- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа для 3 класса по внеурочной деятельности «Занимательное словообразование» на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа для 3 класса по внеурочной деятельности «Занимательное словообразование» на 2015-2016 учебный год
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сухова Г.С. |
Дата | 19.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рассмотрена и одобрена « Утверждаю»
на заседании методического совета Директор
Руководитель МС МОУ «Кривозерьевская СОШ»
_________/Р.К.Карабанова/ ________/Н.Х.Янгляев/
«31» августа2015г . «31»августа 2015
Протокол №1 от 31.08.2015г. Приказ№_______08.2015г.
Рабочая программа для 3 класса
по внеурочной деятельности
«Занимательное словообразование»
на 2015-2016 учебный год
Составитель: учитель
русского языка и литературы
Сухова Г.С.
2015 г
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «В мире сказок» составлена с учетом требований современной педагогики в соответствии с интересами учащихся младшего школьного возраста.
Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку в детях развивается чувство прекрасного. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование вневременно: ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, значит - сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути. Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима.
Актуальность программы
В наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Мультфильмы же, предлагая свою трактовку, навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого и творческого восприятия сказки. Очень печально, что в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы незаменимы в детстве, они являются соединяющим звеном поколений и традиций. Через сказку старшее поколение учит детей строить жизнь по законам добра и красоты. По желанию родителей для формирования духовной культуры и эстетического развития детей разработана программа «В мире сказок». Данная программа построена на глубоком, осмысленном прочтении детьми русских народных и авторских сказок.
Цель программы: формирование духовной культуры и эстетическое развитие личности ребенка, формирование первоклассников как квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти; расширение читательского кругозора первоклассников.
Задачи:
-
открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;
-
используя сказки о животных вселять уверенность в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра;
-
развитие эмоционально - чувственной сферы;
-
развитие прикладных умений и навыков;
-
развитие мелкой моторики;
-
развитие устной речи, навыков общения;
-
обучение чтению - рассматриванию;
-
формирование навыка чтения.
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ КУРСА
Работа с детьми строится на взаимосотруднечестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка.
В качестве учебного материала для формирования первоклассников читателей выбрана сказка. Выбор сделан не случайно. Первоклассник - читатель и слушатель особенный. Он больше эмоционален, чем рассудителен, и поэтому поэтические образы сказки для него убедительны и реальны. Сказка - это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя первоклассника в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка - это ещё и начало культурного воспитания.
Большое значение имеет выбор сказки. По мнению знатоков литературы, лучшими сказками для детей шести - семи лет являются сказки о животных, которые вселяют в учеников веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.
Осознать духовный мир русских народных и авторских сказок детям помогает использование на занятиях таких современных форм и методов, как беседа-диалог, познавательные и сюжетно-ролевые игры, инсценизация и театрализация, а также просмотр видеофильмов с последующим их обсуждением, что способствует формированию у детей способности интерпретировать сказку, извлекая из нее нравственный смысл и накапливая собственный духовный опыт. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность, на самостоятельный творческий поиск детей в различных формах: рисование, аппликация, лепка, сочинительство, изготовление кукол, декораций, постановка спектаклей.
Программа имеет интегрированный характер. Она может быть использована на уроках литературного чтения, при проведении классных часов, праздников. Подведение итогов занятий рекомендуется провести в различных формах общественной презентации: выставка творческих работ и поделок, путешествие в сказку, литературный аукцион, конкурс, спектакль.
В ходе занятий младшие школьники будут не только овладевать необходимыми теоретическими и практическими знаниями по содержанию программы, но и смогут проявить себя в духовно привлекательных, личностно значимых для них формах творческой деятельности.
Условия реализации программы
Программа рассчитана на один год для учащихся 1 классов.
Занятия проходят 1 раз в неделю по одному часу. В год - 33 часа.
Ожидаемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
-
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
-
эмоционально воспринимать сказки;
-
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
-
высказывать своё отношение к героям прочитанных сказок к их поступкам.
