План урока в 7 классе на тему: Причастие

Тема"Причастие"- одна из трудных для восприятия учащимися нерусских школ, поэтому приходится тщательно подбирать необходимый материал.На данном уроке я постаралась сделать материал доступным, связанным с материалами о родном селе, таблицы и схемы наглядными для восприятия, урок-исследование даёт возможность детям проявить творчество и индивидуализм, позволяет активизировать познавательную активность учащихся,групповая форма работы воспитывает чувство уважения к товарищам, умение слушать и слышат...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7 КЛАСС. РУССКАЯ РЕЧЬ.

  1. Тема урока: ПРИЧАСТИЕ

Тип урока: урок - обобщение.

Форма урока: исследовательская работа.

  1. Цели урока:

А) Образовательная: на основе исследовательской работы обобщить знания учащихся о причастии.

Б) Развивающая: развивать навыки учащихся по ведению исследовательской и творческой работы, употреблению причастий и причастных оборотов в своей речи и на письме; совершенствовать умения учащихся анализировать текст.

В) Воспитывающая: воспитывать у учащихся любовь к природе, родному краю.

  1. Оборудование урока: таблицы образования действительных и страдательных

причастий, графопроектор, слайды, опорная схема, раздаточные тексты с

заданиями, игрушки, оценочный лист



  1. Ход урока.

  1. Организационный момент. Отметить отсутствующих и проверить готовность учащихся к уроку.

  2. Работа с текстом. Раздать текст всем учащимся, а также через графопроектор текст дать на экран.

Зимнее утро.

Над простирающимися полями и величавыми горами поднимается лучистое солнце. Проснувшаяся природа радостно раскрыла свою красоту устремлённому взору наблюдателя. Перед нами открылась панорама горной местности, прилегающей к нашему селу. Как красива наша природа! Возвышающиеся горные вершины имеют причудливый вид. Особую выразительность придают горам тропинки, извивающиеся по склонам гор, и маленькие ручейки, стекающие с горных вершин. Склоны гор покрыты недавно выпавшим нежным снегом. Утренний ветерок слегка покачивает ветки могучих горных деревьев, пустивших свои мощные корни в каменистую почву. Ущелья, занесённые снегом, скрывают свою опасную глубину. Высоко в небе кружатся парящие орлы, которые высматривают себе утреннюю добычу. К водопою спускаются красавцы - архары, решившие пораньше напиться свежей воды. Видимая горная территория относится к Аксу-Джабаглинскому заповеднику. Над Арысью зависает небольшое белое облачко, образованное из речного охлажденного пара. На предгорных полях укрытый снегом озимый хлеб дышит чистым утренним воздухом и набирает нужную ему жизненную силу.

Чтение текста учащимися.

  1. Словарная работа: объяснение новых и трудных слов:

/Через графопроектор показать на экране/

простирающийся - созылып жату; причудливый - таңғажайып

величавый - маңғаз; выразительность - мәнерлік

устремлённый ұмтылған; парить - самғау

возвышаться - асқақтау; панорама - көрініс;

извиваться - иректелу; прилегать - жанына жату;

охлажденный - суытылған; озимый хлеб - күзгі бидай



  1. Выполнение заданий к тексту:

А) К какому типу речи относится этот текст?

Б) Определите стиль текста.

В) Приведите примеры эпитетов и олицетворений, использованных автором в тексте, какую роль они играют в тексте?

С) Определите основную мысль текста.

  1. Знакомство с домашей творческой работой учащихся на тему «Природа родного края». Учащиеся читают свои мини-сочинения.

  2. Воспитательные моменты урока. Утвердить девиз в отношении с

природой: «Свой край люби и береги!» /Написать и вывесить отдельно/.

Уделить внимание учащихся на бережное отношение к природе, вызвать у них стремление охранять и беречь богатства родного края.

7. Исследовательская работа:

А) Определяем объект исследования / причастие./

Составить двойную диаграмму Венна.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ


ПРИЧАСТИЯ


ГЛАГОЛА


ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

  1. Вид

  2. Время

  3. Возвратная или невозвратная форма

  4. Требует от существительного форму определенного падежа

  5. В предложении может быть сказуемым

  6. Обозначает действие

1. Отвечает на вопросы: какой (- ая, -ое, ие)?

