Конспект урока по литературе на тему А. П. Чехов. Рассказ Хамелеон Урок 2

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Л-7. А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон».

Тема: Рассказ А.П. Чехова «Хамелеон».

Цель: Формирование умения анализа эпического произведения; понимания роли художественной детали в произведении.

Стимулирование учащихся на желание проявлять инициативу, жить в окружающем мире свободно и самостоятельно.

Формирование у учащихся понятия о чувстве собственного достоинства.

Дополнительная литература: А.П. Чехов «Злоумышленник».

Теория литературы: художественная деталь.

Оборудование: портрет А.П. Чехова; выставка иллюстраций разных художников к рассказу «Хамелеон»; карточки с заданиями для групп.

Эпиграф к уроку: «Два основных порока всякой обывательской души казались Чехову особенно мерзкими: надругательство над слабыми и самоуничижение перед сильными». (К.И. Чуковский)

Ход урока:

1. Продолжение разговора о рассказе «Хамелеон»:

- В композиции любого произведения важная роль принадлежит так называемым художественным деталям.

Художественная деталь - выразительная подробность в произведении, несущая значительную и эмоциональную нагрузку; деталь используется для того, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания.

- Прочитайте первое предложение рассказа и ответьте на вопрос: какая из упомянутых в нём деталей встретится в произведении ещё не раз? (Шинель) - «Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке».

- Сколько же раз в таком маленьком рассказе будет упомянута эта шинель? (4 раза; эта деталь для автора очень важна).

2. Работа в группах:

- Найдите ответы на следующие вопросы для того, чтобы понять, какую же именно роль в рассказе играет шинель Очумелова (группы получают карточки с вопросами):

  1. Почему, давая портрет Очумелова, Чехов не упоминает ни о какой другой детали одежды полицейского надзирателя, кроме шинели?

  2. О чём нам говорит такая подробность, что шинель у Очумелова новая (обратите внимание на то, в какое время года происходят описываемые в рассказе события)?

  3. Как вы думаете, как именно надета на Очумелова шинель - расстегнута она или застёгнута на все пуговицы?

Предполагаемый результат (вывод):

- 1. Описывая полицейского надзирателя, автор не только не упоминает о каких-либо других деталях его одежды, но и вообще ничего не говорит о его лице, цвете волос, других компонентах портрета. Мы «не видим» лица Очумелова, шинель - это всё, что мы знаем о его внешности. Следовательно, перед нами не человек, а чин, именно это в нём главное!

2. На дворе - лето (в руках у Очумелова - решето с конфискованным крыжовником), почему же надзиратель идёт в шинели? Потому, что шинель - новая, т.е. в этот чин Очумелов, скорее всего, произведён недавно, поэтому его ещё греет сознание «высоты» собственного положения; ради неё хозяин согласен потерпеть жару.

3. Вероятно, что шинель расстёгнута: трудно представить, что после слов Очумелова: «Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто…Ужас, как жарко!» - городовой, держащий в руках решето с крыжовником, прежде чем снять шинель со своего начальника, будет её расстёгивать.

- Почему нам было важно выяснить этот факт? (Отправляясь на обход базарной площади, Очумелов чувствует себя среди обывателей хозяином, властью, перед которой трепещут «хрюкины» и им подобные.

- Когда очумеловская шинель опять оказывается в центре повествования?

Вопросы и задания для групп:

  1. Подготовить выразительное чтение по ролям рассказа со слов: «По какому случаю тут?» до слов «Знаю вас, чертей!»

  2. Какие слова стали для Очумелова сигналом для изменения «окраски», т.е. отношения к щенку? Почему? Внутренние или внешние изменения происходят в этот момент с полицейским надзирателем?

  3. Как и с помощью каких языковых средств, автор добивается комического эффекта в этом эпизоде (обратите внимание на характер языка Очумелова)?

