Рабочая программа для 3 класса по внеурочной деятельности «Занимательное словообразование» на 2015-2016 учебный год

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрена и одобрена « Утверждаю»

на заседании методического совета Директор

Руководитель МС МОУ «Кривозерьевская СОШ»

_________/Р.К.Карабанова/ ________/Н.Х.Янгляев/

«31» августа2015г . «31»августа 2015

Протокол №1 от 31.08.2015г. Приказ№_______08.2015г.




Рабочая программа для 3 класса

по внеурочной деятельности

«Занимательное словообразование»

на 2015-2016 учебный год








Составитель: учитель

русского языка и литературы

Сухова Г.С.












2015 г

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «В мире сказок» составлена с учетом требований современной педагогики в соответствии с интересами учащихся младшего школьного возраста.

Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку в детях развивается чувство прекрасного. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование вневременно: ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, значит - сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути. Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима.

Актуальность программы

В наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Мультфильмы же, предлагая свою трактовку, навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого и творческого восприятия сказки. Очень печально, что в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы незаменимы в детстве, они являются соединяющим звеном поколений и традиций. Через сказку старшее поколение учит детей строить жизнь по законам добра и красоты. По желанию родителей для формирования духовной культуры и эстетического развития детей разработана программа «В мире сказок». Данная программа построена на глубоком, осмысленном прочтении детьми русских народных и авторских сказок.

Цель программы: формирование духовной культуры и эстетическое развитие личности ребенка, формирование первоклассников как квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти; расширение читательского кругозора первоклассников.

Задачи:

  • открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;

  • используя сказки о животных вселять уверенность в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра;

  • развитие эмоционально - чувственной сферы;

  • развитие прикладных умений и навыков;

  • развитие мелкой моторики;

  • развитие устной речи, навыков общения;

  • обучение чтению - рассматриванию;

  • формирование навыка чтения.


ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ КУРСА

Работа с детьми строится на взаимосотруднечестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка.

В качестве учебного материала для формирования первоклассников читателей выбрана сказка. Выбор сделан не случайно. Первоклассник - читатель и слушатель особенный. Он больше эмоционален, чем рассудителен, и поэтому поэтические образы сказки для него убедительны и реальны. Сказка - это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя первоклассника в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка - это ещё и начало культурного воспитания.

Большое значение имеет выбор сказки. По мнению знатоков литературы, лучшими сказками для детей шести - семи лет являются сказки о животных, которые вселяют в учеников веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.

Осознать духовный мир русских народных и авторских сказок детям помогает использование на занятиях таких современных форм и методов, как беседа-диалог, познавательные и сюжетно-ролевые игры, инсценизация и театрализация, а также просмотр видеофильмов с последующим их обсуждением, что способствует формированию у детей способности интерпретировать сказку, извлекая из нее нравственный смысл и накапливая собственный духовный опыт. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность, на самостоятельный творческий поиск детей в различных формах: рисование, аппликация, лепка, сочинительство, изготовление кукол, декораций, постановка спектаклей.
Программа имеет интегрированный характер. Она может быть использована на уроках литературного чтения, при проведении классных часов, праздников. Подведение итогов занятий рекомендуется провести в различных формах общественной презентации: выставка творческих работ и поделок, путешествие в сказку, литературный аукцион, конкурс, спектакль.

В ходе занятий младшие школьники будут не только овладевать необходимыми теоретическими и практическими знаниями по содержанию программы, но и смогут проявить себя в духовно привлекательных, личностно значимых для них формах творческой деятельности.

Условия реализации программы

Программа рассчитана на один год для учащихся 1 классов.

Занятия проходят 1 раз в неделю по одному часу. В год - 33 часа.

Ожидаемые результаты освоения программы


Личностные результаты:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

  • эмоционально воспринимать сказки;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать своё отношение к героям прочитанных сказок к их поступкам.

Средство достижения этих результатов - тексты сказок вопросы и задания к ним, диалоги постоянно действующих героев, обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

  • с помощью учителя определять и формировать цель деятельности на занятии;

  • проговаривать последовательность действий на занятии;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

  • с помощью учителя определять последовательность действий на занятии, умение высказывать свою версию на основе полученных знаний;

Познавательные УУД

  • делать выводы в результате совместной работы;

  • иллюстрировать услышанное или прочитанное;

  • пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;

  • передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказок;

  • ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

Коммуникативные УУД

  • оформлять свои мысли (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • слушать, осознанно читать и отвечать на вопросы;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные результаты:

  • воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

  • уметь рассказывать сказки;

  • знать популярные русские народные сказки;

  • знать признаки сказки как жанра;

  • знать виды сказок (волшебные, сказки о животных)

  • знать правила работы с красками, пластилином, бумагой ножницами;

Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни

Второй уровень результатов - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного социального действия.















Содержание программы

1 класс


Програмная тема


Тема занятия

Кол-во часов

Тема 1. Вводное занятие

(1 ч)

Вводное занятие. Путешествие в сказку.

1

Тема 2. Сказки о животных

(22 ч)

Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых»

1

Украинская народная сказка «Колосок».

1

Русская народная сказка «Заячья избушка». Латвийская народная сказка «Заячий домик».

1

Русская народная сказка «Заяц - хваста». Д. Н. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

1

Русская народная сказка «Три медведя».

1

Русская народная сказка «Вершки и корешки»

1

Русская народная сказка «Маша и медведь»

1

Русская народная сказка «Кот и лиса»

1

Русская народная сказка «Лиса и заяц»

1

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»

1

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

1

Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»

1

Русская народная сказка «Аленушка и лиса»

1

Сказки про зайца, лису и медведя.

1

Русская народная сказка «Колобок»

3

Русская народная сказка «Петушок - золотой гребешок»

1

Русская народная сказка «Жихарка».

1

Украинская народная сказка «Рукавичка». Сказка «Теремок» в разных обработках.

3

Тема 3. Волшебные сказки (9 ч)

Русская народная сказка «Рукодельница и ленивица»

1

Русская народная сказка «Хаврошечка»

3

Русская народная сказка «По щучьему веленью»

1

Русская народная сказка «Снегурочка»

1

Русская народная сказка «Волшебное кольцо»

1

Русская народная сказка «Цветочек аленький»

1

Русская народная сказка «Лягушка-царевна»

1

Тема 4. Итоговое занятие

(1 ч)

Праздник сказок. Итоговое занятие.

1


Тема 1. Вводное занятие.

(Знакомство с выставкой книг «Сказки». Отличительные признаки сказок, как жанра. Беседа-диалог: «Твоя любимая сказка. Чем она тебе нравится?»

Тема 2. Сказки о животных.

Прослушивание и чтение сказок. Анализ содержания. Пересказ. Отличительные признаки сказок про животных. Герои сказок. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. Составление вопросов по содержанию сказок. Чтение по ролям, изготовление декораций. Инсценирование сказки. Рисование героев. Просмотр мультфильмов. Разучивание игры «Лиска - лиса». Иллюстрирование. Викторина.

Тема 3. Волшебные сказки.

Прослушивание и чтение сказок. Анализ содержания. Отличительные признаки волшебных сказок. Пересказ. Разучивание игры «Колечко». Изготовление декораций. Инсценировка сказки. Иллюстрирование. Просмотр мультфильма.

Тема 4. Итоговое занятие.

Викторина «Путешествие по сказкам».







Календарно-тематическое планирование

1 класс (33 часа)

Тема занятия

Содержание занятия

Кол-во часов

Дата проведения

1

Вводное занятие. Путешествие в сказку.

Знакомство с выставкой книг «Сказки». Отличительные признаки сказок, как жанра. Беседа-диалог: «Твоя любимая сказка. Чем она тебе нравится?»

1

Плани-

руемая

Факти-

ческая

2

Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых»

Прослушивание и сравнение сказок. Инсценировка сказки «Репка».

1

3

Украинская народная сказка «Колосок».

Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания. Отличительные признаки сказок про животных.

1

4

Русская народная сказка «Заячья избушка». Латвийская народная сказка «Заячий домик».

Прослушивание сказок. Сравнение содержания сказок. Герои сказок.

1

5

Русская народная сказка «Заяц - хваста». Сравнение с авторской сказкой Д. Н. Мамина - Сибиряка «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Чтение сказок читающими детьми. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки.

1

6

Русская народная сказка «Три медведя».

