- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по теме. .. онимы, или Что такое красота? (Лексическое богатство русского языка) в 5 классе
Конспект урока по теме. .. онимы, или Что такое красота? (Лексическое богатство русского языка) в 5 классе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Воробьёва Т.Ю. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
5 класс
Обобщающий урок по теме «…онимы, или Что такое красота?»
Цели урока:
- обучающая: систематизировать знания пятиклассников о синонимах, антонимах, показать их выразительные возможности в художественных и публицистических текстах;
- развивающая: развивать у школьников умение анализировать текст в единстве содержания и формы;
- воспитательная: доказать мысль о многоликости красоты вокруг нас; воспитывать любовь к родному языку, прививать потребность в стройной, выразительной и благозвучной речи.
Ход урока.
1.Осмысление темы урока.
Учитель: Прочитайте, пожалуйста, тему урока. (На доске и в индивидуальных листах учеников тема записана так: «…онимы, или ______________________________?»)
Ученики: Мы будем повторять синонимы, антонимы, омонимы. Но в названии урока две части, вторая представляет собой вопрос.
Учитель: Какой это вопрос, вы узнаете из словарной разминки.
2. Словарная разминка.
Ученики вставляют пропущенные буквы в словосочетаниях, написанных на индивидуальных листах, проводят этимологический анализ некоторых слов:
Пр…к…снуться к веч(?)ной кр…с…те, в…л…к…лепие родной природы (др/рус. «вель» - большой, «лепота» - красота), искре(н, нн)…е насл…ждение изящ(?)ным, и(с, сс)ку(с, сс)тво (однокоренные слова: вкусить, искусить, искушение) п…ревопл…щения, во(с, з)х…щаться (др/рус. - «увлекаться», однокоренное слово - похитить) ж…в…писной панорамой, пр…крас(?)ное д…лёко, м…л…видность лица, внутре(н, нн)…я ч…стота, бл…г…родные чу(?)ства (др/рус. «чувати» - слушать, осознавать).
Учитель: Ребята, какой темой объединены записанные словосочетания?
Ученики: Темой красоты.
Учитель: Что такое красота? На этот вопрос мы будем сегодня искать ответ. Впишите этот вопрос в название урока.
Учитель: Первый ответ на вопрос урока дают записанные словосочетания. Выпишите из них синонимы к слову «красота». Вспомните, что такое синонимы.
Ученики: Синонимы - от греч. syn - «со» + onyma - «имя» - слова, близкие по значению.
В словосочетаниях мы встретили такие синонимы к слову «красота»: великолепие, живописность, прекрасное, миловидность.
Учитель: Какие антонимы к этому слову вы можете подобрать? Вспомните, что такое антонимы.
Ученики: Антонимы - от греч. anti - «против» + onyma - «имя» - слова, противоположные по значению. Антонимы к слову «красота» - безобразие, уродство.
Учитель: Впишите синонимы и антонимы к слову «красота» в свои листы с заданиями.
3. Анализ предложенных текстов.
Учитель: Наполнить конкретным содержанием ответ на вопрос урока вам помогут подобранные мною тексты.
Прочитайте, пожалуйста, первый текст и ответьте, «красив» ли он.
Ученики читают текст, записанный на индивидуальном листе:
Человек - творец всего вокруг. Его творчество разнопланово: это и памятники архитектуры, и полотна художников, и произведения народных промыслов, и наши города, парки, скверы… Творения человека бессмертны, как вечно и его желание творить.
Ученики: Текст некрасив, потому что, во-первых, он не относится к художественному стилю и, во-вторых, в нём много однокоренных слов.
Учитель: Чтобы сделать этот текст благозвучным, замените, пожалуйста, однокоренные слова синонимичными.
Возможный вариант правки текста:
Человек - творец всего вокруг. Его творчество разнопланово: это и памятники архитектуры, и полотна художников, и произведения народных промыслов, и наши города, парки, скверы… Дела человека бессмертны, как вечно и его желание создавать красоту.
Учитель: На основе изменённого текста сделайте вывод, о каких гранях красоты вы узнали.
Ученики: Красота - это стройность и благозвучие нашей речи, великолепие творений человека.
Учитель: Продолжим наши наблюдения. Прочитайте, пожалуйста, второй текст и восстановите его, включив в него слова-антонимы.
