Урок по литературе на тему Грибоедов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Поурочные планы по литературе 9 класс

Тема: «Безумный по всему…». Трагедия Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Итог конфликта и развязка действия в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Цели: осмыслить основной конфликт пьесы, понять глубину духовной трагедии Чацкого, причину его одиночества в среде «фамусовых»; раскрыть прием «калейдоскопа» лиц и реплик - средства сатирического изображения действительности; совершенствовать навыки выразительного чтения и устного словесного рисования; подвести учащихся к осмыслению конфликта и развязки действия (преодоление Чацким «драмы любви», победа «ума и воли» над «сердцем», окончательный разрыв с фамусовской Москвой), пониманию антитезы как принципа композиции комедии; развивать умения учащихся сопоставлять образы героев, синтезировать отдельные характеры в собирательный «образ общества» (фамусовская Москва).

Ход урока

Мечтанья с глаз долой, и спала пелена.

А. С. Грибоедов

I. Проверка домашнего задания.

1. Выразительное чтение наизусть монолога Чацкого «А судьи кто?».

2. Описание (устное) появления гостей в доме Фамусова (прием устного словесного рисования).

II. Работа по теме урока.

1. Бал в доме Фамусова, его сюжетно-композиционная роль в комедии.

Беседа.

1) Какие стороны морали фамусовского общества раскрываются в образах Загорецкого, Хлестовой, Горичей, князей Тугоуховских, молодых дам и девиц?

2) Чем отличаются сцены описания бала от предыдущих сцен?

3) Почему так одинок Чацкий на балу?

4) Почему конфликт его с отдельными лицами перерастает в конфликт с обществом?

5) За что ненавидит Чацкого московское барство?

6) Почему разговор о нем переходит в рассуждения о просвещении?

2. Наблюдение над принципами характерологии в III действии, выразительностью и точностью реплик и диалогов пьесы (комизм ситуаций и характеров, использование приема «калейдоскопа» лиц и реплик как средство сатирического изображения персонажей).

3. Составление цитатного плана «Бал в доме Фамусова».

4. Комментированное чтение IV действия комедии.

5. Аналитическая беседа.

1) Что нового мы узнали о Молчалине в финале комедии?

2) Как отнеслись Чацкий и Софья к «исповеди» Молчалина?

3) Есть ли в комедии решение судьбы Чацкого?

6. Чтение последнего монолога Чацкого.

7. Выяснение идейно-художественной роли Репетилова.

Беседа.

1) Чем обусловлено появление «под занавес» нового лица - Репетилова? Как воспринимают его речи разные персонажи пьесы?

2) Что «убедило» Репетилова в «сумасшествии» Чацкого?

3) Можно ли утверждать, что Репетилов и «гении» из Английского клуба, «ужасные либералы», опошляют передовые идеи?

4) Можно ли считать Репетилова антиподом Чацкого?

III. Итог урока.

- Что узнал, что понял и в чем разочаровался Чацкий за день, проведенный в Москве?

Домашнее задание: перечитать комедию; подумать над вопросом: «Чацкий победитель или побежденный?»; прочитать статью И. А. Гончарова «Мильон терзаний».













© 2010-2022