Конспект урока литературы на тему «Война и мiръ» в Николаевскую эпоху и в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» ( 8 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока

Тема: « Война и мiръ» в Николаевскую эпоху и в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»

Цели:



  • создать условия, способствующие развитию культуры монологической речи, умения обобщать, сопоставлять и делать выводы;

  • познакомить обучающихся с внутренней политикой Николая I, ее характерными чертами;

  • учить выделять главное, объяснять понятия;

  • создать условия, способствующие формированию таких нравственных качеств, как доброта, уважительное отношение к людям, чувство ответственности за свои слова и поступки, активной нравственной позиции;

  • изучить жизненные источники рассказа "После бала";

  • особенности композиции рассказа;

  • провести наблюдения над языковыми средствами, с помощью которых писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказания солдата.

Материалы к уроку

1.Презентации обучающихся:

- «Россия Николаевской эпохи глазами иностранца»;

-«Личность Николая I»;

-« Николай I и его реформы»;

-«Война в жизни Л.Н.Толстого».

2.Сообщение обучающегося:

«История слова мир в русском языке»

Оборудование

1. Таблицы «З-Х-У» (25 шт.)

2.Цветные карандаши, краски (для 1 группы обучающихся)

Ход урока:

I.Сообщение темы и целей урока

Учитель литературы:

- Ребята, сегодня у нас необычный урок: урок истории и литературы. Объединив два предмета, мы хотим показать вам, как взаимосвязаны знания, получаемые вами на разных уроках, как знания в одной области науки помогают в освоении другой. Итак, тема: Война и мiръ в Николаевскую эпоху и в рассказе Л.Н.Толстого «После бала». (1 слайд презентации учителя)

Чем удивляет запись формулировки темы?/Необычно для современного читателя записано слово мир/

Обратимся за помощью к юному филологу. В чем же особенность такого короткого слова?

Выступление юного филолога.

Для определения значения слова я, во-первых, обратилась к «Словарю устаревших слов» Р.П.Рогожниковой и Т.С.Карской (показать обложку словаря):

«Слово мир многозначно. В современном русском языке сохранились все его значения, сложившиеся в разные исторические эпохи: вселенная, все живое, окружающее; земной шар; определенная сфера, область в природе; определенный круг явлений психической жизни; определенная общественная среда».

Во-вторых, до орфографической реформы 1917 года, отменившей, в частности, букву и десятиричное, слово мир писалось по-разному. Слово мир в значении «спокойствие» писалось через и, а в значении «Вселенная, окружающее»» - через и десятиричное. Роман Л.Н.Толстого, вышедший первым изданием в 1869 году, назывался «Война и миръ» (показать слово), а на обложке поэмы В.В.Маяковского, изданной в 1917 году, стояло: «Война и мiръ» (показать слово).

Следовательно, Толстой и Маяковский вкладывали разный смысл в названия своих произведений.

Учитель литературы: Как вы думаете, в каком значении использовано слово мир в формулировке темы занятия? (В формулировке темы занятия мы рассматриваем слово мир как «окружение», « общество»).

II.Стадия вызова

Учитель истории:

- Итак, война и общество в Николаевскую эпоху. Что вы знаете о правлении Николая I? Обсудите в паре и запишите ваши предположения в графу «Знаю» таблицы /парная мозговая атака /

Образец

Знаю

Хочу узнать

Узнал



-Озвучьте ключевые слова ваших предположений(выслушиваются предположения обучающихся)

- Теперь необходимо проверить ваши предположения.

III.Стадия осмысления содержания

Учитель истории:

-Что же происходит в стране в этот исторический период? Предоставим слово юным историкам.

Выступления юных историков (презентации):

-«Россия Николаевской эпохи глазами иностранца»;

-«Личность Николая I»;

-« Николай I и его реформы».

Учитель истории:

-Обсудите в паре и заполните в таблице графу «Узнал». Озвучьте свою запись.

-Управление государством Николай I представлял себе как управление армией: жестокая дисциплина, беспрекословное подчинение, ревностное выполнение однозначных приказов. Вся Россия - огромный военный плац, где маршируют все. Такова общая атмосфера 40-х годов.

Учитель литературы:

- Как же события, происходящие в стране, повлияли на жизнь и творчество автора рассказа «После бала»? Какую роль сыграла в этом война?

Выступление юного филолога (презентация): «Война в жизни Л.Н.Толстого»

1 слайд

Тема: Война в биографии Л.Н.Толстого

2 слайд

Род Толстых - одна из мощнейших генеалогических линий России. В этом довольно известном роду мы можем увидеть различных представителей культуры - это и писатели, и художники, и композиторы, так же встречаются дипломаты, общественные и государственные деятели, военные.
Мать Льва Николаевича принадлежала чете Волконских, которые, в свою очередь, ведут начало от князя Михаила Черниговского. Род их прославился как род доблестных воинов, защитников родины. Волконские бережно сохраняли и передавали по наследству предания о самопожертвовании их четы во многих боях и сражениях. Например, князь Михаил Константинович, защищая Боровск от Лжедмитрия II, собрал женщин, детей, стариков в храме и, став в дверях, защищал их до последнего вздоха.


