Роль родителей в обучении учащихся на дому

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ
Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №13 VI вида















Выступление

На тему: «Роль родителей в обучении учащихся на дому».











Учитель русского языка и литературы:

Ягафарова Н.Л.












2013год



Роль родителей в обучении учащихся на дому.

Семья является первым социальным обществом человека, в котором он развивается, учится всему, где закладываются основы личностных качеств. Затем школа продолжает эту миссию. Семья и школа являются общественными институтами становления личности человека, стоят у истоков формирования нашего будущего. Но всегда ли семья и школа понимают друг друга, умеют взаимодействовать?

Достижение тактичного и терпеливого взаимодействия с родителями школьников, согласия в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности - одна из основных задач педагога.

Каждое посещение ученика предполагает встречу и общение с его семьёй. Поэтому необходимо с первых дней установить с родителями добрые взаимоотношения.

Каким образом это можно сделать? Прежде всего, чтобы работать в школе, тем более с детьми с ограниченными возможностями здоровья, необходимо их любить. Педагог должен любить детей и уважать родителей независимо от особенностей ребёнка, качества его учёбы и дисциплинированности, от социального статуса и пр. Учитель должен уважать личность ребёнка, знать его интересы и стремления, уметь вовремя прийти на помощь. И родители, и ребёнок чувствуют искреннее расположение учителя, и платят ему тем же. Даже высокая требовательность и строгость учителя должны сочетаться с любовью.

С целью предотвращения трудностей в воспитании, в индивидуальном подходе, в определении путей взаимодействия с семьёй пытаюсь выявить с помощью родителей положительные черты и недостатки ребёнка.

Затем знакомлю родителей со своим видением воспитания детей, требованиями к процессу воспитания и обучения.

В процессе работы выявляю имеющиеся проблемы родителей в воспитании ребёнка; интересуюсь, какую консультацию они хотели бы получить. Для решения индивидуальных проблем даю советы из опыта работы, подбираю соответствующую литературу, организую встречи со специалистами школы: психологом, социальным педагогом, логопедом, с другими родителями, которые сталкивались с подобной проблемой.

При общении с родителями стараюсь всегда придерживаться следующих правил:

  • всегда можно найти, за что родителям сказать «спасибо»;

  • корректно, с учётом предполагаемой реакции сообщать родителям о неудачах, плохом поведении ребёнка;

  • не говорить в гневе, не поучать, а только советовать;

  • не ругать ребёнка, а мягко указать, в чём его проблема;

  • своими поступками и поведением убеждать родителей и детей в том, что я - их друг, который всегда постарается помочь.

Я считаю, что можно условно выделить 3 основные категории семей: «участливые», «сомневающиеся», «требующие». Соответственно, работа учителя в каждой семье имеет свои особенности.

Первая категория - «участливые» семьи, которые обеспечивают необходимые условия для обучения, комфортные ребёнку и учителю. Организуют рабочее место, приобретают школьные принадлежности, нужный дидактический материал, выполняют с ребёнком домашние задания, выполняют рекомендации педагога. Они реально оценивают возможности своего ребёнка, понимают, что совместными усилиями школы и семьи можно достичь положительных результатов. С такими родителями легко и приятно взаимодействовать. Родители Кирилла Босова - Оксана Гумаровна, Олег Николаевич, ученика 7 «В» класса полностью реально оценивают возможность своего ребенка и очень хорошо понимают, что только совместными усилиями школы и семьи можно достичь положительных результатов. Поэтому у них очень хороший контакт с учителем, всегда интересуются его учебой, помогают ему во всем, вселяют уверенность в него, усиливают его старания в учебе, выполняют все рекомендации учителя. Всегда вовремя приобретают школьные принадлежности, нужный дидактический материал для общего развития кругозора своего ребенка. Молодцы!

Вторая категория семей - «сомневающиеся» семьи. От них часто можно слышать вопросы: «А надо ли этих детей учить? Есть ли смысл? Можно ли их чему-то научить? Для чего?» Кто-то обеспечит ребёнка всем необходимым для учёбы, но махнёт рукой - «всё равно без толку», а кто-то всё повесит на плечи учителя - «раз пришли учить, учите как есть, лишних денег в семье на канцтовары, нормальную организацию рабочего места ребёнку нет». Таким родителям приходится напоминать, что образование в нашей стране доступно и обязательно для всех граждан, показывать им целесообразность коррекционных занятий и уроков для развития ребёнка, таких родителей приходится постоянно подбадривать, поднимать им дух.

Ребёнок должен быть уверен, что любим, что у него есть уголок, где ему хорошо, где у него есть защита от всяких невзгод, что он тоже может любить безгранично. Такая любовь создаёт у маленького человека чувство душевного покоя, защищённости. Ребёнок активнее постигает мир, легче овладевает знаниями, выбирает друзей, увереннее идёт по дороге жизни. Любовь, доброта, нежность, ласка, которые ребёнок получает в детстве, в последующем помогут ему в решении сложных жизненных задач. Такое взаимопонимание в семье ученика 7 класса VI вида Калимуллина Данила, в семье мальчика любят, заботятся о нем, знают всех его друзей. Мальчик не ощущает себя оторванным от реального мира, хотя постоянно находится в четырех стенах своей комнаты, для него окном в мир являются его близкие, интернет, учителя, которые занимаются на дому и дистанционно. У него свое рабочее место, созданы все условия, чтобы ребенок мог спокойно и свободно развиваться, радоваться жизни.

Третий тип семей - «требующие» быстрых и высоких достижений в обучении ребёнка. С такими родителями приходится сложнее всего. Родители часто «присутствуют» на уроках: либо садятся рядом с ребёнком, либо оставляют открытой дверь, находясь в соседей комнате или, просто напросто, подглядывают в щёлку двери. Они часто неадекватно, завышено оценивают развитие своего ребёнка, его способности. А при отсутствии видимых результатов после нескольких уроков, начинают винить учителя в некомпетентности, просят «поменять на другого». В то же время, домашние задания с ребёнком они чаще всего не выполняют, объясняя это тем, что «ребёнок их не послушался, отказался», «не смогли его заставить», «он сидит и занимается только с учителем» и т.п.

Особенность детей с ОВЗ (с умственной отсталостью) состоит в том, что результат кропотливого труда учителя не всегда сразу виден, это может произойти и через довольно длительное время (в зависимости от медицинского диагноза). Приходится очень тактично показывать родителям, что ребёнок «особенный» и возможности его «особенные», поэтому результаты отличаются от ожидаемых.

В результате многолетней работы с обучающимся на дому учитель становится в семье ребёнка близким и родным человеком, в курсе их житейских событий, готовым разделить с ними радости и печали.


© 2010-2022