Средство достижения этих результатов - тексты сказок вопросы и задания к ним, диалоги постоянно действующих героев, обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
-
с помощью учителя определять и формировать цель деятельности на занятии;
-
проговаривать последовательность действий на занятии;
-
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
-
с помощью учителя определять последовательность действий на занятии, умение высказывать свою версию на основе полученных знаний;
Познавательные УУД
-
делать выводы в результате совместной работы;
-
иллюстрировать услышанное или прочитанное;
-
пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;
-
передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказок;
-
ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
-
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Коммуникативные УУД
-
оформлять свои мысли (на уровне предложения или небольшого текста);
-
слушать и понимать речь других;
-
слушать, осознанно читать и отвечать на вопросы;
-
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
-
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты:
-
воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
-
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
-
уметь рассказывать сказки;
-
знать популярные русские народные сказки;
-
знать признаки сказки как жанра;
-
знать виды сказок (волшебные, сказки о животных)
-
знать правила работы с красками, пластилином, бумагой ножницами;
Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни
Второй уровень результатов - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Содержание программы
1 класс
Програмная тема
Тема занятия
Кол-во часов
Тема 1. Вводное занятие
(1 ч)
Вводное занятие. Путешествие в сказку.
1
Тема 2. Сказки о животных
(22 ч)
Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых»
1
Украинская народная сказка «Колосок».
1
Русская народная сказка «Заячья избушка». Латвийская народная сказка «Заячий домик».
1
Русская народная сказка «Заяц - хваста». Д. Н. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
1
Русская народная сказка «Три медведя».
1
Русская народная сказка «Вершки и корешки»
1
Русская народная сказка «Маша и медведь»
1
Русская народная сказка «Кот и лиса»
1
Русская народная сказка «Лиса и заяц»
1
Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»
1
Русская народная сказка «Лиса и журавль»
1
Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»
1
Русская народная сказка «Аленушка и лиса»
1
Сказки про зайца, лису и медведя.
1
Русская народная сказка «Колобок»
3
Русская народная сказка «Петушок - золотой гребешок»
1
Русская народная сказка «Жихарка».
1
Украинская народная сказка «Рукавичка». Сказка «Теремок» в разных обработках.
3
Тема 3. Волшебные сказки (9 ч)
Русская народная сказка «Рукодельница и ленивица»
1
Русская народная сказка «Хаврошечка»
3
Русская народная сказка «По щучьему веленью»
1
Русская народная сказка «Снегурочка»
1
Русская народная сказка «Волшебное кольцо»
1
Русская народная сказка «Цветочек аленький»
1
Русская народная сказка «Лягушка-царевна»
1
Тема 4. Итоговое занятие
(1 ч)
Праздник сказок. Итоговое занятие.
1
Тема 1. Вводное занятие.
(Знакомство с выставкой книг «Сказки». Отличительные признаки сказок, как жанра. Беседа-диалог: «Твоя любимая сказка. Чем она тебе нравится?»
Тема 2. Сказки о животных.
Прослушивание и чтение сказок. Анализ содержания. Пересказ. Отличительные признаки сказок про животных. Герои сказок. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. Составление вопросов по содержанию сказок. Чтение по ролям, изготовление декораций. Инсценирование сказки. Рисование героев. Просмотр мультфильмов. Разучивание игры «Лиска - лиса». Иллюстрирование. Викторина.
Тема 3. Волшебные сказки.
Прослушивание и чтение сказок. Анализ содержания. Отличительные признаки волшебных сказок. Пересказ. Разучивание игры «Колечко». Изготовление декораций. Инсценировка сказки. Иллюстрирование. Просмотр мультфильма.
Тема 4. Итоговое занятие.
Викторина «Путешествие по сказкам».
Календарно-тематическое планирование
1 класс (33 часа)
№
Тема занятия
Содержание занятия
Кол-во часов
Дата проведения
1
Вводное занятие. Путешествие в сказку.
Знакомство с выставкой книг «Сказки». Отличительные признаки сказок, как жанра. Беседа-диалог: «Твоя любимая сказка. Чем она тебе нравится?»
1
Плани-
руемая
Факти-
ческая
2
Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых»
Прослушивание и сравнение сказок. Инсценировка сказки «Репка».
1
3
Украинская народная сказка «Колосок».
Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания. Отличительные признаки сказок про животных.
1
4
Русская народная сказка «Заячья избушка». Латвийская народная сказка «Заячий домик».
Прослушивание сказок. Сравнение содержания сказок. Герои сказок.
1
5
Русская народная сказка «Заяц - хваста». Сравнение с авторской сказкой Д. Н. Мамина - Сибиряка «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
Чтение сказок читающими детьми. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки.
