- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Проект Путешествие в страну Лексика
Проект Путешествие в страну Лексика
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Хейчиева С.Г. |
Дата | 20.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ
«Удивительное путешествие в страну «Лексика»
Слайд №1
1. Орг. момент.
Звучит песня Паровозика из Ромашково (Слайд №1)
-
Слово ведущего 1.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие по стране, полной чудес и загадок, весёлых и умных жителей, которым требуется ваша помощь. Наше путешествие мы совершим на паровозике с тремя вагонами, у каждого вагона свой проводник, он организует пассажиров своего вагона. По пути за каждое выполненное задание вы получите букву, в конце путешествии это поможет вам. Каждый из вас будет вести дневник путешественника - это наши рабочие тетради, туда вы будете записывать добытые сведения.
Слайд №2
2. Сбор багажа.
Ведущий 2. А теперь проверим, весь ли багаж вы собрали в путь.
-
Кроссворд (Слайд №2) (Приложение 1)
По горизонтали:
-
Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию.
-
Словарный состав языка.
-
Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению.
-
Основная единица языка.
-
Слова, противоположные по лексическому значению.
-
Устаревшие слова.
-
Новые слова.
Слайд №3
Словари - наши помощники. Вот и сегодня они с нами (Выставка словарей) (Слайд №3).
Слайд №4
-
Радиопередача Умной Гусеницы (Слайд №4)
В разговорном языке культурных людей, писателей, поэтов - от 15000 до 18000 слов. Великий Пушкин располагает словарём в 20 000 слов. Какую же гамму человеческих чувств, настроений, мыслей может нарисовать народ, обладая несметным сокровищем в 200 000 слов. А сколько слов знаете вы?
Чтобы пополнить свой словарный запас вы можете обращаться к толковым словарям.
В Толковом словаре живого великорусского языка более 200 тысяч слов
В однотомном Толковом словаре русского языка под редакцией С.И. Ожегова около 57 тысяч слов.
Слайд №5
В Толковом словаре под редакцией Д.Н. Ушакова их более 85 тысяч.
В Большом Академическом Толковом словаре русского языка - 120 480 слов.
Вот теперь мы отправляется в путешествие. (Слайд №5)
Отрывок из мультфильма «Поезд из Ромашково»
3. Удивительное путешествие
Слайд №6
-
Станция Словарная
Первая остановка - Станция Словарная (Слайды №6, 7). Читаю вам загадку, отгадку записываем, ставим ударение.
На бахче у нас растёт,
Как разрежешь - сок течёт.
Свеж и сладок он на вкус,
Называется (арбуз)
Слайд №7
Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный … (каталог)
Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с давних пор,
Называюсь я … (фарфор)
На большие расстоянья
Мчится он без опозданья,
Пишется в конце два С,
Называется … (экспресс).
Слайд №8
Он на вокзале есть всегда,
К нему подходят поезда,
Двойное Р содержит он
И называется … (перрон).
Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два К.
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я … (хоккей).
Каковы эти слова с точки зрения происхождения? Докажите. (Заимствованные). Получите букву и отправляемся в путь.
Слайд №9
-
Сказочная поляна (Слайды №8, 9)
На поляне он живёт
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Для зимы другого цвета.
Кого мы называем зайцем? Найдите в словаре значение слова «Заяц».
Заяц - 1. Небольшой пугливый зверёк семейства грызунов.
2. Безбилетный пассажир или зритель. Проникший куда-нибудь без билета.
Едет зайка, рассуждает,
Рассуждает и не знает:
"Если я купил билет,
Кто я заяц или нет?"
- Почему же заяц призадумался? Кого мы ещё называем зайцем?
- Пассажира, не имеющего билета, или зрителя, проникающего без билета куда-либо.
- Что вы можете сказать о характере зайца? Какой он?
- Трусливый.
- Подберём слова, близкие по значению к слову "трусливый".
- Робкий, несмелый, боязливый, пугливый.
Запишите эти слова в столбик.
- Что вы можете сказать об этих словах?
- Это слова разные по звучанию, но близкие по значению.
- В русском языке такие слова называют синонимы. Как вы думаете, трусость - это хорошее качество или нет?
- Какое качество будет на противоположном полюсе нашего магнита?
- Храбрый, смелый, отважный, мужественный.
Запишите эти слова во второй столбик.
Слайд №10
Сосед зайчишки
Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
- Медведь. (Слайд №10)
- В слове "медведь" 6 звуков, 7 букв.
- А кто из вас знает, почему этого косолапого сладкоежку назвали "медведь"?
В каком словаре мы можем найти ответ? (В этимологическом)
- Медведя так назвали потому, что он знает, ведает, где найти в лесу мёд.
Запись в тетрадях:
Медведь - мёд, ведающий = "знающий, где есть мёд".
Отправляемся в путь дальше.
Слайд №11
-
Остановка по требованию. (Слайд №11)
Динамическая пауза
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем
Птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем.
Дальше ребята работать хотят.
Немного погуляли, отправляемся дальше.
Слайд №13
-
Волшебное озеро (Слайд №13)
На Волшебном озере живёт весёлая лягушка. Однажды проснувшись утром, она удивилась. Куда делись её друзья комары и мухи. Они оставили ей записку, но она ничего не может понять. Помогите ей.
Запишите, вставляя пропущенные буквы и восстанавливая логическую последовательность предложений так, чтобы получился текст.
1. Вид у них сонный, как осен..ю. 2. Они ещё не л..тают, а только ползают по стенам домов. 3. На улицах появились большие з..леновато-синие с м..таллическим отливом мухи.4. Целый день мухи греются на со..нце, а ноч..ю опятьзап..лзают в щели стен и заборов.
Слайд №14
Обменяйтесь тетрадями и проверьте текст. (Слайд №14)
3. На улицах появились большие зеленовато-синие с металлическим отливом мухи. 1. Вид у них сонный, как осенью. 2. Они ещё не летают, а только ползают по стенам домов. 4. Целый день мухи греются на солнце, а ночью опять заползают в щели стен и заборов.
Слайд №15
-
Город мастеров (Слайд №15)
Каждой команде было дано задание: нарисовать рисунок к фразеологизму, сочинить шуточный рассказ.
Слайд №16
-
Замок сказочной феи (Слайд №16)
Стражник:
Стой. Кто идёт?
Отвечай. Что за народ?
И пароль мне назови-
И тогда вперёд иди.
Вот задание одно,
Тест название его.
Ты скорей его пиши,
Букву нашу получи.
Слайд №17
У каждого на столе лежит тест по лексике (Слайды №17, 18) (Приложение 2). Выполняется самостоятельно. Собирают проводники. Получают последнюю букву. Произносят пароль «Лексика» и попадают в замок сказочной феи.
Слайд №19
4. Итоги. (Слайд №19)
Фея:
Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада приветствовать вас в своём замке. Очень рада, что вы прошли все испытания на своём пути. И мне хотелось узнать, что нового и интересного вы узнали в путешествии по моей стране Лексика?
Что помогло вам в вашем путешествии?
Слайд №20
Наше удивительное путешествие продолжится на следующих уроках. До скорой встречи.
Фрагмент из мультфильма «Поезд из Ромашково» (Слайд №20)