Рабочая программа по русскому языку для 8 класса

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 5-9 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по русскому языку для 5-9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского. Количество часов, предусмотренных в каждом классе:V класс - 204 ч. (6 ч. в неделю), (развитие речи –28 ч.);VI класс - 204 ч. (6 ч. в неделю), (развитие речи –28 ч.);VII класс - 136 ч. (4 ч. в неделю), (развитие речи –24 ч.);VIII класс - 102 ч. ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Починковский муниципальный район


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Никитинская средняя общеобразовательная школа

Починковского района Нижегородской области


РАССМОТРЕНО. СОГЛАСОВАНО. УТВЕРЖДАЮ.

на заседании методического Заместитель директора по УВР Директор

объединения учителей _____________ Кошкина Т.А. МБ ОУ Никитинская СОШ

гуманитарного цикла, биологии от «___»____________ 2013г. ___________ Т.И. Чичерова

и географии Приказ №__

Протокол № ___ от «___»__________ 2013 г.

от «__»_________2013г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

для 8 класса




Составитель: Илюшечкина Татьяна Сергеевна, учитель

( первая квалификационная категория)

















2013 год

Программа предмета "Русский язык", 8 класс (С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко) 102 ч. (3 ч. в неделю)

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы». М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н.М. Шанский. М.; «Просвещение» 2009.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.

Цели обучения:

- воспитание гражданственности и патриотизма, интереса и любви к русскому языку;

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;

- освоение знаний о русском языке;

- формирование умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Задачи:

- развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.

- на базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и её разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать своё речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.

Общая характеристика учебного предмета

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 8 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Для изучения предмета «Русский язык» в учебном плане отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации, поэтому знакомство с системой языка должно предполагать обучение школьников овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения.

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Поэтому освоение учащимися русского языка, осознание его богатых возможностей, красоты, признание его значения в жизни человека и общества важно для духовно-нравственного становления личности. Воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению с языком, умелому его использованию в процессе общения следует рассматривать как компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его гражданственности.

Язык - это явление культуры, поэтому качество владения языком, грамотность устной и письменной речи являются показателями общей культуры человека. Помощь школьникам в осознании этого факта и на его основе формирование стремления полноценно владеть языком в устной и письменной форме - второй компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его культурного облика.

Русский язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию.

Общие учебные умения, навыки в освоении учебного предмета

Учащиеся должны:

- знать/понимать определения основных изучаемых в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

Уметь:

Речевая деятельность:

Аудирование:

- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;

- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;

- определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;

- рецензировать устный ответ учащихся;

- задавать вопросы по прослушанному тексту;

- слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;

Чтение:

- прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами.

- используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты- по оглавлению и заголовкам статей.

- при необходимости переходить на изучающее чтение;

- читать и пересказывать небольшие по объёму тексты о выдающихся отечественных лингвистах.

Говорение:

- пересказывая текст, отражать своё понимание проблематики и позиции автора исходного текста;

- вести репортаж о школьной жизни;

- строить небольшое по объёму устное высказывание на основе схем, таблиц, других наглядных материалов;

- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;

- составлять инструкцию по применению того или иного правила;

- принимать участие в диалогах различных видов.

Письмо:

- пересказать фрагмент прослушанного текста;

- пересказать прочитанное публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;

- создавать сочинение-описание архитектурного памятника, сочинение - сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему

- сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;

- писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка;

- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;

Текст:

- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;

- распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые свойства воздействия на читателя.

Фонетика и орфоэпия:

- правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

Морфемика и словообразование:

- разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;

- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;

- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;

Лексикология и фразеология:

- разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;

- пользоваться разными видами толковых словарей;

- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;

- находить в дудожественном тексте изобразительно- выразительные приёмы, основанные на лексических возможностях русского языка;

Морфология:

- распознавать части речи и их формы;

- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарём грамматических трудностей;

- опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;

Орфография:

- применять орфографические правила;

- объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;

Синтаксис и пунктуация:

- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики стилистических свойств;

- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями;

- правильно строить предложения с обособленными членами;

- проводить интонационный анализ простого предложения;

- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;

- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.

