Уроки по литературе по сказке Джанни Родари

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Уроки по сказке Джанни Родари «Шоколадная дорога».


Урок №1. Встреча со сказкой Джанни Родари «Шоколадная дорога».

Цели:


  1. Познакомить учащихся с новой сказкой.

2. Приобщить их к способам и средствам работы с художественным текстом.

3. Научить ребят «активному» слушанию - переживанию, что, в свою очередь, будет способствовать росту искренности, пониманию и ощущению надежности, появлению у них чувства уверенности в себе и в своей группе.

4. Развивать ассоциативное мышление, образное восприятие, учить пониманию друг друга без слов.

Ход урока:

1. Слово учителя.

Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир новой сказки. Ее написал замечательный итальянский писатель Дж. Родари, и называется она «Шоколадная дорога».

Но прежде, чем мы обратимся к тексту, давайте выясним, кто из вас ел шоколад? Знает, как он выглядит? Как пахнет? Какой он на вкус?

Вообразите, что у вас в руках плитка свежего шоколада Вы осторожно снимаете обертку, слышите, как шуршит фольга, отламываете маленький кусочек, кладете на язычок, раскусываете и чувствуете, как он тает у вас во рту. Затем отламываете второй, третий, пока вся плитка не исчезнет. Вкусно. Представили? Замечательно!

Теперь мы легко сможем представить себе и дорогу из душистого и сладкого шоколада, дорогу, о которой пойдет речь в сказке.

2. А какими бывают дороги в сказках?

Всегда ли они сладкие и добрые?

Вспомните, какими были дороги для героев в сказках «Колобок», «Красная шапочка», «Гуси лебеди», «Сказка о мертвой царевне» и других. Ребята вспоминают сказки, героев, на пути которых встречались опасности. Приходят к выводу, что в разных сказках - разные дороги. В одних они добрые, в других - опасные и злые, в третьих - веселые и доброжелательные. В нашей сказке дорога будет шоколадной.

3. Учитель читает сказку вслух.

4. После чтения сказки выясняет:

-Понравилась ли она ребятам?

-О чем подумали они, когда учитель закончил читать сказку?

-Рады ли тому, что братья благополучно вернулись домой?

-О чем думал крестьянин, когда ночью пешком возвращался домой?

5.После обмена впечатлениями, учитель предлагает поиграть в «детектор мыслей». Эта игра позволяет не просто восстанавливать по памяти текст, но и учит детей понимать друг друга без слов.

Учитель: А сейчас, ребята, вы будете вместе со мной рисовать, не говоря ни слова. Я на доске, а вы - в тетради.

Но вначале в правом верхнем углу нарисуйте солнечный круг (только без лучей).

Дальше договоримся так: я буду вспоминать сказку и рисовать на доске, а вы, молча, следом за мной в тетради. Чем больше вы будете соглашаться с моим рисунком, тем больше будете рисовать лучей у солнышка. А потом мы сверим наши рисунки и сосчитаем лучи у солнца.

Учитель молча рисует на доске. Дети самостоятельно в тетради, тоже молча.

После окончания рисования лучей на солнышке получается 5-6. Ребята сверяют рисунки, лучик за лучиком, таким образом восстанавливая содержание текста.

Домашнее задание: Уточнение и корректирование рисунка.

Урок № 2. Три братца.

Цели урока:

1. Создать целостную «партитуру» текста, последовательно следя за развитием мыслей и чувств автора.

2. Совершенствовать способности пользоваться словами, расширяя и обогащая словарный запас учащегося, наполняя их оттенками смысла и вкладывая в них чувство.

3. Развивать зрительную память, творческое воображение, образно-чувственное мышление.

Ход урока:

1.Учитель: Сегодня мы продолжим знакомство со сказкой «Шоколадная дорога» и поговорим о ее героях.

Сколько героев в сказке?

Р. Четверо. 3 брата и крестьянин.

-Условно мы обозначим их: Г1-Г2 -Г3 и Г4.

Можно ли поставить между ними знак равенства?

Р. Между братьями можно. У них нет имен, они действуют одинаково, совершают одинаковые поступки, всегда соглашаются друг с другом. Крестьянин отличается от них. Он сразу согласился помочь братьям и ничего не попросил взамен. А три брата действуют в нашей сказке как одно лицо.

У. Число 3 в сказках встречается очень часто. Давайте вспомним сказки, в которых фигурирует число 3?

Дети вспоминают «Три толстяка». «Три медведя», «Три поросенка», «Царевна - лягушка» и др.

А в этих сказках герои тоже были похожи друг на друга? Или нет? Учащиеся сравнивают «толстяков», «медведей» и др. Приходят к мысли, что толстяки похожи, а медведи - нет…

2.Затем дети дают характеристику героям сказки «Шоколадная дорога», а учитель фиксирует на доске:

Уроки по литературе по сказке Джанни РодариУроки по литературе по сказке Джанни РодариУроки по литературе по сказке Джанни РодариУроки по литературе по сказке Джанни Родари

Г 1 = Г2 = Г3 Г4

Лакомки Добрый

Сладкоежки Приветливый

Обжоры Отзывчивый

Жадины Пострадавший

Неблагодарные

Эгоисты

Любопытные

3. После записи опорных слов проводится их дешифровка, качественная оценка свойств характера героев. Ребята определяют, какие из записанных качеств они оценили бы как положительные, а какие отрицательные?

