Конспект урока русского языка для 5 класса «Употребление разделительных Ъ и Ь»

"Описание материала: Разработка урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС ОО. В структуре урока выдержаны все основные этапы, определены предметные, метапредметные и личностные задачи. Обозначены также планируемые результаты. В ходе данного урока учащиеся сначала проводится актуализация знаний. затем при помощи создания проблемной ситуации выводят правило и отрабатывают навыки его применения на практике. В ходе урока предусмотрена физкультурная пауза. Есть страничка «Из истории язы...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Составитель:

Федосова Наталия Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ Бродовская СОШ

Аннинского муниципального района

Воронежской области.


Урок русского языка «Употребление разделительных Ъ и Ь».

Тип урока: урок «открытия новых знаний».

Цель: обеспечить восприятие, усвоение и осмысление нового материала через создание проблемной ситуации → её исследование → решение → анализ → обобщение, умение применять правило правописания слов с разделительным Ъ и Ь.

Задачи:

  1. Предметные

- познакомить обучающихся с орфограммой «Разделительные Ъ и Ь».

- формировать умение применять орфограмму в зависимости от морфемы.

- развивать орфографическую зоркость

2. Метапредметные

- формировать умение находить информацию в тексте

- учить анализировать, сравнивать и обобщать на основе фактов.

- учить представлять информацию в сжатом и развернутом виде.

3. Личностные

- устанавливать коммуникативные связи.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать условия выбора правописания разделительных Ъ и Ь».

Уметь вычленять из текста слова с данной орфограммой.

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Метапредметные:

-Уметь оценивать результаты деятельности (своей - чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.

Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли .

Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Индивидуальная работа (1 ученик работает у доски).

Карточка: Выписать слова с приставками, выделяя их

Сдавать экзамены, подбежать к школе, поехать на экскурсию, изменить решение, расписание уроков, разделить поровну.

Найдите «лишнее» (поехать, все приставки на согласную).

Работа с классом. (Запись на доске слов с пропущенными буквами)

Задание: Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Кон…, капел…, мел…ница, пис…мо, ноч…, доч…, молодёж…, выучиш…

Какую роль выполняет Ь?

Проверка индивидуальной работы.

3. Основная часть урока.

1.В нашем классе есть две ученицы - Ольга и Софья. Каждая из двух девочек утверждает, что в её имени пишется разделительный ь знак. Так ли это?

Что поможет это доказать? Ольга, Софья. Сравнивается транскрипция написания этих слов.

(В одном слове появляется звук [й], который разделяет согласный глухой [ф] от гласного, нет слияния)

[Ол'га ] - обозначает мяг. согл. зв.

[Соф'й'а ]- разделительный ъ знак.

2. Создание проблемной ситуации.

Расскажите правило написания разделительного ь знака в словах.

Предъявление ученикам противоречивых мнений .

На доске - запись:

Не за то волка [б' й у т], что сер, а за то, что овцу [с' й э л].

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Почему два слова записаны в транскрипции? (Есть звук [й] - «сигнал опасности»: надо подумать, что писать).

- Спишите пословицу в тетрадь, заменив транскрипционную запись буквенной.

Возникает затруднение - дети спрашивают, какую букву писать.

3. Актуализация проблемы.

- Почему у вас возник этот вопрос?

(«Работа» у букв Ь и Ъ одинаковая - предупредить о наличии звука [й], а перед Ю и Е может быть написана любая из этих букв).

Действительно:

Оба знака хороши,

Достойны оба чести,

Ведь стоят у нас они

В очень нужном месте.

4. Поиск решения.

У меня есть два варианта разрешения данной ситуации:

1. Я просто скажу вам, что писать.

2. Вы попробуете сами разрешить эту проблему. (Дети выбирают 2-й вариант).

В результате наблюдения за двумя группами слов

Съехал Вьюга

Отъехал Колья

Въехал Ульи

Подъехал Варенье

дети легко находят объяснения Ь и Ъ, формулируют вывод, который затем сверяют с правилом в учебнике.

5. Физкультминутка.

Выберите любую понравившуюся линию и проследите глазами по ней несколько раз.

Здоровьесберегающий подход (Выполняют сидя.)

6. Применение нового.

1. Образуйте новые слова с корнем езд, используя только приставки и запишите их в тетрадь.

По-, под-, в-, от-, про-, об-, раз -пере-.

2.Приготовьте сигнальные карточки.

Мальчики показывают разд. Ъ, если в слове пишется Ъ.

Девочки показывают разд. Ь, если в слове пишется Ь.

Судья, соловьи, объявление, поёт, вьюга, объём, стулья, ружьё, отъехал, заехал, съёжился, безделье, разъехались.

3. Запишите словосочетания в 2 колонки.

с разделительным Ь с разделительным Ъ

в_ёт гнездо,об_яснить задачу, собирать лист_я, сер_ёзная опасность, л_ётся дождь, раз_единить провода, большой об_ём, раз_ярённый зверь, под_ёмный кран, отличное здоров_е.

4. Вставьте пропущенные буквы.

С_ёмка, варен_е, дерев_я, олад_и, коп-ё, об_едем,лист_я, ноч_ю, руч_и, вз_ерошенные, с_ехал.

5. Это интересно! Из истории языка.

Буква «ер» - Ъ - полезная буква. Она выполняет всегда одну и ту же скромную работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъезд, разъезд). До 19171918 года твердый знак писался в конце слов после твердых согласных, например: ДОМЪ, ДУБЪ, ГОРОДЪ Тогда весь народ наш был разделён на писавших с «ером» и без «ера» на концах слов. В то время буква эта вызывала гнев и ненависть, смех и слёзы. Букву «ер» называли бездельником, лодырем, разбойником, дармоедом, кровососом. Буква «ер» на конце слова пожирала более 8% времени и бумаги. Эта буква - бездельник была самой дорогой буквой мира.

6. Собери пословицы.

Вставь пропущенные буквы.

I. Учен.._е свет, II. надо в воду лезть.

Чтобы рыбку с..есть ядра не с..ешь,

Не рзгрызёшь ореха а не ученье тьма.

7. Развитие орфографической зоркости.

В подезде я увидел взерошенного котёнка. Он сёжился от страха под лестницей, а над ним стоял разярённный пёс. Котёнка я забрал домой.

Назовите слова, в которых допущена ошибка.

8. Письмо с комментированием. Упр. 65. Взаимопроверка.

7. Итоговая беседа.

Сделайте вывод, какие ключевые слова темы были использованы на уроке.

Сформулируйте правило употребления разделительных Ъ и Ь.

8. Домашнее задание (дифференцированное).

9. Рефлексия.

  • Сегодня я узнал…

  • Было трудно…

  • Я понял, что…

  • У меня получилось…

10. Использованная литература.

  1. Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000. - 192 с.

  2. Разумовская М. М. и др. Русский язык: учебник для 5 кл. для общеобр. учрежд. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007. - 368 с.

  3. Г.А.Богданова. Русский язык, 5 кл., Москва, изд."Генжер", 1999 (в контексте виртуального кабинета : ruslit.ioso.ru).

  4. Основные правила грамматики русского языка [Орфографический словарь для школьников с грамматическим приложением. Москва, изд."Лист", 1998 (impce.su/~lib/osn_prav.html)].

  5. Г.А.Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. - М.Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

  6. Л.А.Брусенская, Г.Ф.Гаврилова. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. Ростов-на-Дону, изд. "Феникс", 1996.


© 2010-2022