Внеклассное мероприятие: Поэзия Великой Отечественной войны «Война глазами поэтов». 7 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Жуманова Риза Мараловна, учитель русского языка и литературы СШ№19 г. Кокшетау Республика Казахстан.

Внеклассное мероприятие: Поэзия Великой Отечественной войны «Война глазами поэтов». 7 класс

Цели: 1.Формирование гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу своей Родины;

2. содействовать развитию творческих способностей учащихся путём приобщения к

литературному и музыкальному искусству;

3. способствовать формированию казахстанского патриотизма, интернационализма, гордости,

чувства уважения и признательности к народу, выступавшему против фашизма.

Оборудование: Выставка книг и сборников стихотворений о Великой Отечественной войне; записи песен о войне; записи документальных фильмов «Священная война», «Хатынь»; видеофильмы о поэтах (Б.Ш.Окуджава и В.С.Высоцкий); песня В.Высоцкого «Он не вернулся из боя» из к/фильма «Они сражались за Родину» (видеозапись с данным фрагментом); слайды с фотографиями писателей и поэтов - фронтовиков и послевоенного времени.

Эпираф: Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

А.Т.Твардовский.

Актовый зал. Трансляция кадров из документального фильма «Священная война».

(Голос диктора Левитана, сообщающего о начале Великой Отечественной войны).

Ведущий: Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам

О горьком победном пути,

Поэтому должен хотя бы наш разум

Дорогой победы пройти.

Ведущая: И мы разобраться обязаны сами

В той боли, что мир перенёс,

Конечно, мы смотрим иными глазами,

Такими же полными слёз.

Ведущий: То, что случилось в сороковых годах прошлого столетия, в наше время называют величайшей трагедией века.

Ведущая: Это действительно была самая большая трагедия, которую познали и пережили люди за всю свою историю.

Ведущий: Такой войны, какой была Великая Отечественная, мир никогда не знал. Она унесла десятки миллионов человеческих жизней. Огромное число среди погибших были мирные люди: женщины, старики, дети.

Ведущая: Великая Отечественная война шла 4 года, долгих и трудных 1418 дней. Это были страшные дни лишения и горя. Помогали фронту все, кто мог работать. Дети-подростки работали наравне со взрослыми. Война выжгла нивы, разрушила города и сёла, оставила без крова тысячи мирных жителей.

Ведущий: Это были годы тяжелейших испытаний. Но вместе с тем это были годы мужества, стойкости, героизма, беззаветной любви к Отчизне.

(Звучит аудиозапись песни «Священная война», музыка А.Александрова, слова В.Лебедева-Кумача)

Ведущий: Война - жесточе нету слова.

Война - печальней нету слова.

Война - святее нету слова.

В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного

Ещё не может быть и нет.

Ведущая: Свыше 2000 писателей и поэтов отправились на фронт. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяли страдания, опасности, лишения военных дней со всеми.

Ведущий: И поэтому они знали о войне не понаслышке, война прошла через их сердца, перевернув всю жизнь.

Ведущая: Поэты одновременно творили историю и запечатлевали её в своих произведениях - пронзительных и страстных.

Ведущий: Они создавали стихи и песни, которые звали людей на решительный бой с фашистами, поднимали боевой дух солдат, укрепляли мужество защитников, веру в победу.

Ведущая: Более 400 писателей и поэтов пали смертью храбрых.

Ведущий: Среди них Юрий Крымов, Иосиф Уткин, Аркадий Гайдар…

Ведущая: Молодые поэты - Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров.

Ведущий: «Они ушли не долюбив, не докурив последней папиросы… »

Ведущая: «Если горе имеет свой запах, то война пахнет огнём, пеплом и смертью…»

Ведущий: «Война - это погибшие молодые жизни, это несбывшиеся надежды, ненаписанные книги,

несовершившиеся открытия… »

На фоне кадров презентации «Поэзия Великой Отечественной войны» (демонстрируются портреты поэтов - фронтовиков).

Чтец:

Я знаю, никакой моей вины

В том, что они - кто старше, кто - моложе,

Что я их мог, но не сумел сберечь,

Речь не о том, но всё же,

Всё же, всё же…

Ведущий: Эти строки принадлежат известному советскому поэту-фронтовику Александру Трифоновичу Твардовскому (демонстрируются слайды с его фотографиями).

Ведущая: За его плечами дороги войны, сотни стихотворений и поэм, опубликованных во всех фронтовых газетах.

