Урок, Повторение по теме «Морфемика и словообразование»

Данный урок разработан с целью повторения и обобщения сведений, полученных в процессе изучения  темы  «Морфемика и словообразование» в 6 классе. Обобщая  полученные знания о словообразовании, развивается и совершенствуется орфографическая зоркость. Также в процессе повторения выясняются пробелы в знаниях учащихся, которые необходимо устранить. Такой урок целесообразно проводить перед контрольным диктантом после изучения темы « Морфемика и словообразование». Надеюсь, что мой материал поможет учителям.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

6 класс

Учитель: Петрушина М.Н.

ГБОУ СОШ № 705

г.Москва

Тема: Повторение по теме «Морфемика и словообразование».

Цели: обобщить и углубить полученные знания о словообразовании;

  • обобщая полученные знания по теме, развивать и совершенствовать орфографическую зоркость;

  • выяснить, с какими разделами русского языка связано «Словообразование».

«Не можешь оторвать глаз от лесенки

слов, на которой покоится жизнь с ее

прошлым, с ее нынешним пульсом,

со взглядом в завтра…»

В. Песков.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Начнем урок русского языка.

Мы с вами изучили большой раздел русского языка.

Давайте вспомним, как этот раздел называется.

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Работа с эпиграфом.

- Ребята, давайте прочитаем эпиграф к уроку.

Какой же смысл вкладывает в эти слова автор этих строк?

4. Слово учителя.

Словообразование - один из важнейших разделов русского языка. Словообразование - один из важнейших источников пополнения словарного запаса. Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, находить морфемы и точно определять границы между ними.

- Ребята, а что же такое морфема?

Чтобы вспомнить морфемы, я предлагаю вам разгадать кроссворд.

5. Кроссворд.

по горизонтали: 1. Изменяемая часть слова. 5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

по вертикали: 2. Часть слова без окончания. 3. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. 4. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

6. Способы образования слов.

А теперь, ребята, давайте вспомним способы образования слов.

- Какие вы знаете способы образования слов?

Задание. Определите, как образованы следующие слова.

1) 1. приставочный

2. суффиксальный

3. приставочно-суффиксальный

4. сложение (основ или целых слов)

5. сложение сокращенных основ

6. переход одной части речи в другую

летчик

парашютистка

электровоз

приходить

МГУ

приморский

сбербанк

больной

пододеяльник

сотрудник

кресло-кровать

дежурный

птицефабрика

турпоход

ОРТ

2) Морфемный и словообразовательный разбор.

приморский

7. Словообразование и орфография.

Словообразование тесно связано с орфографией. И сейчас мы с вами повторим основные орфографические правила, изученные в этом разделе.

1) Корни с чередованием гласной.

- Какие корни с чередующимися гласными мы изучали?

- Когда пишется корень -кос-, -кас-?

- Когда пишется корень -гар-, -гор-?

Давайте вспомним и другие чередования корней, в которых мы допускаем ошибки.

Задание: Вставьте пропущенные буквы в корни с чередованием. Объясните выбор гласной графически. (Выписать только слова с чередованием в корне).

1. Софья накл…нялась, срывала цветок и легким прик…сновением пальцев гладила дрожащие лепестки.

2. Он знал эту отр…сль производства.

3. Ночь уже л…жилась на горы.

4. Все двери зап…рались на замок.

5. Река протекала в густых зар…слях.

6. Заг…рались и бл…стали стекла, оз…ренные пожаром.

- Синтаксический разбор 1-го предложения.

2) Гласные в приставках пре- и при-.

- Расскажите о правилах выбора гласной в приставках пре- и при-.

Задание: заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.

Слова

е

и

пр…образователь

пр…школьный

пр…успевать

пр…лунение

пр…красный

пр…рвать

пр…остановить

пр…одолеть

пр…выкать

пр…поднять

Тест

1) В каком ряду пре-, при- входят в состав корня.

1) привилегия, престижный

2) неприметный, превращение

2) Отметьте правильный вариант, выберите приставки.

Кудесник, ты лживый безумный старик!

Пр…зреть бы твое пр…дсказанье.

1) пре-, пред-

2) при-, прид-

3) Отметьте предожения, в которых есть слово с приставкой при-.

1) Бесшумно пр..чаливали разбойники к плывущему кораблю.

2) Непр…одолимо тянуло их богатство купцов.

3) Пр…шлось покинуть ему волжские берега.

8. Словообразование и культура речи.

1) Подготовленный ученик.

2) Сравним однокоренные слова с различными приставками и суффиксами.

горд-ость горд-ын-я

горяч-к-а горяч-н-ость

об-судить за-судить

о-своить у-своить

гордость - чувство собственного достоинства.

гордыня - непомерная гордость.

горячка (разг.) - сильное возбуждение, азарт.

горячность - вспыльчивость, несдержанность.

обсудить - кого-то, что-то.

Засудить - человека.

освоить - профессию.

усвоить - материал.

Поэтому надо знать правила словообразования. Умение членить слово на морфемы, определять роль и значение морфем, помогут избежать многих ошибок, связанных с грамотностью и культурой речи.

Задание: составить словосочетания (по вариантам).

1-в

надеть - ? нарезать - ?

одеть - ? порезать - ?

9. Итоги урока.

Ребята, что же мы с вами сегодня повторили на уроке?

- основные способы словообразования.

- морфемный и словообразовательный разбор.

- орфографические правила (пре-, при-, чередование корней).

(Таблица).

- проследили, как словообразование связано с другими разделами.

- Какой можно сделать вывод?

Вывод: Словообразование - важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.

© 2010-2022