- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка урока. Синонимы. Антонимы (10 класс)
Разработка урока. Синонимы. Антонимы (10 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дусанова Д.С. |
Дата | 12.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок русского языка в 10 классе
Тема: Синонимы.Антонимы
Цель: образовательные: закрепить понятие о синонимах, антонимах, омонимах; использовать их в речи в соответствии со стилистическими особенностями; совершенствовать навыки чтения, обучать самостоятельно пополнять свои знания.
развивающие: развитие связной речи учащихся, логического мышления, памяти, интереса к русскому языку, развитие творческих способностей учащихся;
воспитательная: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.
Тип урока: урок обобщения полученных знаний с элементами критического мышления
Формы обучения: индивидуальная, групповая.
Методы: словесный, частично-поисковый.
Ход урока
-
Оргмомент . Настрой на урок учащихся
-
Результаты письменной работы: сочинение-повествование с элементами описания «Осень».
-
Новая тема. На доске эпиграф: Жизнь разделяется на будни, которых в ней много, и праздники, которых в ней мало (В.Г.Белинский).
-Ребята, что вы можете сказать о словах, которые встречаются в этом высказываний. (Будни- праздники, много-мало - это антонимы). Подберите синонимы к словам: праздники, будни.
4. Как вы думаете какая сегодня тема урока?(Запишите число и тему урока)
5. Повторение изученного материала: «Ромашка Блума». Выбирают по очереди лепестки ромашки, состоящие из простого вопроса, уточняющих вопросов, объясняющих вопросов, оценочных вопросов, творческих вопросов, практического вопроса. Составляют в группах и задают друг-другу.
Например: простой вопрос-что называется синонимом? Антонимом?;
Уточняющий вопрос- Правильно ли я понял, что синонимы и антонимы относятся к одной части речи?; Объясняющий вопрос- Для чего нужны синонимы и антонимы?; Оценочный вопрос-Какую пользу приносят синонимы и антонимы?; Творческий вопрос- Что будет , если не будет синонимов и антонимов? Практический вопрос - Как подбираются синонимы и антонимы? Где они чаще всего встречаются?
6. Закрепление: Работа с текстом .
Всемирные выставки делятся на две основные группы: универсальные и специализированные. Выставки этих категории различаются продолжительностью, общей площадью и тематикой.
История проведения ЕХРО началась в Лондоне в 1851 году с выставки лучших промышленных достижений. Так, в 1867 году в Париже был впервые продемонстрирован гидравлический лифт. Девятью годами позднее в Филадельфии посетители удивлялись первым швейной и пишущей машинкам, а также другой новинке - телефону. 1889 год подарил Парижу Эйфелеву башню, а в 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе СССР показал копию первого искусственного спутника Земли.
Сегодня всемирные выставки ЕХРО собирают миллионы людей со всего мира и являются своего рода смотром технологических и научных достижений. Проводятся они по двум направлениям. Всемирные универсальные выставки проходят один раз в пять лет и длятся шесть месяцев. Международные специализированные выставки ЕХРО, объединённые определённой темой, проводятся между ними и работают три месяца.
Задание: 1 группа- Определить тему текста. Озаглавить . Сформулировать его основную мысль. Подобрать синонимы и антонимы к выделенным словам первого и второго абзаца.
2 группа- работа называется «Двойной дневник»:
Выписать слова и словосочетания на тему «Мировые достижения»
Дать объяснение
3 группа: Подобрать синонимы и антонимы к выделенным словам 3 абзаца.
У доски. Сделать синтаксический разбор следующего предложения: Международные специализированные выставки , объединённые определённой темой, проводятся между ними и работают три месяца.
7. Творческое задание:
1 группа- Дополните пословицы и поговорки: Ученье свет - неученье … .
Готовь сани летом, а телегу - … . Не отведав горького, не узнаешь …
Не бойся врага умного, бойся друга …
2 группе- придумать сказку о синонимах и антонимах.
3 группа- Исправьте текст с помощью синонимов.
В один чудесный день мы отправились на рыбалку. Погода была чудесная, рыба ловилась чудесно, а вода настолько прогрелась, что стала просто чудесной. В общем-то, мы как будто побывали в чудесной стране. Полные чудесных впечатлений, мы возвратились домой, где нас ждал чудесный ужин.
8. Лингвистическая игра: Задают друг другу по одному слову и нужно к ним подобрать синоним и антоним.
9. Рефлексия
На уроке я работал активно, пассивно
Я доволен собой, не доволен
Тема урока мне понятна, не понятна
Полезна, не полезна
Интересна, не интересна
Мое настроение приподнятое, унылое
Домашнее задание: написать синквейн к словам синоним и антоним