Ведущий: Поэзия в годы войны заняла огромное место в духовной жизни миллионов людей. Она укрепляла веру в победу, в силы человека, помогала переносить все тяготы и испытания. Она помогала людям жить!

Чтец:

Память, Память…

Ты порой тревожно

Бьёшь по нервам,

Бешено скользя.

Позабыть такое невозможно,

Потому что позабыть нельзя.

Ведущий: Центральной, определяющей темой поэзии Великой Отечественной войны стала тема любви к Родине, призыв к её защите.

Ведущая: Мы, дети, знаем войну по рассказам родных, по фильмам, книгам и стихам. Именно эти произведения искусства помогают нам понять, что такое война, какой ценой нам досталась победа.

Ведущий: Пронзительные и незабываемые строчки стихов остаются в памяти и вызывают у нас огромное уважение и признательность к людям, победившим фашизм.

Песня военных лет «В лесу прифронтовом» (поют учащиеся в военной форме).

Ведущая: Ольга Федоровна Берггольц - поэт осажденного Ленинграда, вместе со всеми его жителями перенесла все тяготы блокады (демонстрируется слайд с фотографией поэтессы).

Ведущий: Её голос по радио, вещавший о событиях на фронте, знал каждый житель этого мужественного города.

Чтец: Стихотворение О.Берггольц «Я говорю с тобой под свист снарядов» (чтец читает стихотворение на фоне слайдов о блокадном Ленинграде)

…Я говорю с тобой под свист снарядов, И женщины с бойцами встанут рядом,

угрюмым заревом озарена. и дети нам патроны поднесут,

Я говорю с тобой из Ленинграда, и надо всеми нами зацветут

страна моя, печальная страна… старинные знамёна Петрограда.

Кронштадтский злой, неукротимый ветер Руками сжав обугленное сердце,

В моё лицо закинутое бьёт. Такое обещание даю

В бомбоубежищах уснули дети, Я, горожанка, мать красноармейца,

ночная стража встала у ворот. погибшего под Стрельною в бою:

Над Ленинградом - смертная угроза… Мы будем драться с беззаветной силой,

Бессонны ночи, тяжек день любой. мы одолеем бешеных зверей,

Но мы забыли, что такое слёзы, мы победим, клянусь тебе, Россия,

что называлось страхом и мольбой. от имени российских матерей.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

не поколеблет грохот канонад,

и если завтра будут баррикады-

мы не покинем наших баррикад.

Ведущий: Сыны казахского народа были в первых рядах защитников города Ленинграда. Золотыми буквами вписаны славные имена Героев Советского Союза С. Баймаганбетова, И.Исенбаева. Многие наши солдаты с Казахстана сложили свои головы при обороне Ленинграда (демонстрируются слайды с фотографиями казахстанских солдат-фронтовиков).

Ведущая: Великий казахский поэт Джамбул Джабаев всю свою жизнь без остатка посвятил служению народа. Во время войны 98-летний акын-воин, певец-солдат получал от фронтовиков не десятки, а сотни писем (демонстрируются слайды с фотографиями поэта).

Ведущий: Вот что писали солдаты с фронта: «Великан поэзии, Джамбул - ата! Мы - дети казахского и русского народов, на фронте, в окопах готовимся к полному уничтожению фашистов. Присылайте нам свои могучие песни. Ваши песни нам всегда помогают!»

Ведущая: В ответ на письма, на фронт летели новые его стихи и песни. Джамбул Джабаев посвятил блокадному Ленинграду замечательное стихотворение «Ленинградцы, дети мои! Ленинградцы, гордость моя!»

Чтец: Стихотворение Д. Джабаева «Ленинградцы, дети мои! Ленинградцы, гордость моя!»

(чтец читает стихотворение на фоне слайдов и документального фильма о блокадном Ленинграде)

Ленинградцы, дети мои! У священных ваших оград.

Ленинградцы, гордость моя! Вот зачем на север бегут

Мне в струе степного ручья Казахстанских рельс колеи,

Виден отблеск невской струи. Вот зачем Неву берегут

Если вдоль снеговых хребтов Ваших набережных края.

Взором старческим я скользну,- Ленинградцы, дети мои!

Вижу своды ваших мостов, Ленинградцы, гордость моя!

Зорь балтийских голубизну, Что же слышит Джамбул теперь?