Содержание учебного предмета

Функции русского языка в современном мире (1ч.)

Русский язык в современном мире.

Русский язык - язык великого русского народа и один из богатых языков мира, поэтому русский язык функционирует как язык межнационального общения и один из мировых языков.

Основные разделы языка, основные языковые единицы.

Повторение изученного в VII классе (6+2ч.)

Функции знаков препинания в простых и сложных предложениях: завершение, разделение, выделение; распределение знаков препинания на группы по их функциям; синтаксические условия употребления знаков препинания.

Виды предложений по количеству описанных ситуаций, фрагментов действительности (простые и сложные); средства связи простых предложений в сложные: союзные средства и интонация (союзные) или интонация (бессоюзные).

Виды сложных союзных предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные) в зависимости от средства связи: сочинительного или подчинительного союзного средства.

Условия выбора и и я в суффиксах полных и кратких прилагательных, причастий, наречий; синтаксическую роль наречий (обстоятельство), кратких прилагательных, причастий, категории состояния (сказуемое).

Условия выбора слитного и раздельного написания частицы не с разными частями речи: глаголами, краткими причастиями, деепричастиями, прилагательными (относительными и притяжательными), числительными.

Синтаксис и пунктуация

Словосочетание (2ч.)

Повторение пройденного о словосочетании в V классе.

Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

Синтаксический разбор словосочетаний.

Простое предложение (3+2ч.)

Повторение пройденного о предложении.

Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого.

Порядок слов в предложении.

Интонация простого предложения.

Логическое ударение.

Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

Простые двусоставные предложения (6+2ч.)

Повторение пройденного о подлежащем.

Способы выражения подлежащего.

Повторение изученного о сказуемом.

Составное глагольное сказуемое.

Составное именное сказуемое.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

Второстепенные члены предложения (7+2ч.)

Повторение изученного о второстепенных членах предложения.

Прямое и косвенное дополнение (ознакомление).

Несогласованное определение.

Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении.

Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).

Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

Использование в речи согласованные и несогласованные определения как синонимов.

Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Простые односоставные предложения (9+2ч.)

Группы односоставных предложений.

Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные,

не определенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

Осложненное предложение.

Неполные предложения (2ч.)

Понятие о неполных предложениях.

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Однородные члены предложения (11+2ч.)

Повторение изученного об однородных членах предложения.

Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией.

Однородные и неоднородные определение

Ряды однородных членов предложения.

Разделительные знаки препинания между однородными членами.

Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.

Вариативность постановки знаков препинания.

Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).

Обособленные члены предложения (10ч.)

Понятие об обособлении.

Обособленные определения и обособленные приложения.

Обособленные обстоятельства.

Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных.

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

Предложения с уточняющими обособленными членами предложения (2ч.)

Уточнение как вид обособленного члена предложения.

Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения.

Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями (10+2ч.)

Повторение изученного об обращении.

Распространенное обращение.

Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции.

Междометия в предложении.

Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях.

Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий

Публичное выступление на общественно значимую тему и/или об истории своего края.

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь (5+2ч.)

Повторение изученного о прямой речи и диалоге.

Способы передачи чужой речи.

Слова автора внутри прямой речи.

Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь.

Цитата.

Знаки препинания при цитировании.

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

Повторение пройденного в VIII классе (12ч.)

Синтаксис, пунктуация, культура речи

Словосочетание.

Простое предложение.

Главные члены предложения.

Второстепенные члены предложения.

Односоставные предложения.

Неполные предложения.

Осложненное предложение.

Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения

Обращение.

Вводные и вставные конструкции.

Чужая речь.

Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

1. Русский язык: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений/С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко. - М : Просвещение, 2011

2. Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку 5 - 9 классы / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский - М.: Просвещение,

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Средства ИКТ:

- компьютер;

- мультимедийый проектор;

- принтер;

- интерактивная доска;

Таблицы:

Мультимедиатека:




© 2010-2022