1
6
Русская народная сказка «Три медведя».
Чтение сказки. Составление вопросов по содержанию сказок. Просмотр мультфильма.
1
7
Русская народная сказка «Вершки и корешки»
Чтение сказки. Анализ содержания. Пересказ.
1
8
Русская народная сказка «Маша и медведь»
Слушание. Ролевая игра.
1
9
Русская народная сказка «Кот и лиса»
Чтение, краткий пересказ, рисование героев.
1
10
Русская народная сказка «Лиса и заяц»
Чтение сказки. Анализ содержания. Пересказ.
1
11
Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»
Чтение сказки. Анализ содержания. Разучивание игры «Лиска - лиса».
1
12
Русская народная сказка «Лиса и журавль»
Чтение сказки. Анализ содержания. Пересказ.
1
13
Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»
Чтение сказки. Анализ содержания. Чтение по ролям.
1
14
Русская народная сказка «Аленушка и лиса»
Чтение сказки. Пересказ. Иллюстрирование.
1
15
Сказки про зайца, лису и медведя.
Выставка книг. Чтение сказок. Викторина.
1
16
Русская народная сказка «Колобок»
Слушание, рассказывание сказки, изготовление декораций. Инсценирование сказки.
1
17-22
Русская народная сказка «Репка»
Слушание, рассказывание сказки, Распределение ролей. Разучивание слов. Инсценирование сказки.
6
23
Русская народная сказка «Петушок - золотой гребешок»
Чтение сказки. Составление вопросов по содержанию сказки.
1
24
Русская народная сказка «Жихарка».
Слушание. Чтение сказки. Работа над пересказом.
1
25
Украинская народная сказка «Рукавичка». Сказка «Теремок» в разных обработках.
Чтение сказок. Сравнение сюжетов. Работа над пересказом.
1
26
Русская народная сказка «Рукодельница и ленивица»
Слушание, лепка из пластилина колодца и ведерка.
1
27
Русская народная сказка «Хаврошечка»
Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование.
1
28
Русская народная сказка «По щучьему веленью»
Чтение сказки. Анализ содержания. придумывание вопросов к тексту. Просмотр мультфильма.
1
29
Русская народная сказка «Снегурочка»
Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование.
1
30
Русская народная сказка «Волшебное кольцо»
Чтение сказки. Анализ содержания. Отличительные признаки волшебных сказок. Разучивание игры «Колечко».
1
31
Русская народная сказка «Цветочек аленький»
Слушание, чтение сказки, иллюстрирование.
1
32
Русская народная сказка «Лягушка-царевна»
Слушание, чтение. Просмотр мультфильма.
1
33
Праздник сказок. Итоговое занятие.
Викторина «Путешествие по сказкам».
1
Материально- техническое обеспечение
-
книги со сказками;
-
компьютер, мультимедиапроектор;
-
видеофильмы со сказками;
-
альбом, цветные карандаши;
-
пластилин;
-
предметные картинки.
Учебно-методическое обеспечение предмета
Детский портал «Солнышко» solnet.ee/
Сайт «ПочемуЧка» pochemu4ka.ru/
Сайт «Воспитание сказкой» rojdestvo.ru/about/publish/10/236/
Сайт «Мамины сказки» maminiskazki.ru/moi-skazki-v-knigax
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» festival.1september.ru/
Список литературы
-
Джежелей О.В.Колобок: Литературные игры и забавы для учеников и учителей, для родителей т детей - для всех, кто любит сказку.- М.,1994
2. Сухин И.Г. Книга - выручалочка по внеклассному чтению.- М.,1994.
3. «Русские народные сказки» - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008
4. Подборка материалов из научно- методического журнала « Начальная
школа», методической газеты « Начальная школа- 1 сентября».
5. Фольклорные посиделки. Минск, 2008.
6. Яровая Л.Н. Внеклассные мероприятия. 1 класс.- М.;ВАКО, 2005.
7. Солнышко. Сост З.Г.Сахипова и др.- С.-Петербург, «Просвещение», 1992
8. Жиренко О.Е. «Внеклассные мероприятия. 1 класс» - М.: ВАКО, 2006
9. «Родничок». Книга для внеклассного чтения в 1 классе. - Тула: «Родничок», 1998
10. Белоусенко А.В. Волшебный мир сказок: утренники. - Волгоград: учитель, 2009