Чтение сказки. Составление вопросов по содержанию сказок. Просмотр мультфильма.

1

7

Русская народная сказка «Вершки и корешки»

Чтение сказки. Анализ содержания. Пересказ.

1

8

Русская народная сказка «Маша и медведь»

Слушание. Ролевая игра.

1

9

Русская народная сказка «Кот и лиса»

Чтение, краткий пересказ, рисование героев.

1

10

Русская народная сказка «Лиса и заяц»

Чтение сказки. Анализ содержания. Пересказ.

1

11

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»

Чтение сказки. Анализ содержания. Разучивание игры «Лиска - лиса».

1

12

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Чтение сказки. Анализ содержания. Пересказ.

1

13

Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»

Чтение сказки. Анализ содержания. Чтение по ролям.

1

14

Русская народная сказка «Аленушка и лиса»

Чтение сказки. Пересказ. Иллюстрирование.

1

15

Сказки про зайца, лису и медведя.

Выставка книг. Чтение сказок. Викторина.

1

16

Русская народная сказка «Колобок»

Слушание, рассказывание сказки, изготовление декораций. Инсценирование сказки.

1

17-22

Русская народная сказка «Репка»

Слушание, рассказывание сказки, Распределение ролей. Разучивание слов. Инсценирование сказки.

6

23

Русская народная сказка «Петушок - золотой гребешок»

Чтение сказки. Составление вопросов по содержанию сказки.

1

24

Русская народная сказка «Жихарка».

Слушание. Чтение сказки. Работа над пересказом.

1

25

Украинская народная сказка «Рукавичка». Сказка «Теремок» в разных обработках.

Чтение сказок. Сравнение сюжетов. Работа над пересказом.

1

26

Русская народная сказка «Рукодельница и ленивица»

Слушание, лепка из пластилина колодца и ведерка.

1

27

Русская народная сказка «Хаврошечка»

Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование.

1

28

Русская народная сказка «По щучьему веленью»

Чтение сказки. Анализ содержания. придумывание вопросов к тексту. Просмотр мультфильма.

1

29

Русская народная сказка «Снегурочка»

Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование.

1

30

Русская народная сказка «Волшебное кольцо»

Чтение сказки. Анализ содержания. Отличительные признаки волшебных сказок. Разучивание игры «Колечко».

1

31

Русская народная сказка «Цветочек аленький»

Слушание, чтение сказки, иллюстрирование.

1

32

Русская народная сказка «Лягушка-царевна»

Слушание, чтение. Просмотр мультфильма.

1

33

Праздник сказок. Итоговое занятие.

Викторина «Путешествие по сказкам».

1

Материально- техническое обеспечение

  • книги со сказками;

  • компьютер, мультимедиапроектор;

  • видеофильмы со сказками;

  • альбом, цветные карандаши;

  • пластилин;

  • предметные картинки.

Учебно-методическое обеспечение предмета

Детский портал «Солнышко» solnet.ee/

Сайт «ПочемуЧка» pochemu4ka.ru/

Сайт «Воспитание сказкой» rojdestvo.ru/about/publish/10/236/

Сайт «Мамины сказки» maminiskazki.ru/moi-skazki-v-knigax

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» festival.1september.ru/



















Список литературы

  1. Джежелей О.В.Колобок: Литературные игры и забавы для учеников и учителей, для родителей т детей - для всех, кто любит сказку.- М.,1994

2. Сухин И.Г. Книга - выручалочка по внеклассному чтению.- М.,1994.

3. «Русские народные сказки» - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008

4. Подборка материалов из научно- методического журнала « Начальная

школа», методической газеты « Начальная школа- 1 сентября».

5. Фольклорные посиделки. Минск, 2008.

6. Яровая Л.Н. Внеклассные мероприятия. 1 класс.- М.;ВАКО, 2005.

7. Солнышко. Сост З.Г.Сахипова и др.- С.-Петербург, «Просвещение», 1992

8. Жиренко О.Е. «Внеклассные мероприятия. 1 класс» - М.: ВАКО, 2006

9. «Родничок». Книга для внеклассного чтения в 1 классе. - Тула: «Родничок», 1998

10. Белоусенко А.В. Волшебный мир сказок: утренники. - Волгоград: учитель, 2009


© 2010-2022