Урок по литературе на тему ГАНС ХРИСТИАН АНДЕРСЕН «РУСАЛОЧКА» (4 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 4 КЛАССЕ.

ГАНС ХРИСТИАН АНДЕРСЕН «РУСАЛОЧКА». ОБОБЩЕНИЕ. МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ.

Брынза В. В. МОУ «РСОШ №8»

ХОД УРОКА.


  1. Организация класса.

  2. Девиз урока. Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь. (Г.Х. Андерсен).

  3. Ваша речь на уроке должна быть:

Хоровое чтение с доски. Обдуманной, последовательной, содержательной, четкой, правильной, в меру эмоциональной, в меру быстрой.


  1. Возьми модуль №7.

Прочитайте цель нашего урока.

Задание 1. Звуковая разминка (таблица 1).

а) чтение слов строчкой под ритмический стук с ускорением (обращаем внимение на дыхание).

б) чтение с различной интонацией.

Ох - радостное, ой - разочарование.

в) чтение скороговорок (таблица 8).

Скороговорка №30.

  1. Медленное чтение.

Носит Саня в сени сено, спать на сене будет Саня. (Словарная работа. Сени - помещение между жилой частью дома и крыльцом).

  1. О чем говорится в скороговорке?

  2. Какие слова похожи друг на друга по звучанию?

  3. Проговори шепотом 2 раза.

  4. Произнеси в слух в быстром темпе.

г) Чтение текста с отсеченной частью строки (таблица 6).

д) Составь пословицу (таблица 11 пословица 26). Объясни ее смысл.

е) Упражнение фотоглаз.

На доске: Цветаева, Андерсен, Ахматова, Есенин, Рубцов, Гумилев.

- Почему слова объединены в одну группу? (фамилии).

- Какая фамилия лишняя? Почему?

Фамилия Андерсена лишняя, т.к. все поэты, а он - сказочник.

Добрые сказки вы помните с детства

Хочу, чтобы сказки любили вы,

Чтобы подкралось к самому сердцу

И заронило зерно доброты и любви.


  1. Проверка д/з.

  2. Вспомните, что вы знаете о Г.Х. Андерсене, поделитесь друг с другом в группах.

Выберите, кто из вас будет отвечать.

- Кратко пересказывают биографию Г.Х. Андерсена (реферат).

- Какие еще сказки Г.Х. Андерсена вы знаете?

2. Словарная работа.

а) Каждая парта получает слово, обменивается мнением о его значении, потом открывают и проверяют правильность. Несколько слов зачитывают и объясняют.

б) Вам в тексте встречались слова. Подберите к ним синонимы.

Омерзительные - скверные, противные.

Зардеть - покраснеть, стать румяным.

Великолепные - превосходные, роскошные.

3. Прочитайте отрывок в полголоса соседу по парте.

I в стр. 182 до слов … как сестра

II в стр. 182 до слов … маг бы я полюбить.

Выслушайте его оценку.

4 Перескажите соседу по парте.

I в стр. 183

II в стр. 184

Оцени ответ.


  1. Физ. минутка.

  2. Упражнение для глаз.

  3. Мы в сказку к русалочке

Собрались в дальний путь,

Летели, плыли, ехали -

Пора и отдохнуть.

Все любят сказки добрые

Довольна детвора

Скорее все за дело

Вновь в сказку нам пора!


  1. Работа с текстом сказки.

  2. Чтение спринт - начни по команде учителя «Начали!».

(Плотно сожми губы и зубы чтение глазами).

Ответь на вопросы после команды «Стоп!».

I в стр. 184-185.

- Кем оказалась невеста принца?

- Какие мысли одолевали русалочку во время танца?


  1. Продолжи чтение текста, жужжащее чтение. Ответь на вопросы.

Могла ли русалочка спастись?

Что для этого она должна была сделать?

Какие решения она приняла? Почему?

  1. Анализ сказки.

  2. Эта сказка авторская или народная?

  3. Что в сказке взято из реальной жизни, а что вымышлено?

  4. Что тебя увлекло? Какой момент самый захватывающий?

  5. Назови положительных и отрицательных героев, перечисли черты характера русалочки, пользуясь таблицей №20.