Фонарей вечерних рои, К вам в стальную ломится дверь,

Золочённых крыш острия… Словно вечность проголодав,

Ленинградцы, дети мои! Обезумевший от потерь

Ленинградцы, гордость моя! Многоглавый жадный удав…

Не затем я на свете жил, Сдохнет он у ваших застав!

Чтоб разбойничий чуять смрад; Без зубов и без чешуи

Не затем вам, братья, служил, Будет в корчах шипеть змея,

Чтоб забрался ползучий гад Будут снова петь соловьи,

В город сказочный, в город - сад; Будет вольной наша семья,

Не затем к себе Ленинград Ленинградцы, дети мои!

Взор Джамбула приворожил!- Ленинградцы, гордость моя!

А затем я на свете жил,

Чтобы сброд фашистских громил,

Не успев отпрянуть назад,

Волчьи кости свои сложил

Ведущий: О героизме, мужественности, преданности Родине писали все поэты, которым пришлось пройти фронтовыми дорогами.

Ведущая: Но и поэты, перенёсшие все тяготы войны в тылу, вместе со всем народом ковали победу своими стихами. Ленинградская поэтесса Анна Андреевна Ахматова потеряла на этой войне многих дорогих ей людей (демонстрируется слайд с фотографией поэтессы).

Ведущий: Анна Ахматова выступала со своими стихами в госпиталях перед ранеными солдатами. Боль за свою родину, боль за людей подвигла её на создание стихотворения, которое вы сейчас услышите.

Чтец: Стихотворение А. Ахматовой «Мужество».

(чтец читает стихотворение на фоне слайдов и кадров документального фильма, изображающих солдат во время чтения писем и книг в кругу бойцов в минуты затишья перед боем)

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки!

Песня «Журавли» (слова Р. Гамзатова, музыка Я. Френкеля) ( исполняется учащимися на фоне эпизодного фрагмента с летящей стаей журавлей)

Ведущая: Среди поэтов - фронтовиков было немало и женщин, девушек. Одной из самых ярких звёзд на этом поэтическом небосклоне была Юлия Владимировна Друнина. Девочка из интеллигентной московской учительской семьи (демонстрируются слайды с фотографиями поэтессы).

Ведущий: Юля в 17 лет прямо со школьной скамьи добровольцем ушла на фронт. Работала санитаркой в госпитале, санинструктором в пехотном батальоне.

Ведущая: Юлия Друнина воевала в пехоте, в артиллерии, была ранена, награждена медалью «За отвагу», орденом Красного Знамени. В 1944 году её демобилизовали по инвалидности после очередного ранения и контузии.

Чтец: Стихотворение Ю.Друниной «Качается рожь несжатая».

Качается рожь несжатая. Нет, это горят не хаты -

Шагают бойцы по ней. То юность моя в огне.

Шагаем и мы - девчата, Идут по войне девчата,

Похожие на парней. Похожие на парней.

Ведущий: Солдата на войне поддерживала не только дружба однополчан, но и любовь близких, верность любимых.

Ведущая: На войне люди не только воевали, на войне они продолжали жить, они вспоминали дом, семью, мать, любимую, писали письма…

Ведущий: Об этом писал Константин Михайлович Симонов в своём знаменитом стихотворении «Жди меня».

Ведущая: Эти строки знали наизусть все солдаты войны от рядового солдата до маршала.

Чтец: стихотворение К. Симонова «Жди меня».

Жди меня, и я вернусь, Пусть друзья устанут ждать,

Только очень жди, Сядут у огня,

Жди, когда наводят грусть Выпьют горькое вино

Жёлтые дожди, На помин души…

Жди, когда снега метут, Жди. И с ними заодно

Жди, когда жара, Выпить не спеши.

Жди, когда других не ждут, Жди меня, и я вернусь

Позабыв вчера. Всем смертям назло.

Жди, когда из дальних мест Кто не ждал меня, тот пусть

Писем не придёт, Скажет: «Повезло».

Жди, когда уж надоест Не понять не ждавшим им,

Всем, кто вместе ждёт. Как среди огня

Жди меня, и я вернусь, Ожиданием своим

Не желай добра Ты спасла меня.

Всем, кто знает наизусть, Как я выжил, будем знать

Что забыть пора. Только мы с тобой,-

Пусть поверят сын и мать Просто ты умела ждать,

В то, что нет меня, Как никто другой.