Предполагаемый результат (вывод):

- 2. Виновник «беспорядка» на базарной площади - борзой щенок, укусивший за палец золотых дел мастера Хрюкина. Стремясь навести порядок, полицейский надзиратель разражается потоком ругательств в адрес владельца щенка, называет владельца мерзавцем и обещает показать «кузькину мать». Но после предположения из толпы о якобы генеральской принадлежности щенка, Очумелов резко меняет своё мнение. Именно эти слова послужили сигналом для тех перемен, что произошли с только что упивавшимся своей властью Очумеловым. Он, в полном соответствии со своей говорящей фамилией, буквально очумел от услышанного! Ведь если хозяин собаки генерал Жигалов, то всё, что до этого полицейский надзиратель говорил о хозяине собаки, сказано о генерале! Следовательно, он, Очумелов, чинов не признаёт и не почитает, а это слышали все собравшиеся на площади! Эти мысли вихрем пронеслись в голове Очумелова за несколько секунд, что прошли после реплики из толпы. Небольшая заминка - звучит знаменитая фраза: «Сними-ка, брат Елдырин, с меня пальто…Ужас, как жарко!» И жарко, конечно, не от солнца.

3. Комический эффект ситуации Чехов усиливает за счёт речевой характеристики персонажа. Внешне рассказ построен как диалог, но на самом деле в нём преобладает монологическая речь Очумелова, и именно речевое мастерство автора помогает нам до конца понять социальную суть и комизм хамелеонства. Язык Очумелова чисто полицейский, «жандармский», в нём постоянно звучат обороты из официальных уложений и приказов: «Пора обратить внимание на подобных господ, нежелающих подчиняться постановлениям…» и т.д. Особого эффекта Чехов достигает тем, что в речи Очумелова канцеляризмы, порой в одном предложении, соседствуют с просторечьями и вульгаризмами: «Как оштрафуют его, мерзавца…», «Я ему покажу кузькину мать…».

Вывод:

Сущность характера Очумелова заключается в том, что правда и справедливость для него не имеют никакого значения: кто сильнее, тот и прав! Полицейский надзиратель потерял всё, что было связано с человеческим достоинством и честью, от одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод.

- Шинель - деталь, организующая развитие действия рассказа. В начале повествования шинель - символ власти полицейского надзирателя над обывателями. В те моменты, когда выясняется, что щенок всё-таки генеральский, городовому Елдырину приходится то снимать её со своего начальника, то одевать на него всего лишь навсего пальто. Чинопочитание и самоуничижение Очумелова тут же отражается на его отношении к символу собственной власти. Право шинелеодеяния Очумелову снова возвращается автором в завершающем предложении рассказа: полицейский надзиратель одерживает верх над ситуацией, после сомнений и шатаний «восстанавливает» (в глазах толпы обывателей) «справедливость» и своё право на власть.

3. Итоги обсуждения вопросов:

- В центре рассказа «Хамелеон» - полицейский надзиратель Очумелов. Он оказался между двух огней: должен окончательно решить, бродячая ли собака укусила Хрюкина или всё-таки генерала Жигалова.

- Какие же качества своей души Очумелов проявил по отношению к золотых дел мастеру Хрюкину, да и ко всей собравшейся толпе?

- Как можно определить отношение Очумелова к генералу Жигалову, его брату и даже его собаке?

- А какое качество у Очумелова отсутствует напрочь?

- Постарайтесь определить одним словом суть поведения Очумелова в запечатлённой Чеховым сценке. Только ли для Чеховского героя характерно такое поведение?

Хамелеонство Очумелова выражается в следующих чертах:

  1. по отношению к Хрюкину: грубость, надменность, самомнение, заносчивость, высокомерие, спесивость;

  2. по отношению к генералу: подхалимство, угодничество, чинопочитание, самоуничижение, льстивость, пресмыкание, раболепство, заискивание;

  3. по отношению к самому себе: полное отсутствие чувства собственного достоинства.

4. Домашнее задание:

- Письменно ответьте на вопрос: «Сколько хамелеонов вы видите в рассказе Чехова? Обоснуйте своё мнение».

4

© 2010-2022