, вечерком


Три девицы под окном


Пряли поздно вечерком.


4. Гуляет, подгоняет, в волнах, парусах.


Ветер по морю гуляет


И кораблик подгоняет,


Он бежит себе в волнах


На раздутых парусах.



7тур. Домашняя работа

Инсценировка отрывков из сказок А.С.Пушкина



8 тур. "Какими словами заканчиваются сказки?"


Сказка ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок.



Я там был, мёд, пиво пил,

Да усы лишь обмочил

На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто.


А Балда приговаривал с укоризной:

"Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной".



Подведение итогов.

Лучшим знатокам сказок вручается грамота и сборник сказок А.С.Пушкина.


Ведущий.


Это Пушкин. Это чудо.


Это прелесть без конца.


В нашей жизни вечно будут


Этих сказок голоса.


Спасибо всем за участие!










Использованная литература:

1. А. С.Пушкин . Сказки. Сборник. Издательство: Росмэн-Пресс, 2007год.

© 2010-2022