Конспект урока русского языка в 11 классе по теме Роль подтекста в тексте. (Монолог. Монолог! Монолог?)

Тема урока: Роль подтекста в тексте. (Монолог. Монолог! Монолог?) Цель урока: Совершенствование умения создавать собственный текст аналитического рассуждения через понимание роли подтекста  в жанре монолога. Задачи урока: - О – формировать навыки моделирования собственного текста на основе алгоритма создания монолога, умение создавать и понимать подтекст. - Р – развивать аналитическое мышление в ходе анализа собственного текста через различные приемы ТРКМ (орфографический анализ по таблицам Пери...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка в 11 классе Учитель русского языка и литературы Сурова Н.А.

Тема урока: Роль подтекста в тексте. (Монолог. Монолог! Монолог?)

Цель урока: Совершенствование умения создавать собственный текст аналитического рассуждения через понимание роли подтекста в жанре монолога.

Задачи урока:

- О - формировать навыки моделирования собственного текста на основе алгоритма создания монолога, умение создавать и понимать подтекст.

- Р - развивать аналитическое мышления в ходе анализа собственного текста через различные приемы ТРКМ (орфографический анализ по таблицам Периодической системы элементов русской речи, сюжетная таблица, фишбоун, ЗУХ, синквейн) , развитие речевых умений устной и письменной речи учащихся в создании подтекста собственного текста.

- В - нравственное воспитание через подтекст собственного текста, умение создавать подтекст монолога, внутреннего монолога.

Оборудование: Периодическая таблица элементов русской речи и УМК И.В. и Д.М. Барановых (учебник «Русский язык. Путь познания» № 554(а), таблицы к учебнику (№1), собственные тексты учащихся, тетради, сочинения-монологи, написанные учащимися).

Ход урока:

Фаза урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы ТРКМ

Время

Фаза вызова

Организация работы урока





Мотивация, актуализация знаний для работы на уроке

Проверка инструментов урока: № 554(а), таблицы, мини-тексты, схемы-таблицы №3, №4,№5)

1.Целевые установки.

(Объяснить знаки препинания в теме урока - предположите, какова будет цель урока для каждого.

2. Назовите слова, понятия, термины, которые сегодня в уроке понадобятся. Из всех сказанных какие три можно определить как ключевые (монолог, текст, подтекст)

3. Продолжаем учиться анализировать тексты и создавать собственные тексты-рассуждения.

Сегодня -анализ собственного текста в форме монолога, выявление роли подтекста в тексте.









Объясняют, определяют цель урока для себя.











2. Каждый называет по одному слову




















Предположение.

ЗУХ

Приём «Бусы»



До урока







2 мин +1

Повторение информации предыдущих уроков, необходимой для анализа написанных учащимися монологов.


Фаза осмысления

Анализ текстов, выяснение роли подтекста.

  1. Характеристика 10 ряда Периодической таблицы элементов русской речи.

  2. Орфографический анализ мини-текстов.

- Можно ли их назвать монологами? А какими?

- Понятен ли подтекст этих текстов? Как?

3. №554 (а), стр 385 выбрать и отметить карандашом, какие слова приемы необходимы для передачи подтекста.

- Доложить, сколько монологов создано, какие темы взяты.

- Определить, какие средства и приемы для создания подтекста вы использовали или могли использовать (Стр. 385)

2-3 ученика







Работают карандашом в готовом тексте с таблицей № 1













- Выбирают один из приёмов анализа и анализируют текст.

- Определяют подтекст, как он создан (при помощи каких слов)


























фишбоун, сюжетная таблица, синквейн




Всего 30 мин

1 мин





2 мин



1мин













7 мин.





10 мин.





.

Контакт с новой информацией «Средства выразительности для определения и создания подтекста в тексте» стр. 385


Фаза рефлексии

Размышление

Организация исследования своих текстов.

  1. Анализ собственных текстов о роли подтекстов в написанных монологах

4. Какова же роль подтекста в тексте?

- Помогает ли жанр монолога определить авторское отношение к происходящему в тексте?

- что еще нужно хорошо узнать, чтобы создавать подтекст? (средства выразительности)

5.Д/З Напишите 3-4 предложения внутренний монолог об уроке

- Анализируют монолог соседа (или свой)

- Итоги работы (3-4 ученика)



ВЫВОД









Таблицы-помощники, анализ



маркируют в тексте,

исследование «Подтекст в монологе моего соседа»











Мини-эссе

15 мин











2 мин.


















На стадии рефлексии осуществляется анализ собственных монологов, исследование текстов товарища.

Работа ведется индивидуально, в парах.




© 2010-2022