Конспект урока Литература как искусство слова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока Литература как искусство словаКонспект урока Литература как искусство словаКонспект урока Литература как искусство слова

Конспект урока Литература как искусство словаКонспект урока Литература как искусство словаКонспект урока Литература как искусство словаКонспект урока Литература как искусство словаКонспект урока Литература как искусство словаКонспект урока

Литература как искусство слова

Цели:

Образовательные: 1) Знакомство с понятием «литература»; 2) Выявление особенностей литературы как искусства слова; 3) Выявление особенностей и специфических черт, присущих литературе, в сравнении с другими видами искусства

Развивающие: 1) Развивать умение самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2) Развивать способность формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3) Развивать умение эффективно работать в группах.

Воспитательные: 1) Воспитание заинтересованного отношения к искусству как особой обрасти жизни человека 2) Воспитание эмоционально-оценочного отношения к художественному произведению.

Ход урока:

Организационный момент: Добрый день, ребята! Я рада вас приветствовать в пятом классе. Меня зовут Татьяна Дмитриевна, я буду преподавать у вас литературу - предмет чрезвычайно интересный и важный, а главное по-настоящему увлекательный! Для уроков нам понадобится тетрадь (вы должны аккуратно подписать её), учебник (он у нас в трех частях, носить на урок нужно первую часть), ручка, карандаш, линейка (иногда), цветные карандаши или ручки.

Давайте подпишем тетради.

Запишем сегодняшнее число.

Постановка темы:

С1

А тему мы вы поможете мне сформулировать сами.

- Что изображено на слайде? (1- картина/изобразительное искусство, 2 - музыка, 3 - литература) запись на доске

- Что объединяет эти понятия? Как мы можем назвать их одним словом? (Искусство) кластер на доске

- Получается что эти понятия связаны и мы можем нарисовать кластер (в тетрадь)

- Если картина создается посредством цвета, музыка - посредством звука, то с помощью чего создается литература? (слово)

(На доске и в тетради - кластер:

Искусство

ИЗО музыка Литература

Цвет звук слово)

- Так как мы с вами начинаем курс литературы, как можно определить тему нашего урока исходя из составленного нами кластера? (Предложения ребят)

С2 Литература как искусство слова

-Литература происходит от латинского слова litera, то есть буква. (записать в тетрадь)

Как вы думаете, на какие два больших раздела мы можем поделить искусство слова?

(Составляем кластер на доске и в тетради)

Литература

Устное народное творчество/фольклор художественная/авторская литература

- Чем они отличаются? (народ-автор, устно-письменно, мировоззрение)

- Работа в группах: запишите в тетради фольклорные жанры, которые вы помните. (При проверке - С3)

- Мы повторили с вами то, что прошли в 4 классе, а теперь вернемся к нашей теме. Как вы считаете, слово - достаточный материал для создания художественного произведения? Художник производит на нас впечатление своей картиной с помощью многочисленных красок, сюжетов, музыкант - с помощью волшебных сочетаний звуков, а что есть в арсенале писателя? (рассуждение ребят)

-Давайте проведем эксперимент, вы сейчас окунетесь во все три вида искусства одновременно, понаблюдайте за своими чувствами, эмоциями, какие образы будут приходить вам в голову, какие мысли.

С4. Под музыку учитель читает стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Есть в осени первоночальной…»

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё - простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь -

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле...

- Поделитесь своими впечатлениями, мыслями. (Подвести к выводу о том, что каждое искусство, располагая ограниченными инструментами каждое по-своему сильно воздействует на человека)

- В парах вспомним, какими изобразительно-выразительными средствами/тропами может пользоваться поэт/писатель? Найдем их в тексте (олицетворение, сравнение, метафора, эпитет)

- Пришло время познакомиться с учебниками.

- Рассмотрите оглавление учебника для 5-го класса и найдите уже знакомые имена.

Фронтальная работа.

- С произведениями каких писателей вы уже знакомы?

- С какими новыми фамилиями встретились?

- Какие произведения уже читали самостоятельно?

Рефлексия

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что повторили?

Домашнее задание

Прочитать с. 4-9 (учебник)

© 2010-2022