Вставка видеофильма «Б.Ш.Окуджава (1924-1977)».

Ведущий: Булат Шалвович Окуджава - известный поэт, бард, кумир многих поколений. Он учился в 9-ом классе, когда началась война. Булат ушёл на фронт добровольцем прямо со школьной скамьи.

Ведущая: Будущий поэт воевал в миномётной батарее. Был ранен, демобилизовался в 1945 году.

Ведущий: Тема войны - одна из главных в творчестве Булата Шалвовича.

Ведущая: Писатель и поэт честно рассказал о переживаниях человека на войне - о страхе смерти, о боли, слезах, ненависти к войне.

Ведущий: Символично и то, что Булат Окуджава родился 9 мая.

Ведущая: И День Победы отмечал как двойной праздник.

Ведущий: Его стихи читали и будут читать.

Ведущая: Его песни пели и слушали всегда.

Чтецы: Стихотворение Б.Окуджава «Ах, война, что ж ты сделала, подлая…»

(Мальчик и девочка - чтецы в военной форме)

Она: Ах, война, что ж ты сделала, подлая: Он: Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

стали тихими наши дворы, вместо свадеб- разлуки и дым.

наши мальчики головы подняли - Наши девочки платьица белые

повзрослели они до поры, раздарили сестрёнкам своим.

на пороге едва помаячили Она: Сапоги - ну куда от них денешься?

и ушли за солдатом - солдат… да зелёные крылья погон…

До свидания, мальчики! Он: Вы наплюйте на сплетников, девочки.

Мальчики, Мы сведём с ними счёты потом.

постарайтесь вернуться назад. Пусть болтают, что верить вам не во что,

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими, что идёте войной наугад…

не жалейте ни пуль, ни гранат До свидания, девочки!

и себя не щадите, и всё -таки Девочки,

постарайтесь вернуться назад. постарайтесь вернуться назад.

Чтец: Стихотворение Е.Нефедова «Я гляжу на тебя, моя мама…»

(Инсценировка: на сцене появляется девочка в траурном платке и чёрном платье, изображающая мать, зажигает свечи перед портретом солдата, снимает его со стены, целует, прижимает к груди, беззвучно плачет; чтец - мальчик в военной форме стоит в отдалении читает стихотворение наизусть, глядя на «мать»)

Я гляжу на тебя, моя мама, Слышно мне, как теплы твои руки,

С фотокарточки в нашем дому, И слова у меня горячи:

Что не раз ты со стенки снимала, Вся страна - твои дети и внуки,

Прижимая к лицу своему… Потому что я жизнь им вручил.

Я не плачу в такие минуты- Пусть они не увидят ни грамма

Быть серьёзным фотограф просил, Из того, что я видел в бою…

Но порой у меня почему-то Пусть они берегут тебя, мама,

Не хватает для этого сил… Как берёг я Отчизну мою!

У кого их, родимая, хватит, Вас от бед заслоняя стеною,

Если сорок непрожитых лет Пусть стоят они,

Мы с тобою одни в этой хате, правдой сильны,

Где ни внуков, ни правнуков нет. И умеют сражаться с войною,

Мама, мама, не мы в том виною, Чтобы не было

Не бывает за теми вины, больше войны!

Кто уходит сражаться с войною,

Чтобы не было больше войны.

Вставка видеофильма «В.С.Высоцкий».

Ведущий: Когда началась война, будущему поэту Владимиру Семёновичу Высоцкому исполнилось всего 3 года, следовательно, быть очевидцем фронтовой жизни он не мог.

Ведущая: Стихи о войне им написаны были намного позже. Но так велико было потрясение об этой страшной войны, что дань военной лирике отдали самые разные авторы, и много было среди них людей послевоенного поколения.

Чтец: Стихотворение В.С.Высоцкого «Песня о Земле».

Кто сказал: «Всё сгорело дотла, Неземное страдание знают.

Больше в землю не бросите семя!»? Она вынесет всё, переждёт,-

Кто сказал, что Земля умерла? Не записывай Землю в калеки!

Нет, она затаилась на время! Кто сказал, что Земля не поёт,

Материнства не взять у Земли, Что она замолчала навеки?!

Не отнять, как не вычерпать моря. Нет! Звенит она, стоны глуша,

Кто поверил, что Землю сожгли? Изо всех своих ран, из отдушин,

Нет, она почернела от горя. Ведь Земля - это наша душа,-

Как разрезы, траншеи легли, Сапогами не вытоптать душу!

