- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка урока по русскому языку на тему Сочинение-рассуждение по картине Е. В. Сыромятниковой Первые зрители (6 класс)
Разработка урока по русскому языку на тему Сочинение-рассуждение по картине Е. В. Сыромятниковой Первые зрители (6 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сулейманова М.Ю. |
Дата | 18.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Программа: общеобразовательная М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.Т. Тростецова и др.
Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.Т. Тростецова и др. «Русский язык 6 класс».
Место урока в программе: Раздел: Местоимение. Урок развития речи.
Форма урока: Урок разработан в рамках технологии развития речи.
Количество часов в неделю: 6 часов.
Этапы урока:
-
Этап актуализации.
-
Структура сочинения-рассуждения.
-
План работы над сочинением-рассуждением.
-
Загадка картины «Первые зрители» художницы Е.В. Сыромятниковой.
-
Работа с картиной. Подбор рабочих материалов к сочинению-рассуждению по картине.
-
Работа с черновиками сочинения-рассуждения (по шаблону).
-
Чтение вслух сочинения-рассуждения.
Оборудование к уроку:
-
Плазменный телевизор.
-
Ноутбук.
-
Презентация к уроку.
Цель урока: Актуализировать уже имеющиеся знания, умения, навыки для построения текста-рассуждения.
Перед нами стоят задачи:
-
использовать изобразительно-выразительные средства языка;
-
раскрывать творческие способности и образно мыслить;
-
учиться выражать собственную позицию и аргументировать её.
Ход урока
I. Вступление.
Сегодня мы будем разгадывать тайну картины Елены Васильевны Сыромятниковой «Первые зрители».
Тема урока: сочинение-рассуждение по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители».
II. Структура сочинения-рассуждения.
Структуру сочинения-рассуждения можно изобразить схематично. Мы с вами её уже знаем. Нарисуйте на доске (Приложение 1).
Итак, заявив тезис, мы его рассматриваем с разных сторон, высказываем аргументы. Это самая большая часть работы, недаром она называется основной. С каждым абзацем мы приближаемся к решению заявленной в нашей работе проблемы или тезиса.
-
Абзац - это этап пути, по которому движется наша мысль. Сколько абзацев в сочинении-рассуждении? (ответ: 3 абзаца)
-
Тезис и вывод не должны превышать треть от всего объема сочинения.
-
Вывод - это обязательная часть, придающая законченный вид. В выводе содержится то, ради чего, собственно, и пишется сочинение. Значит, структура нашего сочинения-рассуждения - это … продолжите. (ответ: тезис, аргументы, вывод)
-
Сколько аргументов должно быть? Аргументов должно быть обязательно два.
Например: Тема «Я - болею».
- Что требуется доказать?
- Я действительно болею.
- Основной вопрос?
- Какие симптомы болезни присутствуют?
Отвечают учащиеся.
- Аргумент 1 - у меня высокая температура.
- Аргумент 2 - меня знобит.
- Аргумент 3 - заложен нос.
- Аргумент 4 - я кашляю.
Вывод: Да, я действительно болею.
Если мы делаем вывод на основе одного аргумента, то наш вывод не является объективным.
Например:
Аргумент 1 - я кашляю.
- Вывод - я болею.
Из этого одного аргумента может быть сделан и другой вывод: «Я поперхнулся», значит, аргументов должно быть не менее двух.
III. План работы над сочинением-рассуждением.
Чтобы раскрыть тему сочинения-рассуждения логично и убедительно, необходимо использовать план.
Каков план работы над сочинением-рассуждением?
-
Обсуждение темы. Называем тему (Сочинение-рассуждение по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители»).
-
Выдвигаем основной тезис. Нашим тезисом будет ответ на вопрос «Что увидели мальчики»?
-
Составляем план. План написан на доске и у каждого есть шаблон (Приложение 2).
-
Подбираем аргументы.
-
Пишем сочинение на черновик.
-
Пишем сочинение на чистовик.
IV. Загадка картины «Первые зрители» художницы Е.В. Сыромятниковой.
А теперь обратимся к картине (Приложение 3).
Сейчас начинается самая интересная часть нашего урока.
Картина в картине! С таким мы сталкиваемся впервые. Каждый из вас выдвинет свой собственный тезис - что же изображено на картине, которая стоит на мольберте? Что увидели первые зрители?
(У каждого учащегося есть репродукция из учебника и большая репродукция на TV).