3 слайд

У многих, имевших принадлежность к роду Толстых, в крови была тяга к войнам и военному делу. Лев Николаевич не был исключением. Его гены и его воспитание послужило толчком для того, чтобы в 1852 году поступить на военную службу фейерверкером. Многие задавались вопросом: зачем? Ответом на это послужила запись, которую Толстой сделал 28 февраля 1852 года, и уже в 1853, испытав на себе все ужасы Кавказкой войны, находясь в крепости Грозной, Лев Николаевич записывает в дневнике: «Был дурацкий парад… Война такое несправедливое и дурное дело, что те, которые воюют, стараются заглушить в себе голос совести».

4 слайд

Когда же в 1853 году вспыхнула Крымская война, Толстой перевёлся в Дунайскую армию, где участвовал в сражении при Ольтенице и в осаде Силистрии. С ноября 1854 г. по конец августа 1855 г был уже в Севастополе. Лев Николаевич очень долго жил на опасном 4 бастионе, а так же командовал батареей в сражении при Чёрной. В это время, ни смотря на ужасы осады, Толстой пишет первый из 3 Севастопольских рассказов- «Севастополь в декабре 1854 года.» Этот рассказы был отправлен в «Современник», который тот час же и опубликовал его. Рассказ был замечен императором Александром II, который велел беречь даровитого офицера.
Окружённый блеском известности, пользуясь репутацией храброго офицера, Толстой имел все шансы на карьеру, но сам себе испортил её, написав несколько сатирических песен, стилизованных под солдатские. Одна из них посвящена неудаче военной операции 4 августа 1855 года, когда генерал Реад, неправильно поняв приказание главнокомандующего, атаковал Федюхины высоты. Песня под названием «Как четвёртого числа, нас нелёгкая несла горы отбирать», задевавшая целый ряд важных генералов, имела огромный успех.


5 слайд Война нашла своё отражение в «Севастопольских рассказах», которые произвели потрясающее впечатлении картиной ужасов, выпавших на долю защитников Севастополя; произведение «Война и мир», где описываются события войны России с Наполеоном, а также Отечественной войны.
Тема бесправного положения солдат в русской армии представлена Толстым в рассказе «После бала».

6 слайд (источники)

IV. Стадия вызова

Учитель литературы:

-Толстой написал рассказ в 1903 г., но действие его происходит в 40 -е г. XIX века, во время правления Николая I.Название произведения автор менял неоднократно - «Отец и дочь», «А вы говорите», «На балу и после бала» - и остановился все - таки на варианте «После бала». Ребята, а как вы представляете себе бал?/Выслушивается 2-3 ответа/(2 слайд презентации учителя-отрывок из фильма)

-Подтвердились ли ваши ожидания? / Бал - веселье, танцы, музыка, праздник, радость, любовь…/

- Как вы думаете, о чем рассказ? /Выслушиваются предположения учащихся/

V.Стадия осмысления

-Обратимся к рассказу Л.Н. Толстого "После бала".

/Прием чтения с остановками/

Стр.117-120

Вопросы к 1 части произведения (3 слайд презентации учителя):

-Каковы ваши впечатления от бала?

-Какие средства использует Л.Н.Толстой, чтобы вызвать именно такое настроение у читателя? (Цвет, звук, настроение героя)

- Каково настроение героя? (Текст)

-Как вы думаете, как будут развиваться события дальше? Почему?

Подводим итоги беседы.

Стр.120-123

Вопросы ко 2 части произведения (4 слайд презентации учителя):

-Были ли верны ваши представления о том, как будут развиваться дальнейшие события?

- Как будут меняться чувства героя?

- Как можно выразить его ощущения?

Подводим итоги беседы.

Стр.123-125(5 слайд презентации учителя)

Вопросы к 3 части произведения (6 слайд презентации учителя):

-Каким герой видит мир? (Цвет, звук)

-Как меняется его мироощущение?

-Как вы думаете, что будет дальше? Почему?

-Какой художественный прием лежит в основе композиции рассказа? (Контраст)

Подводим итоги беседы.

VI.Стадия рефлексии

1.Групповая творческая работа

Группа 1. Представьте себе, что Иван Васильевич решил написать письмо Вареньке Б. Напишите письмо от его лица (т.е. от первого).

Группа 2. Допишите рассказ (возможный финал)

Группа 3.Покажите этот рассказ при помощи цвета (красок). Докажите, почему это так.

2.Выполнив задание, группы знакомят класс с результатом

3.Чтение концовки рассказа (стр.125-126)

Учитель литературы:

-Почему полковник, любящий и внимательный отец, оказывается жестоким с солдатами?

-Чего не может понять Иван Васильевич? (Искренне добр и искренне зол, вера в необходимость жестокой расправы с теми, кто преступил закон)

- Откуда эта вера? (Семья, воспитание, окружение)

VII.Подведение итогов

Учитель литературы:

-Сегодня мы познакомились с рассказом Л.Н.Толстого «После бала». Как вы думаете, ради чего автором было написано данное произведение?

(Автор своим рассказом стремился пробудить в русской публике участие в судьбе русских солдат и вызвать искренний протест против режима Николая I, прозванного за свою жестокость Палкиным).

Учитель истории:

-Обратимся еще раз к словам маркиза де Кюстина о России. Прав ли был француз, оценив ситуацию в правление Николая I как в армии?

VIII.Домашнее задание

История: запишите в таблицу вопросы, на которые хотели бы получить ответ (графа «Хочу узнать»)

Литература: написать сочинение - миниатюру на одну из предложенных тем: «Полковник на балу и после бала», «Утро, изменившее жизнь».

© 2010-2022