- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Предпрофиль русский язык 9 класс
Предпрофиль русский язык 9 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тимиргазина Н.В. |
Дата | 05.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 С. БАКАЛЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БАКАЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО ПРИНЯТО «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании кафедры Зам. директора по УВР на заседании Директор школы
Протокол №__ ____________________ педагогического совета ____________________
От «__» августа 2015 г. Решетникова А.А. Протокол №1 Фарвазов Т.А.
___________________ « __» августа 2015 г. от «__» августа 2015 года Приказ №___
Ависова Р.Ф. от «__» августа 2015 года
Рабочая образовательная программа
по предпрофильному курсу «Занимательный синтаксис»
на 201-2016 учебный год
класс 9а; количество часов в неделю 1
учитель Тимиргазина Надежда Владимировна
Составлена в соответствии с типовой Программой основного общего образования по русскому языку
Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского (программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы-М.; Просвещение,2007).
Программа элективного курса под ред. Н. М. Божко «Сборник элективных курсов» Уфа - 2010»
Бакалы- 2015
Пояснительная записка.
Характерной чертой современной школы является процесс гуманнизации образования, ориентированный на развитие творческой личности ребенка, формирующейся в ходе учебно-познавательной деятельности. Подготовка учащихся к полноценному общению в устной и письменной форме является сегодня приоритетной. В первую очередь ставятся вопросы, связанные с обучением школьников речевой деятельности и развитием их речемыслительных способностей, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения.
Практика показывает, что далеко не все учащиеся умеют четко и логично излагать свои мысли, композиционно оформлять свою речь, адекватно воспринимать и анализировать высказывания.
Важна эффективная работа по формированию навыков связной речи и правильного, стилистически целесообразного употребления языковых средств, так как новые требования к преподаванию школьного курса русского языка и литературы во многом сегодня обусловлены переходом старшеклассников к новой форме аттестации. Польза от такой работы неоспорима: обучающиеся, находясь в поиске по решению поставленной перед ними задачи, охотно приобретают знания самостоятельно, учатся пользоваться ими для решения познавательных и практических задач. Работая в творческих группах индивидуально, приобретают коммуникативные умения; учатся выявлять проблемы, вести сбор необходимой информации, наблюдать, анализировать, делать выводы. Поэтому перед учителем русского языка стоит задача воспитания личности, обладающей языковой культурой. Эта проблема учитывалась при разработке данного курса.
Программа предпрофильного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис», рассчитанная на 10 часов, составлена с учетом требований Государственного стандарта общего образования по русскому языку на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку.
Содержание, рекомендуемые формы и методы обучения способствуют активизации познавательной деятельности школьников, повышению их информационной и коммуникативной компетентности.
Программа включает в себя:
- теоретический материал;
- вопросы и задания практического характера;
- вопросы и задания занимательного характера.
Цель данного курса - способствовать углубленному изучению синтаксиса и на его основе росту речевой культуры школьника.
Практические умения и теоретические знания, полученные в ходе занятий на курсах, являются хорошей мотивационной основой для обучения по предмету.
Оригинальность курса в том, что вместо обычных традиционных уроков- практические занятия, деловые игры, лекции и семинары. Занятия разрабатывались с учетом подготовленности учащихся. Этот курс предусматривает использование современных информационных технологий и вариативность обучения, а учащимся подобрать индивидуальный образовательный маршрут.
Задачи курса:
1.Обобщение, систематизация знаний о предложении как единице синтаксиса;
2.Развитие интонационно выразительной речи.
3.Активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи.
4. Проведение стилистического эксперимента (конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозависимости).
5.Развитие логического и абстрактного мышления.
Практический курс направлен на развитие интеллектуальных, коммуникативных и практических умений. Строится как на заданиях серьезного языкового материала, так и на шуточных вопросах, кроссвордах, каламбурах с целью развития у учащихся языкового чутья. Подведение итогов и обсуждение проблемных вопросов проводятся на семинарских занятиях и практических играх. Для учащихся предусматриваются следующие виды деятельности: учебно - познавательная, игровая, трудовая, мыслительная деятельность. Действия могут быть и символическими и конкретно созданными. На занятиях планируется использовать индивидуальные, групповые и фронтальные формы работы.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
-самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический занимательный материал;
-обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры;
-владеть навыками стилистической правки текста;
-использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли;
-самостоятельно конструировать ту или иную синтаксическую структуру предложения и использовать ее в собственной речи.
При подготовке данного курса использованы традиционные методы и собственные разработки. Курс рассчитан на 10 часов,1 час в неделю. Тематическое планирование включает в себя теоретический материал, практические занятия, деловые игры и т.д.
Содержание программы по курсу «Всемогущий занимательный синтаксис».
Раздел 1. О словах и сочетаниях
Введение. Всемогущий синтаксис
Понятие словосочетания и предложения как предмет изучения синтаксиса.
Практикум: Анкетирование
Интонация, логическое ударение, паузы, порядок слов
Роль интонации, логического ударения, паузы и порядка слов в предложении. Двусмысленность предл-ия,варианты ответов в зависимости от логического ударении. Смысловое значение паузы…
Практикум: Составление алгоритма «Восстановление строки».
Слова. Сочетания слов. Словосочетания.
Различие слова и сл. соч. на слух. Условия превращения сл.\соч. в слова. Порядок слов. Лексическое и грамм-ое значение сл. соч. Практикум: Создание проектов по теме.
Основные виды подчинения
Согласование
Прямой порядок слов при согласовании. Названия - термины. Определительные отношения. Грамматическое значение.
Практикум: Конструирование предложений.
Управление. Средства связи при управлении, Двойное управление. Виды синтаксических отношений: объектные, субъектные и обстоятельственные отношения. Богатые возможности главных слов.
