Конспект урока Русский язык - наше национальное богатство

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЦЕЛЬ УРОКА:

1. Обучать школьников видеть богатство русского языка, его духовный смысл, историческое и культурное значение в развитии общества.

2. Формировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетические вкусы силой воздействия русского слова.

3. Развивать речь учащихся, художественный вкус и вырабатывать навык использования только нормативной лексики.

Ход урока:

  1. Слово учителя:

Русский язык! Какая буря чувств, эмоций, мыслей, переживаний нахлынет на каждого из нас при вдумчивом произнесении этого словосочетания! На родном русском языке мы сказали первые в жизни слова, услышали первые колыбельные песни, сказки, стихотворения лучших Российских поэтов, прочитали первые строки произведений тоже на русском языке.

Русский язык - это наше национальное достояние, наша ценность, и наша задача - передать эту драгоценность последующим поколениям в чистоте, её красоте и богатстве. О таком высоком назначении слова и стихотворение Ивана Бунина. Послушаем его.

  1. Выразительное чтение стихотворения И. Бунина «Слово»:

Молчат гробницы, мумии и кости,

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный - речь.

  1. Пословицы и поговорки

Ребята, а какие вы знаете высказывания, пословицы, цитаты, поговорки о русском языке?

Мудра голова - короткий язык.

Болтуна видать по слову, а рыбака по улову

Языком не спеши, а делом не ленись.

Грудь нараспашку, язык на плечо.

Ни ткаха, ни пряха, а язык, как плаха.

Болтливому молчание в тягость.

Язык враг: прежде ума глаголет.

Не пройми копьем, пройми языком.

Языком болтай, а рукам воли не давай.

Мимо рта суется, а на язык не попадается.

Когда голова думает, язык отдыхает.

Чего глаз не видит, того и язык не бредит.



  1. Справка о русском языке

Рубрика «Знаете ли вы, что…» (сопровождается показом слайдов):

- Русский язык входит в число наиболее распространённых языков мира. На земле на нём говорят около 254 млн. человек. По степени распространённости русский язык занимает 5-е место в мире, уступая лишь китайскому, английскому, хинди, и испанскому.

Конспект урока Русский язык - наше национальное богатство

- Русский язык тесно связан с другими языками мира. Для некоторых языков русский язык является близким родственникам, для других языков - отдалённым. Наибольшее родство русский язык имеет с украинским и белорусским языками. Эта близость неслучайна: до 14 века предки русских, украинцев и белорусов составляли единый народ, говоривший на так называемом древнерусском языке. И русский, и украинский, и белорусский языки входят в группу восточнославянских языков.

Конспект урока Русский язык - наше национальное богатство

- В более отдалённом родстве с русским языком состоят польский, чешский, словацкий, болгарский, македонский и сербскохорватский. Все перечисленные языки называют славянскими языками.

И даже английский, немецкий, французский, испанский и итальянский языки имеют сходства с русским и другими славянскими языками, но находятся в отдалённом родстве. Все эти языки образуют большую семью индоевропейских языков.

С 2010 года Днём русского языка принято считать дату 6 июня. В этот день родился А.С.Пушкин. Конспект урока Русский язык - наше национальное богатство


  1. Физкультминутка.

- Покажите часть тела:

  1. их нельзя класть в рот (пальцы);

  2. они могут встать дыбом, когда страшно (волосы);

  3. ими машут, как мельница (руки);

  4. он длинный и без костей (язык);

  5. ими щелкают от голода (зубы);

  6. его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела (нос);

  7. не белье, а их развешивают доверчивые люди (уши);

  8. с них сбиваются, когда что-то ищут (ноги);

  9. её можно потерять (голову);

  10. их нужно держать на макушке (уши).





VI. Игры с русским языком

1.«Прятки»

В каждом предложении спряталось ещё одно. Найдите его. Нельзя убирать и добавлять буквы, переставлять их метами.

Ты жеребёнок ещё./ Ответ: Ты же ребёнок ещё.

Несуразные вещи./ Ответ: Несу разные вещи.

Покалечилась она./ Ответ: Пока лечилась она.

И дико мне сейчас./ Ответ: Иди ко мне сейчас.

Ябеду не ждал./ Ответ: Я беду не ждал.

Ведь мы летали на метле./ Ответ: Ведьмы летали на метле.

2.«Беглянка»

Беглянка - это запятая. Поймай и поставь её на место. Прочитай, что у тебя получилось. А теперь попробуй при помощи запятой изменить смысл фразы на противоположный.

Казнить пленника нельзя помиловать!

Ответ: Казнить, пленника нельзя помиловать!/Казнить пленника нельзя, помиловать!

Строить здесь нельзя сносить!

Ответ: Строить, здесь нельзя сносить!/ Строить здесь нельзя, сносить!

Говорить на уроке нельзя молчать!

Ответ: Говорить, на уроке нельзя молчать!/ Говорить на уроке нельзя, молчать!



  1. Подведение итогов.

Продолжите фразы:

Сегодня я понял ….

Сегодня я узнал ….

Сегодня я вспомнил…

Сегодня я поучился…



© 2010-2022