- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Технологическая карта к уроку литературы в 6 классе по теме Неизвестный цветок
Технологическая карта к уроку литературы в 6 классе по теме Неизвестный цветок
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Баторова В.С. |
Дата | 22.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Методическая разработка урока литературы в 6-а классе
Тема урока: «Чтобы жить и светиться, надо много трудиться» (А.П.Платонов. «Неизвестный цветок»)
Цель урока: познакомить учащихся с биографией писателя, с его сказкой-былью «Неизвестный цветок». Продолжить формирование умений работать с текстом; выявить проблемы, затронутые автором.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Планируемые результаты:
Личностные : воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к чтению.
Метапредметные;
-
Познавательные: ориентироваться в справочной литературе, отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;
-
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
-
Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение, проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.
Предметные : познакомить со сказкой-былью «Неизвестный цветок», выявить проблемы, поднятые автором в тексте.
Методы и формы обучения: фронтальная (беседа), индивидуальная (устный рассказ, практическая работа), групповая, коллективная
Оборудование:
-
ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку;
Структура урока:
-
Организационный этап.
-
Актуализация знаний.
-
Постановка учебной задачи.
-
Усвоение новых знаний.
-
Закрепление изученного материала.
-
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
-
Выставление оценок за урок.
Технологическая карта урока
Этап урока
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.
Организационный момент
Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха
Проверяет
готовность к уроку
Приветствуют учителя
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Мотивационно-целевой
(стадия вызова)
Создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
Здравствуйте. Ребята, прочитайте слова «чтобы жить и трудиться, надо много трудиться». Как вы их понимаете?
Какие задачи предстоит нам выполнить на этом уроке?
Также мы поговорим о цветке. Цветке неизвестном. Необычном. Сказочном. Непохожем на другие цветы.
На сегодняшнем уроке мы изучим замечательный рассказ «Неизвестный цветок» и поразмышляем над проблемами, поставленными автором.
- записывают в тетрадь число, классная работа и тему урока
Принцип деятельности.
УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
Принцип целостности.
УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)
Поисково-исследовательский (осмысление содержания)
Развивать умения применять новые знания.
Инструкция для учащихся: Сегодня вы должны будете оценивать сами свою выполненную работу. Максимальное количество баллов, которые вы должны получить - 8, и далее смотрите по критериям оценивания. В конце урока каждый, просчитав свои баллы, выставляет себе оценку за урок.
1. Вы познакомились с содержанием сказки-были, и, я думаю, что он вам понравился. Как вы думаете, хорошо ли вы знаете произведение? У каждого на парте лежит шкала оценивания (знания/незнания), напишите на нем фамилию и имя. Давайте оценим сами себя. Для этого в шкале поставьте крестик там, на каком уровне вы находитесь. Уровни такие: не знаю (0), плохо знаю (1), хорошо знаю (2). Итак, кто оценил свои знания на «хорошо», а кто - «плохо»? В конце урока мы вернемся к шкале, и вы оцените насколько продвинулись вперед.
2.А теперь вспомним развитие сюжета в произведении. Перед вами простой план текста произведения, но этапы все рассеяны, т.е. перепутаны. Ваша задача: поставить все этапы в правильном порядке. Полученный план запишите в тетрадь. Чтобы проверить, работаем в паре, обмениваемся тетрадями и проверяем друг у друга. Результат заносим в лист оценивания. Если без ошибок выполнена работа ставим «2 балла», если 1,2 ошибки - 1 балл, а если 3,4 ошибки, то ставим - «0».
3. А теперь подумаем над определением жанра произведения. Вопросы классу:
Когда вы открыли произведение, то что было написано под названием «Неизвестный цветок»?
Какие слова-ассоциации вызывают у вас эти слова, запишите их?
Итак, что такое сказка? Что такое быль?
Оцените сами свой ответ. Если ответили правильно, ставим - 2 балла, если недостаточно - 1 балл, если не смогли - 0 баллов.
Как соединяет автор эти два жанра? (Реальное и фантастическое переплетается в произведении)
Назовите реальное и фантастическое в произведении.
4. Итак, переходим к анализу проблем, затронутых в рассказе. Вам предлагается поработать в группе: Каждая группа имеет свое задание, оценивание проходит таким образом: после выступления работу всей группы оценивает весь класс, все члены группы получают одинаковый балл.
1 группа: найдите в тексте описание первого неизвестного цветка, найдите ключевые слова, характеризующие этот цветок.
Дополнительные вопросы:
- почему цветок сравнивается со звездой
- опишите его запах
2 группа: найдите в тексте эпизод, где рассказывается, что было «другим» летом?
Дополнительные вопросы:
- как все изменилось?
-какие были цветы?
-почему «немного хуже»?
3 группа: найдите описание последнего цветка. Выпишите ключевые слова, характеризующие его.
Дополнительный вопрос:
-почему же последний цветок был самым красивым, самым лучшим?
4 группа: «художники». Нарисуйте цветок, каким его изобразил Платонов в тексте.
5 группа:
-
Благодаря чему неизвестный цветок выжил?
-
Можем мы сказать, что его труды не пропали даром? Почему?
Таким образом:
Чему у цветка может научиться человек?
В чем идея этого произведения? (Что хотел сказать автор своим рассказом?)
Оценивают сами себя
Составляют последовательный план этапов рассказа
Обмениваются тетрадями, проверяют друг у друга
Отвечают на вопросы
Пишут:
Сказка- волшебство, фантастика, чудо
Быль - былина, было, быть
Видят на слайде:
Сказка - произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием фантастических сил.
Быль - то, что действительно происходило, реальное событие.
Повествование о Даше и детях - быль; история о том, как рос цветок, преодолевая трудности, написана как сказка. Цветок воспринимается нами как живое существо, способное мыслить, чувствовать, испытывать боль и радость
1 гр: листья большие, утомленные, одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета, он был слепой. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем. Благоухание, Тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни.
2 гр: Пустырь теперь стал другой, он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка-труженика. Новые цветы были тоже хорошие; они были только немного хуже, чем тот первый цветок.
3 гр: Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок - такой же точно, как тот старый цвет, только немного лучше его и еще прекраснее. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне.
5 гр:Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он очень хотел жить. Нужна была большая сила воли, упрямство, чтобы выжить. Не хватало уже сил жить и расти, но мужественный цветок продолжал бороться.
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности), познавательные (отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы, работа над формированием логических умений: анализ) регулятивные (оценивать свои достижения на уроке)
Принцип деятельности, вариативности, творчества.
УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение, проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению)
Итоги урока.
Рефлексия
Обобщить, сделать выводы, самооценка
Задание №5 Творческое задание - составление синквейна. Тема - цветок.
Прочитайте несколько примеров. У кого же получился более удачно?
Выводы по уроку:
Что вы для себя поняли?
Чему научила вас эта сказка-быль?
Вернемся к шкале оценивания. А теперь на каком уровне вы находитесь? Продвинулись ли вы вперед? Можете провести линию, соединить 2 точки на линиях и увидеть свой диаграмму.
Оценивание.
Придумывают и записывают в тетрадь.
Рассуждают, подводят итог урока.
УУД: познавательные, регулятивные