Урок литературы в 5 классе Фольклор - коллективное творчество в соответствии с ФГОС

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 5 классе в соответствии с ФГОС

(УМК В.Я.Коровиной и др.)

Тема: Фольклор - коллективное творчество.

Цель: дать понятие фольклора, развивать речь учащихся.

Планируемые результаты:

предметные: знать фольклорные жанры, их отличительные особенности, уметь воспринимать и анализировать поэтику фольклора.

личностные: положительное отношение к познанию, желание приобретать новые знания, умения.

метапредметные УУД:

познавательные: осознают познавательную задачу, умеют осмысленно читать и объяснять значение;

регулятивные: планируют действия, действуют по плану, используют речь для регуляции своих действий;

коммуникативные: строить монологические высказывания, владеть умениями диалогической речи.

Ход урока:

I. Организационный момент (проверка готовности к уроку, добрые пожелания ученикам)

Реализация домашнего задания:

1-й ученик - составленный дома план статьи - на доске;

2-й ученик - пересказ статьи (стр. 3 учебника);

3-й ученик - рассуждение «Что дала мне книга?»

Вариант плана статьи:

  1. Значение книги для человека в прошлом и настоящем.

  2. Деятельность первопечатника Ивана Федорова.

  3. Доверительный разговор между читателем и писателем.

  4. Важность правильного выбора книги.

  5. Творческое чтение художественной литературы.

  6. Творческий читатель - это «перечитыватель»

II. Актуализация знаний

  1. Показ видеофрагмента «Полетел воробей во долину» (Хороводная песня. Ансамбль «Красная горка»)

  2. Вопросы для выявления восприятия:

- произведение какого жанра вы увидели и услышали? (фольклор)

- какие чувства вызывает у вас исполнение фольклорных произведений?

- какие атрибуты (предметы, костюмы, музыкальные инструменты) являются обязательными при выступлении фольклорных ансамблей?

- какое настроение они создают?

- что вы узнали о фольклоре в начальной школе? Назовите фольклорные жанры.

- перескажите кратко сюжет знакомой сказки, прочитайте текст народной песни или частушки, загадайте загадку классу.

III. Постановка учебной задачи.

- Фольклор - более древнее искусство, нежели литература.

Заполнение таблицы с помощью учителя:

Сопоставление искусств

литература

фольклор

индивидуальное искусство

авторское

в письменной форме

ориентировано на новое

коллективное

народное

в устной форме

опора на традиции

- Как сформулируем тему урока? (Фольклор - коллективное устное народное творчество)

- Какие эти нас волнуют в этой теме? ( Во-первых, что такое фольклор? Во-вторых, для чего нам нужно его изучать?)

IV. Открытие нового знания (в форме диалога)

- Сегодня фольклорные произведения исполняют артисты, а произведения УНТ напечатаны в книгах. А в древности песни, загадки, частушки, сказки были частью жизни простого человека. Они сопровождали его вбыту, украшая его, сопутствовали людям от рождения до смерти. В фольклоре отразились нравственные идеалы народа, его мечты о счастье.

- Подумайте, о чём мечтали наши предки, создавая фольклорные произведения.

- Представьте, что они думали о труде и отдыхе, о доме и семье, о родителях и детях.

- Опишите жизненные ситуации, сопровождавшиеся фольклорными произведениями и обрядами. (сказки детям, загадки, свадьба, похороны, работа)

- Подумайте, откуда произошло название термина «фольклор»

- Каковы признаки фольклорного произведения? Чем отличается от литературных жанров?

Физпауза - упражнения для мышц шеи - повороты головой

V. Первичное закрепление (составление опорного материала - в тетради)

Фольклор (англ. Folklore - «народная мудрость») - устное народное творчество.

Жанровые признаки:

- традиционные зачины и концовки;

- повтор слов, строк;

- использование символов, постоянных эпитетов, формул («встань передо мной как лист перед травой», «ни в сказке сказать, ни пером описать»)

VI. Рассказ о художниках , иллюстрирующих сказки.

Опора на презентацию

VII. Итог урока

- Что такое фольклор?

- Для чего мы его изучаем?

VIII. Домашнее задание.

- Подобрать или самостоятельно составить загадки, пословицы, скороговорки; записать в тетрадь.

IX. Рефлексия.

- Понравился ли вам урок?

- Как вы отметите свое участие в диалогах и в работе на уроке? (индивидуальные мнения)

Отметки за урок.

© 2010-2022