Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему

Урок представлен в виде импровизированного путешествия по стране Синтаксиса и Пунктуации, является повторительно-обобщающим. Его следует проводить после изучения данного раздела. Введение игровой формы в виде разгадывания кроссворда существенно облегчают путь. Кроме того,  за основу взята волшебная сказка "Конек-Горбунок", которая знакома и любима детьми.   Цель: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе «Синтаксис. Пунктуация» Задачи: Обучающие: ·         повторить и обобщить знания ли...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему:

«Путешествие по стране Синтаксиса и Пунктуации»


Цель: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе «Синтаксис. Пунктуация»

Задачи:

Обучающие:

  • повторить и обобщить знания лингвистических понятий данной темы;

  • проверить умения находить и выделять грамматическую основу и второстепенные члены предложения, отличать простые и сложные предложения;

  • закреплять умение правильно оформлять на письме предложения разных видов.

Развивающие:

  • продолжить развивать процессы самостоятельной мыслительной деятельности;

  • создать ситуацию успеха, направленную на развитие креативных способностей учащихся;

  • продолжить формирование коммуникативных навыков: слушания и говорения.

Воспитательные:

  • формировать эстетический вкус к слову;

  • содействовать формированию умений переносить знания, полученные на уроке, в новые жизненные ситуации;

  • направить деятельность учащихся на создание творческого продукта.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: урок-кроссворд

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Материалы к уроку: презентация, раздаточный материал.

Ход урока

1. Организационный момент

Слово учителя. Здравствуйте, ребята. Вы изучили очень важный раздел русского языка - Синтаксис и Пунктуация. Сегодня мы проверим, чему научились за это время. Я предлагаю отправиться в путешествие по стране Синтаксиса и Пунктуации. Путешествуя, вы будете не просто отвечать на вопросы или выполнять письменные задания, а разгадывать кроссворд.

У каждого участника есть свой личный путевой блокнот, в него вы будете заносить всё самое основное, что будет происходить во время путешествия. Также хочу заметить, что за успешное выполнение ответственных заданий во время путешествия самые активные ребята будут отмечаться звёздами. Набравшие большее количество будут занесены в Почётный путеводитель достижений (журнал).

Целеполагание.

В любое путешествие отправляются с определённой намеченной целью. Есть она и у нас. Посмотрите на тему нашего урока. (Запись на доске) Давайте вместе определим, что мы должны сделать, путешествуя по стране под названием «Синтаксис и пунктуация» … (Ответы детей)

Совершенно верно, (повторить и закрепить основные сведения, которые изучили по этой теме, показать знания и умения, которые приобрели).


Итак, внимание командам. Записать: число, классная работа, тема урока в свои личные путевые блокноты.

Разминка. Проведем терминологический диктант. Я буду зачитывать развернутые определения, а вы должны отвечать одним словом и без ошибок, старательно записывать его в личные блокноты, в строчку через запятую. А потом мы вместе проверим, как вы справились с этим заданием.

Слово или несколько слов, которые называют того, к кому обращена речь

1) обращение
Главный член предложения, который обозначает то, о чем говорится в предложении

2) подлежащее
Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета -

3) определение
Главный член предложения, который обозначает действие, состояние или признак подлежащего

4) сказуемое
Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей

5) дополнение
Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия

6) обстоятельство
Чужая речь, переданная дословно от лица того, кто её произнес, написал

7) прямая речь
Разговор двух лиц

8) диалог

Самопроверка (Презентация. Слайд 6 )

- Кто без ошибок? (Звёздочка.)

Разгадывание кроссворда.

  1. Учитель читает предложение: (Слайд 7)

За горами, за лесами, за широкими морями,

Против неба - на земле жил старик в одном селе.

Какая сказка начинается этими словами? (дети отвечают) Правильно. Сегодня на уроке мы будем работать с предложениями из сказки «Конек - горбунок». Запишите начало сказки в свои блокноты. Подчеркните слова жил и старик и определите, какими членами предложения они являются. Запишите ваши определения в кроссворд под № 4 и № 11.

  1. Открывается запись на презентации: (Слайд 8)

Мужички такой печали

Отродяся не видали.

В клеточки кроссворда № 1 запишите, как называется подчеркнутая часть предложения. Под № 3 запишите вид предложения по количеству грамматических основ.

  1. Запись предложения под диктовку: (Слайд 9)

Тут поднялся шум такой, что проснулся царь морской.

Подчеркните грамматические основы и запишите вид предложения по количеству грамматических основ под № 2. Скажите, к какому виду сложных предложений оно относится. Почему?

  1. Определите на слух вид предложения по наличию второстепенных членов:

(Слайд 10)

На земле и под землей он товарищ будет твой.

Запишите это определение в кроссворд под № 14. Какие еще виды предложений по наличию второстепенных членов вы знаете? Приведите пример.


  1. Открывается запись на доске: (Слайд 11)

Там пш_ницу продавали,

Деньги счетом прин_мали

И с набитою сумой

Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Запишите в кроссворд, какими членами предложения являются слова пшеницу (№5), набитою (№10), домой (№9). Подчеркните, как члены предложения слова продавали, принимали, возвращалися. Запишите в кроссворд под № 13, какие это сказуемые. Из данного предложения выпишите все словосочетания, обозначьте схемы и укажите их виды.

Глагольные: продавали пшеницу, принимали деньги, принимали счетом, возвращалися домой.

Именные: набитою сумой, деньги счетом.

  1. Запись предложения под диктовку: (Слайд 12)

Похвалил его отец: «Ты, Данило, молодец!»

Как переданы в этом предложении чужие слова? Назовите слова автора и прямую речь, составьте схему предложения. Подумайте, какой знак препинания вы поставите между словами автора и прямой речью. Запишите его название под № 15. Найдите в прямой речи слово, которое не является членом предложения. Запишите его название под № 8.

  1. Определите на слух вид предложения по цели высказывания: (Слайд 13)

Эй, честные господа!

К нам пожалуйте сюда!

Запишите его вид по цели высказывания в кроссворд под № 12. Какие еще предложения по цели высказывания вы знаете? Приведите примеры.

  1. Запись предложения под диктовку: (Слайд 14)

Месяц - мать мне, Солнце - брат.

Определите вид предложения по количеству грамматических основ. Подчеркните грамматические основы, объясните постановку запятой. Какой знак препинания вы поставили в простых предложениях? Запишите его название под № 6. Объясните его постановку.

  1. Учитель читает несколько предложений: (Слайд 15)

а) Что, Иванушка, невесел? Что головушку повесил?

б) Горбунок - конек встряхнулся, встал на лапки, встрепенулся, хлопнул гривкой, захрапел и стрелою полетел.

в) Огонек горит светлее, Горбунок бежит скорее.

Объясните постановку знаков препинания в каждом предложении. Итак, на письме мы показываем наличие обращения, однородных членов, нескольких грамматических основ при помощи… чего? (знаков препинания) А как это отражается на произношении? Что помогает нам в устной речи выделить, например, обращение, однородные члены, вопрос? Запишите название этого свойства речи в кроссворд под № 7. (Слайд 16)

  1. Если вы правильно записали в горизонтальных клеточках все термины, то в выделенном вертикальном столбике под № 16 у вас получилось слово, обозначающее… что? (вид предложения по интонации)

- Молодцы ребята, справились с заданием! Такая кропотливая работа, несомненно, требовала колоссального напряжения. Давайте немного отдохнём.

Закройте глазки, помечтайте. Крепко-крепко зажмурьтесь, откройте глазки, часто-часто поморгайте. Не поворачивая головы, посмотрите направо, налево, вверх, вниз. Посмотрите прямо.

Итог урока: Сегодня мы повторили раздел «Синтаксис и пунктуация». Подсчитаем звездочки и сдаем кроссворды.

Дайте оценку своему труду и уроку.

Рефлексия

Обведите кружком вариант ответа

1. У меня все получилось отлично.

2. Возможно, я допустил незначительную ошибку.

3. Я не уверен в правильности выполнения задания.

4. Я не справился с заданием



Обведите кружком вариант ответа

1. На уроке было интересно

2. Не все было интересно.

3. Совсем неинтересно.

Урок закончен. Спасибо за внимание! До новых встреч!




Урок подготовила и провела: Очир-Горяева О.В.


© 2010-2022