Фрагмент урока по литературе К. Г. Паустовский «Случай с Диккенсом». Смысловое чтение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Фрагмент урока по литературе

К.Г.Паустовский «Случай с Диккенсом». Смысловое чтение.

Цель: Познакомить с личностью К.Г.Паустовского и Ч.Диккенса.

Проанализировать текст.

Оборудование: Презентация, мультимедийный проектор, компьютер, листы для записи критериев оценивания.

Ход урока:

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня мы проведем урок в необычной форме. А в какой именно мы узнаем, обратившись к слайду. Что на нем изображено?

А кто на них смотрит? Или наблюдет? Как мы можем назвать этого человека?

Вот и мы будем сегодня с вами и рыбками, и наблюдателями. В центре находятся рыбки, которые будут активно работать на уроке, а сбоку будут сидеть наблюдатели, задача которых слушать ответы рыбок, анализировать и оценивать. В течение урока роли ваши изменятся. А пока наблюдатели выберите себе одну рыбку, которую вы будете оценивать.

Хорошо. Но, чтобы оценить и проанализировать работу, нам нужно сформулировать критерии оценки. Какие критерии назовем? (красноречие, логическая связь, правильность, один стиль, аргументированность)

Критерии назвали, роли раздали. Приступаем к работе, в результате которой у нас должен получится текст произведения.

1 задание. На столах у вас лежат листочки с небольшим текстом. Прочитайте его и подумайте О чем идет речь? Какие герои встретились? В чем смысл этого отрывка? А как вы думаете, где он может располагаться в произведении?

Мальчик ждет. Рыбак читает уже полчаса. Облака на небе поменялись местами, мальчишки уже объели одну акацию и полезли на другую. Рыбак читает. Мальчик смотрит на него с тревогой. Проходит час.

2 задание. Хорошо. Теперь обратите внимание на слайд. На нем картины. Можно ли связать эти картины с текстом, который вы только что прочитали? И объясните почему?

Спасибо за ваши ответы. А раз вы говорите, что эти картины и фрагмент текста связаны , то попробуйте восстановить часть произведения, которая может получится.

Очень хорошо. Мы поработали, теперь нужно нам оценить проделанную работу. Рыбки, у вас на столе лежат смайлики. Поднимите тот, который соответствует вашей работе на уроке и объясните почему.

Спасибо. Теперь слово наблюдателям. Как вы можете оценить работу рыбок, исходя из критериев, и какую оценку поставите?

Спасибо. А сейчас настало время меняться местами, изменятся и ваши роли. Рыбки будут наблюдателями, а наблюдатели - рыбками.

3 задание. Приступаем к следующему заданию. Посмотрите на слайд. Что мы на нем видим?

Как вы понимаете, что здесь происходит между героями? Почему рыбак не отпускает мальчика?

- Дядя, мне надо домой.
- К маме?
- К маме.
- Успеешь к маме.

4 задание. Спасибо. Перед вами следующий фрагмент текста. Прочитайте его (Один читает вслух). О чем здесь идет речь?

Проходит полтора часа. Мальчик начинает тихо плакать. Рыбак читает. Мальчик плачет, уже не скрываясь, слезы текут по его дрожащим щекам. Рыбак ничего не видит. Старый пристанский сторож кричит ему:
- Петя, зачем ты мучаешь ребенка! Отдай книгу, имей каплю совести.


Ребята, мы поработали с вами уже с несколькими фрагментами. Теперь попробуйте воссоздать текст, т.е. попробуйте его составить. И не забывайте о концовке.

Правы вы или нет мы скоро узнаем. А перед этим снова оценим свою работу. Итак, рыбки, какой из смайликов отражает вашу работу и почему?

Теперь наблюдатели. Ваша оценка.

Спасибо. А теперь послушаем текст и проверим правы ли вы были.

Желтые облака над Феодосией. Жара. Прибой гремит жестянками. Мальчишки сидят на старой акации и набивают рот сухими сладкими цветами. Далеко над морем поднимается прозрачная струя дыма. Это идет из Одессы теплоход. Мрачный рыбак, подпоясанный обрывком сети, свистит и сплевывает в воду. Ему скучно. Рядом с рыбаком на берегу сидит мальчик и читает книгу. «Дай, пацан, поглядеть, что такое за книга», - хрипло просит рыбак. Мальчик робко протягивает книгу. Рыбак начинает читать. Он читает пять минут, десять, он сопит от увлечения и говорит:
- Вот это завинчено!
Мальчик ждет. Рыбак читает уже полчаса. Облака на небе поменялись местами, мальчишки уже объели одну акацию и полезли на другую. Рыбак читает. Мальчик смотрит на него с тревогой. Проходит час.
- Дядя, - шепотом говорит мальчик, - мне надо домой.
- К маме? - не глядя на него, спрашивает рыбак.
- К маме, - отвечает мальчик.
- Успеешь к маме, - сердито говорит рыбак.
Мальчик замолкает. Рыбак с шумом перелистывает страницы, глотает слюну. Проходит полтора часа. Мальчик начинает тихо плакать. Рыбак читает. Мальчик плачет, уже не скрываясь, слезы текут по его дрожащим щекам. Рыбак ничего не видит. Старый пристанский сторож кричит ему:
- Петя, зачем ты мучаешь ребенка! Отдай книгу, имей каплю совести.
Рыбак удивленно смотрит на мальчика, бросает ему книгу, плюет, говорит с сердцем:
- На, собственник, базарная душа, подавись своей книгой!
Мальчик хватает книгу и бежит, не оглядываясь, по раскаленному портовому спуску.
- Что это была за книга? - спрашиваю я рыбака.
- Диккенс, - говорит он с досадой. - Такой прилипчивый писатель - как смола!


© 2010-2022