2. Склоняется по падежам

3. Согласуется с существительным в роде, числе, падеже

4. Имеет полную и краткую форму

5. В предложении бывает определением

6. Обозначает признак предмета




Обозначает признак по действию

Действительное или страдательное




Б) Даются задания 2 группам

Задание для первой группы

  1. Во втором предложении признак какого предмета обозначают и к какому виду относятся причастия проснувшаяся, устремленному? Сделайте вывод. /Проснувшаяся (природа) - обозначает признак предмета, который сам производит действие, поэтому действительное причастие.

Устремленному (взору) - обозначает признак предмета, который подвергается действию, поэтому страдательное причастие./

  1. От какого глагола и с помощью чего образовались причастия:

Простирающимися, парящие, пустивших? Сделайте вывод.

/Простирающимися - простира-ются ( 1 спряж, наст.время)+ющ+ими+ся

Парящие - пар-ят (2 спряж, наст.вр.)+ящ+ие

Пустивших - пусти-ть (неопр.форма)+вщ+их/

  1. От какого глагола и с помощью чего образовались причастия:

Видимая, образованное, укрытый? Сделайте вывод.

/Видимая - вид-ит (2 спряж.наст.вр)+им+ая

Образованное - образова-л(прош.вр.)+нн+ое

Укрытый - укры-л (прош.врем)+т+ый /

  1. Сделать морфологический разбор слова простирающимися в первом предложении.

Задание для второй группы

  1. Какими формами представлены причастия устремлённому (взору), покрыты (склоны), и какую синтаксическую роль они играют в предложениях?

  2. Разберите данное предложение по членам и объясните постановку знаков препинания: Перед нами открылась панорама горной местности, прилегающей к нашему селу.

  3. В данном предложении причастный оборот замените предложением, имеющим союзное слово «который»:

К водопою спускаются красавцы- архары, решившие пораньше напиться свежей воды. Сделайте вывод

/К водопою спускаются красавцы - архары, которые решили пораньше напиться свежей воды. Вывод: причастный оборот можно заменить придаточным определительным предложением/

8. Игра: «Образуй причастие от данного глагола».ребята передают друг другу игрушку, при этом должны правильно образовать причастия от названного глагола.

9. По опорной схеме обобщить знания учащихся о причастии. Обобщение делают сами учащиеся.

Действительное

Страдательное

Особая форма глагола

Образует причастный оборот

Имеет полную и краткую форму

В предложении бывает определением или сказуемымПлан урока в 7 классе на тему:ПричастиеПлан урока в 7 классе на тему:ПричастиеПлан урока в 7 классе на тему:ПричастиеПлан урока в 7 классе на тему:ПричастиеПлан урока в 7 классе на тему:ПричастиеПлан урока в 7 классе на тему:ПричастиеПлан урока в 7 классе на тему:Причастие



  1. Выполнение тестового задания. (Тест даётся по графопроектору)

ТЕСТ № 7-3-1

  1. Укажи действительное причастие настоящего времени.

А). встретивший

В) красивый

С) кричащий

Д) укрываемый

  1. Укажи страдательное причастие прошедшего времени.

А) летящий

В) принесённый

С) хранивший

Д) замечательный

  1. Укажи действительное причастие прошедшего времени.

А) покупаемый

В) привёз

С) скрытый

Д) говоривший.

  1. Укажи страдательное причастие настоящего времени

А) наблюдаемый

В) вспаханный

С) принёсший

Д) летящий

  1. Забиты (гвозди). Это:

А) Полное действительное причастие

В) Краткое действительное причастие

С) полное страдательное причастие

Д) Краткое страдательное причастие

Ответы проверяем по ключу. (Взаимопроверка)

Ключ правильных ответов.

  1. - С

  2. - В

  3. - Д

  4. - А

  5. - Д

5. Выводы по уроку и комментированное выставление оценок учащимся.

Использовать оценочный лист.

6. Задание на дом: составить текст с использованием причастий на тему:

«У нас дома….»



© 2010-2022