И воронки - как раны зияют. Кто поверил, что Землю сожгли?

Обнажённые нервы Земли Нет, она затаилась на время…

Песня В.Высоцкого «Он не вернулся из боя» из к/фильма «Они сражались за Родину» (видеозапись с данным фрагментом)

Ведущий: Поэту Роберту Ивановичу Рождественскому к началу войны исполнилось 9 лет. (демонстрируются слайды с фотографиями поэта). Но детская память не забыла те слёзы, то горе, те бедствия, что пришлось испытать детям войны, лишённых беззаботного детства, вынужденных раньше времени повзрослеть.

Ведущая: Светлой памяти погибших в этой жестокой войне посвятил поэт Роберт Рождественский поэму «Реквием».

Чтец: Отрывок из поэмы «Реквием» Р. Рождественского.

(чтец читает на фоне слайдов и кадров документальных фильмов «Священная война», «Хатынь», эпизоды о концлагерях, о памятниках «Неизвестному солдату», о Вечном огне).

Помните! Детям своим

Через века, расскажите о них.

через года,- чтоб

помните! запомнили!

О тех, кто уже не придёт Детям

никогда,- детей

помните! расскажите о них,

Не плачьте! чтобы тоже

В горле запомнили!

сдержите стоны, Во все времена

памяти бессмертной

павших Земли

будьте помните!

достойны! К мерцающим звёздам

Вечно достойны! ведя корабли,-

Хлебом и песней, о погибших

Мечтой и стихами, помните!

жизнью просторной, Встречайте

каждой секундой, трепетную весну,

каждым дыханьем люди Земли!

Будьте Убейте

достойны! войну,

Люди! прокляните

Покуда сердца войну,

стучатся,- люди Земли!

помните!

Какою Мечту пронесите

ценой через года

завоёвано счастье,- и жизнью

пожалуйста, наполните!..

помните! Но о тех,

Песню свою кто уже не придёт

отправляя в полёт,- никогда,-

помните! заклинаю,-

О тех, кто уже никогда помните!

не споёт,-

помните!

Чтецы: Стихотворение «Земля и Ребёнок»

(инсценировка: высокая девочка в костюме «земли» и мальчик -поменьше ростом, выходят на сцену, взявшись за руки .)

Ребёнок: Ответь мне честно, что с тобой,

Моя унылая Земля?

Земля: Я помню каждый смертный бой,

Как гибли реки и поля,

Мне больно, если где-то вновь

Пожары, залпы, крик и стон,

И если пролитая кровь

С собой приносит чёрный сон.

Ребёнок: А что же сделать я могу,

Чтобы помочь тебе, Земля?

Ещё так мало я живу,

Ещё совсем ребёнок я.

Земля: Мой сын! Храни свой отчий дом

И улицу, где ты живёшь.

Будь умницей всегда, во всём,

Ведь ты, пока , ещё растёшь!

Дари любовь и доброту

Тому, кто сам дарить не может,

Пускай Господь тебе поможет!

Я верю, глядя на тебя,

Поймут свои ошибки люди.

Ребёнок: И оживёт тогда Земля,

О ранах навсегда забудет!

Ведущий: Прослушайте стихотворение поэта, чья юность пришлась на годы войны, С.П. Гудзенко.

Чтец: Стихотворение С. Гудзенко. «Это было давно…»

Когда на смерть идут - поют, Мне кажется, что я магнит,

Ведь самый страшный час в бою - что я притягиваю мины,

Час ожидания атаки. Разрыв - и лейтенант хрипит.

Снег минами изрыт вокруг И смерть опять проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед. Но мы уже не в силах ждать.

За мной одним идёт охота. И нас ведёт через траншеи.

Будь проклят сорок первый год -

Ты, вмёрзшая в снега пехота.

Ведущая: Мир и дружба всем нужны,

Мир важней всего на свете,

На земле, где нет войны,

Ночью спят спокойно дети.

Ведущий: Там, где пушки не гремят,

В небе солнце ярко светит,

Нужен мир для всех ребят,

Нужен мир на всей планете!

Песня «Солнечный круг» (слова Л. Ошанина, музыка А. Островского).

(На сцену выходят все участники мероприятия и исполняют заключительную песню с припевом на трёх языках: русском, казахском, английском).

© 2010-2022