Перед нами картина Екатерины Васильевны Сыромятниковой «Первые зрители». Это художница из Украины, член Союза Художников. Окончила Московский художественный институт имени Сурикова. Участница многих зарубежных и российских выставок. Сейчас её работы приобретены в частные коллекции, поэтому малоизвестны.
V. Работа с картиной. Подбор рабочих материалов к сочинению-рассуждению по картине.
Мы с вами видим одну из ранних картин художницы «Первые зрители».
Вопросы учителя
Предполагаемые ответы учащихся
1. Что изображено на картине?
Комната художника. Она хорошо убрана. Окно открыто. За окном - лес, полянка, травка, березы.
2. Что мы видим в комнате?
Мольберт с картиной, палитра с красками, под окном папка с эскизами. В комнате чисто и светло. У окна старинное кресло с резными ножками. Украшает комнату букет с ромашками.
3. Кто главные герои картины?
Два мальчика, которые заглядывают в окно. Старший мальчик внимательно разглядывает картину, а младшему интересна сама комната.
4. В чем особенность именно этой картины?
Эта картина соединяет в себе портрет, пейзаж, натюрморт. Это картина в картине. В ней есть тайна, загадка. Каждый думает, что изображено на картине, которую мы видеть не можем. Эта картина заставляет остановиться и задуматься.
5. Какой вопрос мы задаем себе, глядя на картину?
Что изображено на картине, которая стоит на мольберте?
6. Итак, какие варианты картины есть у вас?
- там изображена ваза с ромашками;
- на картине написан пейзаж, - это вид из окна;
- мальчик рассматривает портрет.
7. Тезис.
- На картине изображён пейзаж.
- На картине изображён натюрморт.
- На картине изображён портрет мальчиков.
8. Приведите аргументы к своему тезису.
1. Художник восхищается видом из окна.
Художник живет в большом городе и хочет оставить себе на память березы, полянку, травку и лес.
2. Художник специально нарвал цветы для летнего натюрморта.
Ромашки - это любимые цветы мамы художника и он хочет подарить ей картину.
3. Мальчики - это сыновья художника, и он запечатлел их в деревне на каникулах.
Художник нарисовал своих соседей-мальчишек, которых каждый день видел в окно.
9. Каким будет вывод?
1. Итак, на картине нарисован летний пейзаж.
2. Я уверен, мальчик рассматривает прекрасный натюрморт с полевыми ромашками.
3. Значит, на картине мальчик рассматривает портрет.
10. Это сочинение-рассуждение по картине. Каким должно быть первое предложение, т.е. вступление?
Передо мной картина Е. Сыромятниковой «Первые зрители». Здесь есть загадка, тайна - что же изображено на картине?
Итак, на картине есть пейзаж за окном, натюрморт - букет ромашек, интерьер комнаты, два мальчика. Очень хочется заглянуть за мольберт и увидеть то, что видят мальчики. Наверное, ребята живут где-то рядом. Они выбрали момент, когда художник вышел из комнаты, и подбежали к окну. Такие картины всегда привлекательны для зрителя - хочется разгадать её тайну, загадку. Ведь настоящее мастерство - это всегда тайна.
К этому полотну поэт Игорь Брумер написал стихотворение:
Картина. Комната. Мальчишки,
почти залезшие в окно.
И не читают они книжки,
и не идут смотреть кино.
Картина в комнате и краски,
и кресло мягкое в углу,
но взгляд не оторвать от сказки,
от той прекраснейшей завязки,
что расплескалась по холсту.
В картине комната и тихо,
и звука не произнести.
Мы затаим дыханье, - слышишь,
чтоб красоту не извести.
Чтоб свежесть красок не поблекла,
ещё таких сырых, живых.
Чтоб нам чудес открылась дверка,
чтоб любоваться нам на них.
VI. Работа с черновиками сочинения-рассуждения (по шаблону).
Перед вами лист индивидуальной работы. Сейчас мы приступим к заключительной части нашего урока - к написанию сочинения-рассуждения. Этот лист - черновик. Приступайте к работе. Какие слова вы не будете переписывать в чистовик? (Вступление, Аргументы, Вывод).
Будьте внимательны! Делайте все тщательно и неторопливо. Главное правило, если есть вообще какие-то правила творчества, - это верить себе и быть искренним. Успехов!
VII. Чтение вслух сочинения-рассуждения.
Чтение вслух написанных учащимися черновиков сочинений-рассуждений.
Домашнее задание: Написать чистовики. Можно их художественно оформить.