Какие из этих качеств есть у них самих? Напротив каждого качества они ставят (+) или (-).

Лакомки + Добрый +

Сладкоежки + Приветливый +

Обжоры - Отзывчивый +

Жадины - Пострадавший -

Неблагодарные -

Эгоисты -

Любопытные +

4. Продолжая работу с опорными словами, учитель предлагает ребятам попробовать себя в роли художников и изобразить в цвете те свойства характера, о которых шла речь. Ребята совместно с учителем подбирают краски, которые они использовали бы, рисуя сладкоежек, лакомок, обжор и т.д.

Выясняется, что для лакомок они взяли бы белую краску, для обжор -желтую, для неблагодарных эгоистов - черную или коричневую и т.д.

Затем учитель предлагает ребятам представить такую ситуацию: герои сказки возвращаются домой и, заглянув случайно в зеркало, видят… Что?

5. В следующем задании ребята рисуют зеркало и то, что в нем могли увидеть братья.

А увидели они в нем не отражение, а разноцветные (розовые, желтые, голубые, коричневые) пятна. Это были свойства их характера, причем отражение у всех братьев было тоже одинаковым.

Когда рисунки будут готовы, ребятам предлагаются следующие вопросы:

-Что означают эти разноцветные пятна в зеркале?

Р.: Что наши герои не положительные и не отрицательные, они - разные. Они могут совершать и хорошие и плохие поступки. Как все люди.

-Испугались ли ребята своего отражения?

Как долго они не будут смотреться в зеркало?

Р.: Братья очень испугались, когда не увидели себя в зеркале, они поняли, что совершили плохой поступок и решили исправиться. Когда они исправятся, в зеркале и появится их настоящее лицо.

На дом предлагается следующее задание:

Написать братьям записку, в которой дать совет, как им побыстрее исправиться. Записка должна начинаться словами: «Если бы я был на месте братьев, то я бы … …., потому что …».

Урок № 3. «На свете не без добрых людей».


Цели:


  1. Продолжить обучение детей элементарным навыкам анализа художественного текста.

  2. Продолжить освоение метода ролевого перевоплощения.

3. Углубить представление об эгоизме и альтруизме, научить оценивать себя, свои поступки и свое отношение с позиций этих проявлений.

Ход урока:


  1. После обсуждения домашнего задания: «Если бы я был на месте братьев, то я бы … …., потому что …», ребята приходят к выводу, что братьям нужно найти крестьянина, попросить прощения и сделать ему новую тележку.

  2. Учитель предлагает учащимся изобразить мимикой, пантомимой несколько предполагаемых эпизодов сказки, например:

  • как крестьянин ночью пешком возвращается без телеги домой;

  • как радуются братья, доедая тележку;

  • как мальчики идут просить прощение у крестьянина; Ребята с удовольствием играют роли братьев, крестьянина, тележки. Они ставят себя на место этих героев, мыслят и поступают как они. И это особенно интересно, потому что таких эпизодов в сказке нет, они вытекают только из логики развития сюжета, героев.

3. В сказке пострадавшим оказался добрый крестьянин, который согласился подвезти братьев домой. Учитель просит ребят попытаться развеселить крестьянина. Им выдают листочки с «пятнами Роршаха». Ребята должны внимательно рассмотреть кляксы, найти интересный образ и дорисовать его так, чтобы развеселить крестьянина. Это задание развивает воображение, фантазию, но главное, формирует у ребят не просто способность к сопереживанию, сочувствию, а и желание сделать что-то хорошее попавшему в беду человеку.

5. В конце урока ученики записывают 3 пословицы:

-На свете не без добрых людей.

-Добрый человек в добре проживет.

-Добрый человек добру и научит.

Учитель предлагает ребятам записать пословицы на разных листочках, свернуть их в записки, написать, кому они адресованы (братьям, крестьянину, всем, кто будет читать сказку) и разложить по 3 коробочкам, которые стоят у него на столе.

По разложенным запискам учитель сможет определить, правильно ли дети поняли смысл сказки и какой вывод сделали для себя.

1-я пословица адресована всем, кто будет читать сказку;

2-я пословица адресована крестьянину;

3-я - трем братьям.

Домашнее задание: сочинить сказку « Лимонадная речка», (по аналогии со сказкой «Шоколадная дорога»).

Лимонадная речка.

Жили в одном селе три сестрички. Однажды отправились они в гости к бабушке. Дорога была длинной и опасной: надо было пройти через дремучий лес, переплыть через глубокую речку, подняться на высокую гору. Шли-шли они и очень устали. Когда девочки подошли к реке, то решили немного отдохнуть, поплавать и половить рыбу. Зашли сестрички в речку, смотрят, а вода какая-то желтая и липкая. Попробовали на вкус, а она - сладкая! Обрадовались и давай ее пить. Пили до тех пор, пока всю не выпили. Лежат на берегу девочки, пошевелиться не могут. Солнце припекает, звери к речке прибежали, пить все хотят! А воды-то больше нет. Стыдно стало им. А что уж теперь поделаешь? Раньше надо было думать.

© 2010-2022