Добавь свое: Тихая, задумчивая, красивая, печальная, смелая, прелестная, чудная, терпеливая, мужественная.

  1. Какому герою ты больше всего сопереживаешь? Почему?


  1. Викторина.

Задай вопрос по сказке другой группе.

  1. Сколько принцесс дочек было у морского царя (6).

  2. Когда русалочкам разрешалось всплывать на поверхность моря (15 л).

  3. Что увидела русалочка, когда первый раз всплыла на поверхность моря? (корабль, людей, принца).

  4. Кто спас принца во время бури на море? (русалочка).

  5. Что взяла ведьма за помощь у русалочки? (голос).

  6. Почему у всех сестер русалочки не стало роскошных длинных волос? (они их отдали ведьме за условие ведьмы).

  7. Почему русалочка превратилась в морскую пену? (т.к. ее не полюбил принц, а то было условие ведьмы).

  8. Сколько лет живут русалочки? (300).

  9. Любил ли принц русалочку как она его?

  10. Могла ли русалочка спастись? Что для этого она должна была сделать?

  11. Какое решение приняла русалочка?

  12. На какую жертву пошла русалочка, чтобы принц полюбил ее?

  13. Во что превратилась русалочка после смерти?


  1. Какая тема сказки? (любовь).

Идея - (во имя настоящей любви человек может пожертвовать, если понадобится жизнью). С момента написания сказки Андерсеном прошло много времени, но и сейчас сказка актуальна. Но время другое и жизнь выдвигает новые проблемы, и мы их решаем по-новому. На уроках природоведения, при изучении темы Днестр, вы придумывали удивительные экологические сказки.

Инсценировка сказки «Как русалочка спасла Днестр».


  1. Итог урока.

Что общего у сказок? (это сказки о русалочке).

Эти сказки о любви.

В чем различие?

Оцените себя. Дети выставляют себе оценки.


  1. Домашнее задание.

  2. Составить кроссворд по сказкам Г.Х. Андерсена.

  3. Подготовиться к конкурсу «отгадай сказку». Пересказать отрывок из прочитанной сказки.

Номер

Модуля

Номер

Задания

Учебный материал с указанием задания

Методические

Указания



7

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о сказке. Совершенствовать групповые формы работы, навык беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения, развивать монологическую речь, ее содержательность, умение высказывать свои мысли, обогащать словарный запас, составлять характеристику действующих лиц.





1

Звуковая разминка:

Чтение слогов под ритмический стук;

Чтение с различной интонацией (ох - радостное, ой - разочарование) ;

Чтение скороговорок;

Чтение текста с отсеченной частью строки;

Составь пословицу;

Фотоглаз.

Готовность покажи красным сигналом




2

Подготовься к проверке домашнего задания;

Вспомни, что ты знаешь о жизни писателя;

Словарная работа (слова из коробочки);

Прочитай отрывок в полголоса соседу по парте I B;

Перескажи соседу по парте отрывок стр. , что особенного запомнилось и почему?

Оцени друг друга.

Работай в паре.

Смотри в верхний правый угол доски.

3

Физминутка





4

Работа с текстом. Открой учебник на странице.

Чтение начни по команде учителя «Начали».

Памятка.

А) Плотно сожми губы и зубы;

Б) Читай только глазами;

В) Читай как можно быстрей, читай все;

Г) Ответь на вопрос; «СТОП».

Продолжи чтение текста, жужжащее чтение.

Ответь на вопрос.

Смотри на доску.

Работай сам.



5

Анализ сказки.

А) Эта сказка авторская или народная?

Б) Что в сказке взято из реальной жизни, а что вымышлено?

В) Что тебя увлекло? Какой момент самый захватывающий?

Г) Назови положительных и отрицательных героев, перечисли их черты характера, главного действующего лица, пользуясь таблицей №20.

Д) Какому герою ты больше всего сопереживаешь?

Работай в паре.

Красный - 5

Зеленый - 4

Желтый - 3


6

Викторина.

Составь вопрос по сказке, посоветуйся с соседом, задайте вопрос другой группе.

Работай в группе.

7

Прими участие в общешкольной беседе. Цель. Подвести итоги. Оцени свою работу на уроке.


© 2010-2022