Ученики читают и восстанавливают текст Н. Сладкова:
Странный в сентябре лес - в нём рядом и весна, и осень. Жёлтый лист и зелёная травинка. Поблёкшие и живые цветы. Тёплое солнце и холодная радуга. Увядание и расцвет. Тишина и песни. И грустно, и весело.
Учитель: О каком еще одном лике красоты вы узнали из текста?
Ученики: О прелести, живописности окружающего мира.
Учитель: Н. Сладков добился этого благодаря использованию слов-антонимов, которые помогли создать пёструю картину сентябрьского леса, где сочетаются противоположные краски, состояния, ощущения.
Учитель: Но красота имеет не только внешние проявления. Вспомните и перескажите древнюю легенду «Художники». (Ребята подробно анализировали этот текст на занятии спецкурса.)
Художники.
В давние времена пришли художники к царю разрешить спор, как надо расписывать дворцы и храмы.
Одни говорили: писать надо так, как пишут они, не иначе.
Другие, напротив, превозносили своё умение.
Отвёл царь и тем и другим художникам одну мастерскую, повелев разделить её занавесом на две половины - ровно.
И вот художники приступили к работе.
Первые принесли горшки тонкотёртых красок: синюю краску, как небо ночью; красную, как маки на закате; зелёную, как море утром; жёлтую, как песок под солнцем; розовую, как ногти женщины.
Другие же художники красок не принесли вовсе, зато все старания приложили к тому, чтобы стену свою сделать глаже воды и чище снега.
Когда одни художники роспись закончили, то и другие объявили работу готовой.
Тогда царь удивился и спросил:
- Какая же это работа, если вы за краски не брались?
Они ответили:
- Сними занавес и суди.
Занавес убрали.
И - чудо! - белая стена, чистая, как снег, гладкая, как вода, засверкала всеми красками той стены, что была напротив.
Отраженье прекрасного было так же прекрасно: синяя краска - как небо ночью, красная - как мак на закате, зелёная - как море утром, жёлтая - как песок под солнцем, розовая - как ногти женщины.
И все увидели, что обе стены великолепны.
И, радуясь красоте, которую дано им создать, художники помирились.
А царь сказал:
- Двумя способами душа наша может стать прекрасной - украсив себя талантом и чистотою. Ибо прекрасное отражается в ч и с т о т е1.
Учитель: Какова основная мысль этой легенды? В чьих словах она выражена? Оформите это предложение на своих индивидуальных листах.
Ученики записывают предложение:
Царь сказал: «Душа украшает себя талантом и чистотою. Ибо прекрасное отражается в чистоте».
Учитель: О каком проявлении красоты вы узнали из этого текста? Сделайте дополнение к нашим наблюдениям.
Ученики: Красота - это ещё и душевная чистота.
4. Подведение итогов урока. Формулировка вывода.
Учитель: Итак, сегодня мы искали ответ на вопрос: что такое красота? Оформите свои наблюдения в виде схемы на ваших рабочих листах.
Красота
стройность и душевная чистота
благозвучие речи
великолепие живописность
творений окружающего
человека мира
Учитель: Напишите вывод урока, доказав мысль о том, что красота многолика.
5. Домашнее задание.
Какой «лик» красоты вам ближе? Напишите об этом сочинение-миниатюру.
Индивидуальный лист для работы учащихся на уроке.
…онимы, или ______________________________?
1. Пр…к…снуться к веч(?)ной кр…с…те, в…л…к…лепие родной природы, искре(н, нн)…е насл…ждение изящ(?)ным, и(с, сс)ку(с, сс)тво п…ревопл…щения, во(с, з)х…щаться ж…в…писной панорамой, пр…крас(?)ное д…лёко, м…л…видность лица, внутре(н, нн)…я ч…стота, бл…г…родные чу(?)ства.
Красота - __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Человек - творец всего вокруг. Его творчество разнопланово: это и памятники архитектуры, и полотна художников, и произведения народных промыслов, и наши города, парки, скверы… Творения человека бессмертны, как вечно и его желание творить.
3. Странный в сентябре лес - в нём рядом и весна, и _________. Жёлтый лист и зелёная травинка. Поблёкшие и __________ цветы. Тёплое солнце и __________ радуга. Увядание и ___________. Тишина и песни. И грустно, и ___________.
4.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Красота многолика. ________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1 Эхо. Предания, сказания, легенды, сказки/ Сост.: В.Б. Муравьев и Л.Г. Чудова. - М.: Детская литература, 1973. - С.21-22.