Конспект урока на тему: «Мстить или прощать?» (по рассказу В. А. Солоухина «Мститель»)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока на тему: «Мстить или прощать?» (по рассказу В. А. Солоухина «Мститель»)Конспект урока на тему: «Мстить или прощать?» (по рассказу В. А. Солоухина «Мститель»)Конспект урока на тему: «Мстить или прощать?» (по рассказу В. А. Солоухина «Мститель»)Конспект урока на тему: «Мстить или прощать?» (по рассказу В. А. Солоухина «Мститель»)Конспект урока на тему: «Мстить или прощать?» (по рассказу В. А. Солоухина «Мститель»)Конспект урока на тему: «Мстить или прощать?» (по рассказу В. А. Солоухина «Мститель»)Авдеева Лидия Вячеславовна

Литература

5б класс

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков.

Вид урока: проблемно-поисковая лаборатория.

Тема урока: «Мстить или прощать?» (по рассказу В. А. Солоухина «Мститель»).

Цель урока: создание условий для усвоения темы, развитие условий для усвоения новых способов деятельности, развитие мыслительных операций, нахождение оптимальных приёмов работы в группах.

Задачи урока.

Образовательные:

Развивающие: развивать навыки по поиску информации, формировать читательский интерес, расширять словарный запас, развивать умения сопоставлять и развивать полученные сведения.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, интерес к предмету;

воспитывать умение прощать.

Технология критического мышления

Формы организации образовательного пространства на уроке: работа в группах, фронтальная работа.

Риски: психологический дискомфорт из-за присутствия на уроке незнакомых людей.

Средства обучения, в том числе ЭОР: тексты рассказа, ЭОР (мультимедийная презентация), Толковые словари, раздаточный материал, акварельные краски.

Ход урока

I.Организационный момент.

Регулятивные УУД: организация своего рабочего места.

II. Стадия вызова.

Личностные УУД: мотивация к обучению и целенаправленной учебной деятельности, Регулятивные УУД определение целей и задач обучения.

1. Вступительное слово учителя. Фронтальная работа.

-Ребята, сегодня мы войдём в мир своеобразного и яркого художника, писателя доброго и светлого. Имя этого писателя Владимир Алексеевич Солоухин. А предметом нашей работы станет его рассказ «Мститель» (Слайд 1)Но сначала я хотела бы у вас спросить, обижали ли вас когда-нибудь?

- Скажите, какие чувства, кроме обиды, вы испытываете, когда вас обижают?

- А хотелось ли вам отомстить за причинённую обиду?

- Месть существовала во все времена как в мире взрослых, так и среди детей. Месть или отказ от мести - выбор, перед которым может оказаться каждый из нас. Месть и лесть всегда отыщут уголок в человеческом сердце в любом возрасте.

Оформите, пожалуйста, в виде кластера, с чем же ассоциируется у вас слово «месть».

("Ассоциативный ряд"). Выберите, на что, по-вашему, похожа месть и дополни своими сравнениями, аргументируйте свои ответы



Месть похожа на…

Пожар в лесу, смерч, бумеранг, на водоворот,…

2. А как даётся определение слова «месть» в словаре? (Месть - действие в отплату за причиненное зло, возмездие за что-нибудь (С.И. Ожегов. Словарь русского языка. ). (Слайд 2)

3. - Ребята, перед вами высказывания о мести. (Слайд 3) Какое из них вам ближе и почему?

1. «Мстят только слабые - сильные могут прощать». (К. Акылбеков)

2. « Легче простить врага, чем друга». (Уильям Блейк)

3. В. А. Солоухин - ?

- Почему против фамилии писателя я поставила знак вопроса? Какая же у нас возникла проблема? Что необходимо для того, чтобы её решить?

- Давайте В. А. Солоухин в своё м рассказе «Мститель». Работать мы с вами будем в группах. (Правила работы в группах распечатаны)

III.Стадия осмысления.

Личностные УУД: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно-познавательные мотивы, готовность к сотрудничеству;

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Познавательные УУД: читательское понимание и оценка текста; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации текста; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля.

Коммуникативные УУД: продуктивное взаимодействие с другими людьми, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

1.Работа в группах.

1-я группа (приём «Логическая цепочка») - выстраивает события рассказа в логической последовательности.

Этапы чувств и рассуждений «мстителя»

«И мы заходим в село как лучшие дружки-приятели».

План мести.

Нечаянно заманить в лес.

Рыжики, за солью.

Обида и злость.

«Очень не хотелось сразу идти домой».

«Очень непросто ударить человека».

Мысли о мести.

«…легко от принятого решения не бить Витьку».

Норка шмеля.

Теплинка (небольшой костёр).

«Да и Витька, в сущности, неплохой мальчишка вечно он что-нибудь придумает».

2-я группа - изображает при помощи цветовой палитры, как меняется восприятие пейзажа и как меняются чувства рассказчика в начале рассказа и после «происшествия». Прокомментировать.

3-я группа - выписывает из текста фразу (фразы), которые произвели на них наибольшее впечатление (согласие, протест или непонимание);

отвечает на вопросы: «Что заставило вас выписать именно эту фразу (фразы)? Какие, мысли, вопросы, ассоциации они у вас вызвали?

4-я группа - называет причины, по которым, по их мнению, герой отказывается от мести, подтверждает ответ текстом; отвечает на вопрос: «Какую роль играют образы теплинки и речки в рассказе?

2. Фронтальная работа.

- Ребята! Разве только о борьбе детей повествуется в этом рассказе? Заглянем в сюжет, нет ли здесь еще конфликта? (Мальчик борется сам с собой: ему хочется отомстить, но он отодвигает месть; происходит борьба в его душе).

- Давайте снова обратимся к высказываниям. Можно ли назвать рассказчика сильным человеком? (Да. Только по-настоящему сильный и мужественный человек может удержаться и отказаться от мести).

- А теперь, ребята, подумайте, почему В. Солоухин, будучи взрослым, обращается именно к этому эпизоду из детства? Что бы писатель ответил Уильяму Блейку? (Поучительная история, которая учит главному: умению прощать друг друга, быть добрее в взаимоотношениях с товарищами, уметь видеть хорошее в своих друзьях).

А теперь я предлагаю вам послушать одну известную притчу «Песок и камень»

«Песок и камень»

В какой-то момент друзья поспорили, и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, но его друг спас его. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Тот, который дал ему пощёчину, а потом спас жизнь, спросил eго:

- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

Друг ответил:

- Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли это стереть. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это.

Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.

- Как вы поняли эту притчу?

Итог урока.

Итак, на примере рассказа «Мститель» мы убедились, что месть действительно разрушительное для человека явление, что она не способствует разрешению конфликта, а, наоборот, глубже затягивает конфликт. Герой рассказа сумел побороть в себе чувство ненависти и мести и сделал правильный выбор: отказался от мести своему другу. Мальчики могли стать врагами, но остались по-прежнему друзьями. И это нас радует и служит хорошим примером. Герой рассказа уберёг свою душу от разрушения и остался человеком, что главное в жизни.

III. Стадия рефлексии

Регулятивные УУД: уметь анализировать общие итоги работы, сравнивать результаты с намеченными целями, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшем.

V.Домашнее задание (по выбору)


© 2010-2022