- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по теме И. А. Крылов. Мораль в баснях Крылова
Урок по теме И. А. Крылов. Мораль в баснях Крылова
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Истомина Е.И. |
Дата | 10.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Открытый урок по творчеству Ивана Андреевича Крылова.
Тема урока: И.А.Крылов. Мораль в баснях Крылова.
Цель урока:
ОБУЧАЮЩАЯ ЦЕЛЬ УРОКА: Закрепить знания учащихся о жизни великого баснописца, его творчестве. Научить определять нравственный смысл басен, уметь анализировать некоторые моменты природных явлений.
ВОСПИТАТЕЛЬНА ЦЕЛЬ УРОКА: Пробудить нравственный интерес к басням И.А.Крылова.
Задачи урока
обучить выразительному чтению басен; способствовать развитию художественных способностей учащихся.
Оборудование урока
Необходимые атрибуты для проведения мероприятия «Суд идет!», музыкальный центр, костюмы Стрекозы и Муравья, Бабочки ,портрет Баснописца И.А.Крылова. Мультимедиа. Репродукции с фото изображением муравья, стрекозы.
Ход урока:
Учитель:
Уважаемые ребята, я рада видеть всех вас такими нарядными и красивыми. Ведь урок у нас не совсем обычный. Сегодня мы пригласили гостей на наш урок. А значит урок открытый.
Сегодня заключительный урок по творчеству Ивана Андреевича Крылова.
Вспомним всё, что знаем об этом великом баснописце.
Басни Ивана Андреевича Крылова знакомы вам с детства. Изучали басни Крылова вы и в 5 классе.
- Назовите басни Ивана Андреевича, которые вы знаете.
-Цель басни?
Ученик (осмеяние человеческих пороков , За вымышленными персонажами скрываются человеческие характеры.)
-Что ценного можно найти для себя в каждой басне?
Ученик ( не повторять глупость, быть добрее! Уметь ценить талант!
-Уметь ценить талант! Из какой это басни?
Ученик «Осёл и соловей»
- В начале или в конце басни стоит небольшое изречение , в котором заключена главная мысль., обращённая к читателю. )
- Какая основная мысль в басне «Осёл и соловей»?
Ученик «Избави Бог и нас от этаких судей!»
-А знаете ли вы басню «Стрекоза и муравей?»
Что вы о ней знаете?
Ученик басня написана в 1808 году …
Крылатое выражение - «Ты всё пела- это дело, так пойди же попляши!»
Рассмотри эту басню с нравственной стороны! И с биологической точки зрения! …
Заседание суда объявляю ОТКРЫТЫМ! ( все роли исполняют дети, присяжные - учителя, присутствующие на открытом уроке)
Секретарь. Прошу всех встать! Суд идёт!
(Входит судья)
Слушается дело по обвинению Муравья в неоказании помощи потерпевшей Стрекозе! Слово обвинителю!
Прокурор. Потерпевшая Стрекоза предъявила иск Муравью за неоказание ей помощи в холодное время года. Обвинение считает, что Муравей не проявил милосердие и не предоставил жильё Стрекозе, чем проявил немилосердие , в чём он и обвиняется!
Судья . Приступаем к допросу потерпевшей! Уважаемая Стрекоза, расскажите суть дела!
Стрекоза. Ваша честь!
Летом, В мягких муравах у нас
Песни, резвость каждый час!
Так, что голову вскружило!
Лето красное я пела, оглянуться не успела
Как зима катит в глаза!
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым мне листком был готов и стол и дом!
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настаёт!
Приползла я к Муравью!
Прокурор. С какими словами Вы обратились к обвиняемому?
Стрекоза. « Не оставь меня , кум милый!
Дай ты мне собраться с силой!
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!»
Прокурор. Прошу допросить свидетеля - Бабочку!
( танец Бабочки) (На проекторе фото с изображением бабочки, стрекозы)
Судья. Приступаем к допросу обвиняемого. Адвокат, Вам слово!
Адвокат. Что Вы ответили Стрекозе на её просьбу!
Муравей. Кумушка, мне странно это, да работала ль ты лето?
«Ты всё пела- это дело:
Так пойди же попляши!»
Адвокат. А чем занимались Вы всё лето?
Прошу допросить свидетеля. Муравья.
(Ученик зачитывает информацию о муравьях, предварительно подготовленную с учителем биологии ) ( на проекторе фото с изображением муравейника)
Судья Есть ли вопросы у обвинения?
У защиты?
Судья. Приступаем к прениям сторон.
Обвинитель. Я считаю, что Муравей виновен! Он не оказал помощи нуждающейся стрекозе!
(зачитывает информацию о стрекозе, её пользе в природе)
Адвокат. Мой подзащитный не виновен. Он трудился всё лето и за это судить нельзя. Муравей трудится весь год! Вот наша защита!
Судья. Рассмотрение дела закончено. Я попрошу присяжных выйти и вынести свой вердикт.
Секретарь. Прошу всех встать!
(Присяжные удаляются.)
Судья. Вынесли присяжные свой вердикт?
Присяжные . Да, Ваша честь. Было задано два вопроса.
- Виновен ли Муравей ?
- Да!
-Заслуживает ли он снисхождения?
-Да, заслуживает!
Судья. На основании обвинительного вердикта присяжных заседателей Суд постановляет! Муравья считать виновным и присудить ему штраф в размере 1/3 своих запасов еды в пользу истца Стрекозы! Муравья освободить из под стражи, так как он заслуживает снисхождения.
Заключительная часть урока.
- Скажите ребята, с нравственной стороны прав ли муравей?
Нет!
- Но всем нам надо учитывать, что история Муравья и Стрекозы поучительна для тех людей, которые ленятся и не хотят работать, а помощи просят красиво!
(- Кто хочет прочитать свою любимую басню И.А.Крылова?)
Ученик читает
Учитель: Басни Ивана Андреевича Крылова разные и по содержанию и по форме, но каждая из них открывает новые грани мастерства великого баснописца.
Читаю Высказывание Белинского на проекторе : «Басни Крылова, не просто басни: это повесть, комедия, юмористический очерк , злая сатира…» Белинский
- Сегодня за урок я выставляю отличные оценки всем учащимся, принявшим участие в открытом уроке. Ребята, спасибо вам за урок!