Практикум: Составление алгоритма «Расшифровка записи».
Примыкание.
Роль порядка слов в примыкании. Одинаковые синтаксические отношения. Сближение примыкания и управления. Составная часть сл.\соч.
Практикум: решение задач на лингвистическую тему.
Простое предложение.
Типы предложений. Общие сведения. Предложение в русском языке как единица синтаксиса…
Структура предложения. Разграничение ПП с однородными членами и ССП. Синонимия односоставных предложений и коммуникативная целесообразность их использования
Практикум: Сочинение - миниатюра.
Согласование сказуемого с подлежащим.
Предмет речи в предложении. Формы выражения мыслей. Трехсловные сказуемые. Предикативные отношения. Роль подлежащего и сказуемого. Тесное содружество.
Практикум: Изложение
Второстепенные члены предложения.
Значение второстепенных членов предложения, определительные отношения ( приложение ) Нераспространенные и распространенные предложения.
Практикум: игра «Будь внимателен!»
Односоставные предложения.
Синонимия односоставных предложений. Отличие от двусоставных предложений. Способы выражения главного члена предложения «Нейтральный термин». Использование языковых средств.
Практикум: рассказ «Кто лучше?»
Неполные предложения.
Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений
Практикум: работа с текстом.
Однородные предложения.
Однородность в подлежащих, сказуемых, во второстепенных членах предложения. Причинно-следственные отношения». Однородные неоднородности», обобщающие слова при однородных членах, Стилистическая роль однородных членов предложения. Знаки препинания
Практикум: Составление сказки или рассказа.
Обособленные члены.
Обособление. Отличие обособленных членов от необособленных. Случаи обязательного обобсобления. Советы по обособлению: строгие закономерности и частные условия. Экспрессивная роль обособлений в текстах различного стиля
Практикум: Составление памятки.
Сложное предложение. Виды сложных предложений.
Своеобразие семантики, структуры и функций СП. Смысловая емкость. Синтаксические синонимы. Параллельные синтаксические конструкции.
Практикум: Составление таблицы.
Пунктуация. Немного о трудных случаях пунктуации
Многофункциональность запятой, тире и двоеточия. Знаки препинания в особых речевых ситуациях.
Практикум: Игровой рассказ.
Обобщение знаний.
«Это непростое простое предложение». Лингвистический карнавал.
Повторение всех видов предложения.
Практикум: Составление сценария или презентации.
№
ТЕМА УРОКА
КОЛ. ЧАС.
ДАТА
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ, ТЕХНОЛОГИЯ
ПРИМЕЧАНИЕ
1.
Введение. Всемогущий синтаксис. Слова. Сочетания слов. Словосочетания.
1
0
Элементы технологии встречных усилий, групповая работа со словарем, составление предложений, устный опрос, взаимопроверка. Элементы ТВУ, групповая работа со словарем, индивидуальная работа по составлению рассказа на заданную тему
2.
Согласование. Управление. Примыкание.
1
Традиционная технология с элементами уровневой дифференциации. Сообщения учащихся, графическое обозначение связи. Практическая работа по конструированию предложений
3.
Типы предложений. Общие сведения. Предложение в русском языке как единица синтаксиса.
1
Элементы ТВУ. Элементы уровневой дифференциации, индивидуальная работа с последующими выводами: таблица, сочинение - миниатюра.
4.
Согласование сказуемого с подлежащим. Второстепенные члены предложения.
1
Элементы ТВУ. Элементы уровневой дифференциации, индивидуальная р Коллективная, парная, индивидуальная работа с элементами уровневой дифференциации. Работа с текстами художественной литературы. Конструирование самого короткого и длинного предложения. Работа в группах по заданной программе и письменные ответы на вопросы. Игра «Будь внимателен!» Работа по составлению вопросов и заданий по теме.
5.
Односоставные предложения. Неполные предложения в устной и письменной речи.
1
Коллективная, парная, индивидуальная работа с элементами уровневой дифференциации. Наблюдение текста художественной литературы с последующими выводами. Элементы ТВУ. Элементы уровневой дифференциации, индивидуальная работа по составлению вопросов и заданий по теме.
6.
Однородные члены предложения и их отношения.
1
Традиционная технология с элементами уровневой дифференциации. Практикум. Наблюдение поэтического текста. Работа в группах.
7.
Обособленные члены предложения второстепенные члены
1
Элементы ТВУ. Элементы уровневой дифференциации, индивидуальная работа по группам. Составление памятки «Частные условия обособления «Конструирование предложений»
8.
Виды сложных предложений. Немного о трудных случаях пунктуации.
1
Традиционная технология с элементами уровневой дифференциации. Практикум: составление таблицы, редактирование стилистических текстов. Коллективная, парная, индивидуальная работа с элементами уровневой дифференциации. Составление вопросов для устного журнала написание научной статьи « Хочу все знать»
9.
«Это непростое простое предложение». Лингвистический карнавал.
1
Коллективная, парная, индивидуальная работа с элементами уровневой дифференциации. Презентация на тему « Все о предложении или почти все»
10.
« Все о предложении или почти все?»
1
Традиционная технология с элементами уровневой дифференциации. Сообщения учащихся. Определение победителей в нескольких номинациях.
Литература:
Для учителя:
1.Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Москва 1967.
2.Дейкина А.Д. , Пахнова, Т.Н. Русский язык практический курс - М.; Вербум 2001.
3.Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка - М.: АСТ-ЛТД, 1998.
Для учащихся:
-
Постникова И.И., Зинченко Т.Н. Это непростое простое предложение. -М.; Пр-е., 1985.
-
Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. - М., Пр - е, 1984.
Литература: