Организация работы над учебным проектом

Данная разработка- опыт  по организации работы над учебным проектом в 7 классе по литературе в рамках Недели русского языка и литературы. Для структурирования материала были использованы этапы работы над учебным проектом. Вначале указаны цели, которые должны быть достигнуты в процессе деятельности учеников и учителя, обозначены задачи. Далее кратко изложена суть работы на каждом этапе, коррекция, которой подвергался первоначальный план совместной деятельности. В результате у ребят получились два...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация работы над учебным проектом по теме:
«Образ березы в русской поэзии XX века»


Проект «Образ березы в русской поэзии XX века» был предложен учащимся 7-х классов школы в рамках программы Недели русского языка и литературы. Может быть использован при изучении лирики в 5-8 классах, а также при изучении элективного курса «Азбука поэтической речи», на факультативных занятиях по литературе.
В ходе проекта учащиеся самостоятельно проводят групповые исследования по различным источникам информации (печатные и Интернет) и оформляют результаты своих исследований в виде компьютерной презентации и буклета.
В процессе работы над проектом у учащихся должно сформироваться представление о том, что береза -это один из любимых образов русских поэтов, представление о том, как по-разному создается этот образ в лирике.

Цель проекта: воспитывать интерес к поэзии, развивать умение работать с поэтическим текстом, обобщать собранный материал и представлять его как продукт, который может быть использован в деятельности учащихся и учителя.

Задачи проекта:

  • Развитие навыков самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности учащихся, коммуникативности, умений работать в команде.

  • Приобщение к культуре исследования.

  • Воспитание творчески активной личности, способной к саморазвитию через самообучение, умеющей адекватно оценивать собственную работу и представлять продукт своей деятельности.

  • Развитие умения работы с поэтическим текстом как на уровне смысла, так и на уровне языка и его изобразительно-выразительных средств.

Основополагающие вопросы:
Как часто встречается образ березы в стихах русских поэтов XX века? Что общего и в чем отличие этого образа у разных поэтов?

Этапы работы над проектом.

  1. Ценностно-ориентационный этап

Обсуждая данное задание, учащиеся говорила о том, что очень редко они обращаются к поэзии, в основном, это происходит на уроках литературы. Обсуждали, почему так происходит, ведь все они знают, что лирика отражает эмоции, чувства и мысли человека, понимают, что подобное испытывают они сами. Кроме того, ребята отметили, что им с трудом дается разбор стихотворения, так как тему и основную мысль они могут сформулировать, а все остальное, особенно художественная сторона лирических произведений им плохо понятна. Поэтому решили, что одной из важных целей будет цель- научиться анализировать стихотворение с разных сторон, чтобы глубже понимать его смысл. И еще одна сторона подготовки этого проекта важна была для ребят- они будут выступать с ним на конкурсе и хотят победить.

  1. Конструктивный этап

На данном этапе были выполнены следующие действия. Ребята разделились на две группы. Каждая из групп обдумала и предложила свой план выполнения проекта. Эти планы были рассмотрены, откорректированы и приняты для действия. Так как на выходе должна быть подготовлена компьютерная презентация и буклет по теме, то намечены следующие шаги и соответственно обязанности :

  • исследовать учебник литературы в 7 классе, чтобы найти стихи по теме, подготовить материал об авторах найденных произведений;

  • проанализировать стихотворения, обратив особое внимание на образ березы в них, создать по каждому из тестов обобщение;

  • обработать данный материал для использования презентации;

  • создать компьютерную презентацию;

  • создать буклет.

В ходе работы план пришлось корректировать, так как в учебнике литературы 7 кл. под редакцией В.Я.Коровиной не оказалось таких стихотворений. Поэтому одна группа решила работать с книгами стихов из школьной библиотеки и личных библиотек, вторая же группа обратилась к ресурсам интернета.

Корректировать план пришлось еще раз, так как для анализа найденных стихотворений оказалось недостаточно знаний о художественных средствах речи. Поэтому добавили еще один пункт в план работы: подготовить словарик средств, которые используются в лирических произведениях. Отдельные сведения были приобретены ребятами на уроках русского языка, некоторые -на уроках литературы, но часть понятий и их определений необходимо было поискать в словарях самостоятельно.

В каждой группе ребята отобрали по 5 стихотворений разных авторов и подготовили материал для презентации и буклета. В течение работы учащиеся получали отдельные консультации, советы.

Работая над презентацией, группы выбрали тех, кто хорошо умеет работать с компьютером в программе PowerPoint и может создать слайды с определенно заданным фоном. В каждой группе также был тот, кто хорошо и быстро может набирать текст.

Для работы над буклетом были выбраны ребята, умеющие рисовать, так как буклеты создавались руками, без использования компьютера.

В результате такой работы получились две презентации и два буклета. Особенно наглядно разница была видна в буклетах: одна группа создала традиционный буклет, хотя и хорошо выполненный, другая выбрала большой формат (ватман), использовала оригинальные детали из разных материалов (ленты, кора, листья березы и т.д.) в его оформлении.

Большим достоинством такой работы стало не только создание конкретного продукта , но и сам процесс работы над ним. Так как проект был за рамками урока, ребята занимались им во внеурочное время в школе, у кого-то из ребят дома, и закономерно возникали какие-то проблемы в общении. Кто-то из ребят недобросовестно выполнял свою часть работы, возникали ссоры на творческой почве. Приходилось помогать такие конфликты разрешать, и случаев перехода из одной группы в другую не было.

  1. Оценочно-рефлексивный этап

По мере работы над проектом обязательно обсуждались промежуточные результаты. Когда же работа была выполнена, каждая из групп собралась на итоговое обсуждение. Каждый из участников рассказал, что он делал, каким образом, какие трудности были и как их он преодолевал. Затем обсуждали, кто же из ребят сможет достойно выступить на конкурсе с компьютерной презентацией и кто сможет представить буклет. Было решено сначала выступить в классе, послушать друг друга, так как группы работали самостоятельно, провести своеобразную репетицию..

  1. Презентативный этап.

В результате выступления с проектом на уроке одна из групп решила доработать компьютерную презентацию, так как она оказалась затянутой. На конкурсе в рамках Недели русского языка и литературы каждая группа выступила с компьютерной презентацией и буклетом. В результате буклет одной из групп занял 1 место, компьютерные презентации получили дипломы в номинациях «Содержание компьютерной презентации» и «Дизайн презентации». После конкурса ребята обсуждали итоги и отметили, что очень понравилось в работах других классов: было музыкальное оформление в одной из них, в другой - анимационные элементы интересные, но больше всего они говорили о том, что с интересом слушали стихи, какие они разные, хотя везде речь идет о березе, узнали новых поэтов, лучше научились работать с поэтическим словом. Особенно отметили ребята работу, в которой группа из 8 В класса обратилась к творчеству уральских поэтов, и недоумевали, почему им такая идея не пришла в голову. Решили, что словарик терминов, который приготовили в ходе работы над проектом, постараются доработать с той целью, чтобы он стал настоящим помощником в работе с поэтическим текстом на уроке, и тогда этот словарик передадут и в другие 8 классы.

Каков же итог такой работы для меня как учителя? Во-первых, в процессе работы ненавязчиво, по желанию ребят удалось поработать с поэтическим текстом с точки зрения его изобразительно- выразительной составляющей (т.е. предметные знания и умения, очень важные в 9 классе, где изучаются лирика А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова), во- вторых, укрепились взаимоотношения между мной и учениками, ведь в отличие от 5 и 6 классов, где мы очень часто встречались на уроках, в 8 классе всего 3 урока русского языка и 2 литературы, и мы можем в какие дни вообще не встречаться; в - третьих, такая работа помогает ребятам быть вместе не только на уроке, помогает находить общие интересы, учит договариваться, учит быть ответственным не только перед родителями и учителем, но и перед своими товарищами, одноклассниками; в -четвертых, очень приятно, когда ребята, которых ты учишь, могут быть лучшими, могут побеждать.


© 2010-2022