Урок на тему Подлежащее

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Балабекова Д. А., Каспанская средняя школа с мини - центром,

Кербулакского района, Алматинской области

Тема урока: Главные члены предложения. Подлежащее.

Цели урока:

  • повторить изученное о простом предложений;

  • дать понятие о главных членах предложении, научить определять подлежащее в предложениях;

  • прививать интерес к спорту.

Оборудование: опорные схемы- таблицы, карточки для индивидуальных заданий, кроссворд для словарной работы, тестовый материал по теме.

Формы работы: индивидуальная, парная.

Методы обучения: частично - поисковый.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

I. Организационный момент

II.Проверка домашнего задания

III. Постановка цели урока

IV. Повторение пройденного

1.Синтаксическая пятиминутка.

- Постройте схемы предложений. Дайте характеристику каждого предложения Сделайте синтаксический разбор предложений.

  • по цели высказывания;

  • по интонации;

  • по количеству главных членов.

Начался листопад.

Откуда взялись облака?

Какая прекрасная пора

1.Какие бывают предложения?

2. Что такое словосочетание?

3. Назовите виды словосочетаний

  1. Творческая работа. ( составьте словосочетания по схемам)

А) Сущ. + прил., прил. + сущ., нар. + глаг., Глаг. + нар., неоп. ф. глаг. + нар.,

Б) Разберите словосочетания: Осенние листья, читаю книгу, горжусь другом, выписать предложение, пишет аккуратно. ( устно составьте предложения)

В) Выпишите словосочетания из предложения: Грамотный человек не делает грамматических ошибок.

- Отгадайте слова, зашифрованные в кроссворде.

Запишите слова по горизонтали:

1. Служебное сообщение, донесение младшего по званию старшему военному начальнику. 2. Городской безрельсовый электрический транспорт. 3. Шкаф для одежды. 4. Фейерверк в ознаменование торжественной даты, события. 5. Комната для занятий, работы. 6. Рисунок, изображающий природу. 7. Сооружение со специально оборудованными площадками для спортивных состязаний и с трибунами для зрителей. 8. Известие. 9. Преграда. 10. Человек, занимающийся спортом.


р

а

п

о

р

т



т

р

о

л

л

е

й

б

у

с


г

а

р

д

е

р

о

б



с

а

л

ю

т


к

а

б

и

н

е

т



п

е

й

з

а

ж




с

т

а

д

и

о

н


с

о

о

б

щ

е

н

и

е


б

а

р

ь

е

р


с

п

о

р

т

с

м

е

н


- Какое слово выделено по вертикали? (Подлежащее.) Это тема сегодняшнего урока.

V. Объяснение нового материала.

Запись темы урока: Главные члены предложения. Подлежащее.

1) Беседа по вопросам:

1. Что такое предложение?

2. Назовите главные члены предложения.

3. Что такое подлежащее?

- Опорные слова:

- Главный член предложения

- кто? что?

- предмет

- имя существительное

-Урок на тему Подлежащее По опорным словам дайте определение подлежащего.

2) Индивидуальная работа по карточкам

Карточка 1.Ф.И._________________________________________

1. Вставьте пропущенные орфограммы. Подчеркните главные члены каждого предложения.

М_росит. Ветер срывает с дерев_ев омытые дождём лист_я. Они падают в грязь.

Ни_ко над землёй ползут серые облака. В лощинах дымится туман.

2. Постройте схему односоставного предложения: __________________________________________

Карточка 2.Ф.И._________________________________________

1. Вставьте пропущенные орфограммы. Подчеркните главные члены каждого предложения.

В__черело. Быстро сгущались сумерки. На высоком небе ро__ко проступали первые

звёздочки. Деревья сл__вались в одну тёмную массу. Стояла мёртвая тиш__на.

2. Постройте схему односоставного предложения: __________________________________________

Работа с учебником - Прочитайте определение подлежащего, сравните с тем, которое вывели мы, что нового вы узнали об этом члене предложения?

3)Тренировочные упражнения.

«Найди ошибку»

- Прочитайте предложения, записанные на доске, найдите речевую ошибку.

В парке пожелтели листья на деревьях. Листья падали на землю и усыпали дорожки.

- Найдите подлежащее в каждом предложении: какой частью речи оно выражено в первом предложении? Какой частью речи должно быть выражено во втором? Почему?

5)Работа с текстом.

- Спишите текст, выделите грамматические основы предложений.

Прекрас_ый кустик.

Два листа д_ржались почти около земли. Три стебля росли прямо (в)верх и поддерживали (по) листу. Ещё один стебель д_ржал два белых цветка. Всё радовало глаз стройност_ю и разумност_ю.

(По В. Солоухину.)

- Докажите, что перед вами текст.

- С какими орфограммами вы встретились?

- Что связывает союз И во втором предложении?

- Чем выражены подлежащие в первом, втором, третьем предложениях? Как не ошибиться в определении подлежащего?

6) Дополните таблицу «Способы выражения подлежащего»

Способы выражения подлежащего

Примеры

1.

Имя существительное в им. падеже

В парке пожелтели листья на деревьях.

2.

Местоимение в им. падеже

Они падали на землю и усыпали дорожки.

3.

Сочетанием слов

Два листа держались почти около земли.


Упр. 150 ( письменно)

Упр.154 ( устно)

VI. Подведение итогов урока.

- Что входит в грамматическую основу предложения?

- Какими членами предложения, как правило, выражается подлежащее? Сказуемое?

- Каким способом мы пользуемся, если подлежащее определить трудно?

VII. Домашнее задание: упр. 157, 158.

Тест «Подлежащее»

1 вариант

1. В каком предложении подлежащее выражено именем существительным?

  1. Много подробностей мы узнали о жизни животных.

  2. Шесть мышей в подвале сели пряжу прясть.

  3. Через несколько дней я заметил оживление в гнезде.

  4. Мои друзья часто навещали меня.

2. В каком предложении подлежащее выражено местоимением?

  1. В доме у нас жил ёжик.

  2. Ребята с трудом отыскали тропинку.

  3. Они перепрыгивали с ветки на ветку.

  4. У неё в клюве трепыхалась рыбка.

3. В каком предложении подлежащее выражено сочетанием слов?

  1. Из распахнутых ворот солнце красное встаёт.

  2. У папы три капли упали со шляпы.

  3. В конце ноября выпал первый снег.

  4. На снегу виднелись многочисленные следы.

2 вариант

1. В каком предложении подлежащее выражено именем существительным?

  1. Ночью я вышел на улицу.

  2. Меня поразило невиданное зрелище.

  3. В полной тишине на звёздном небе они увидели светящийся занавес.

  4. При свете луны они видели тёмные макушки деревьев.

2. В каком предложении подлежащее выражено местоимением?

  1. Медвежонок неуверенно делает шаг в мою сторону.

  2. В один миг вся семейка исчезает в кустах.

  3. Он подходит ко мне всё ближе.

  4. Лягушонок недавно очнулся от зимней спячки.

3. В каком предложении подлежащее выражено сочетанием слов?

  1. Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу.

  2. Невдалеке послышался шум крыльев.

  3. У щенка на чёрной спинке тают белые снежинки.

  4. Раскидистый дуб возвышался на опушке леса.


© 2010-2022