Статья Особенности развития коммуникативной культуры обучающихся на уроках литературы

Выдержка из материала: Данная статья посвящена актуальной теме – формированию эффективной коммуникативной культуры обучающихся на уроках литературы в учреждении начального профессионального образования.. Рассмотрены современные взгляды ученых, педагогов, психологов на данную проблему.  Благоприятные условия для формирования коммуникативной компетентности, по мнению автора, можно создать при проведении уроков литературы с использованием технологии игрового моделирования, активных методов обучения, проектной методики, проблемного обучения.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ


Левина Наталия Тенгизовна

Бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования Омской области

«Профессиональное училище №22»

Аннотация:

Статья посвящена актуальной теме - формированию коммуникативной культуры обучающихся. Рассмотрены современные взгляды ученых и педагогов на данную проблему. Благоприятные условия для формирования коммуникативной компетентности, по мнению автора, можно создать при проведении уроков литературы с использованием технологии игрового моделирования, проектной методики, проблемного обучения.

Речь - удивительно сильное средство, но

нужно много ума, чтобы пользоваться им.

Г. Гегель


Проблема формирования и развития коммуникативной культуры обучающихся является одной из важных в современном образовании Сегодня, не для кого ни секрет, что школа, уделяя большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде ГИА и ЕГЭ, неоправданно мало учебного времени отводит на развитие устной речи своих воспитанников.

Большинство вчерашних школьников рассчитывают, что процесс обучения в училище начинается сразу с получения профессии, однако в реальности появляется неудовлетворённость тем, что приходится снова заниматься уже надоевшими в школе предметами. Появляется неуверенность в своих способностях и возможностях. При изучении индивидуально-психологических особенностей первокурсников выявляется отсутствие культуры умственного труда, большие пробелы в знаниях, полученных в школе, низкие познавательные интересы, недостаток развития коммуникативной культуры.

О.Ю. Богданова Отмечает, что, осуществляя речевое развитие детей на занятиях по литературе, педагогу следует опираться на знание особенностей коммуникативной деятельности, так как усвоение языка и речи наиболее эффективно происходит в процессе общения. Деятельность общения требует такого контакта с другими людьми, при котором субъект видит в них себе равных и потом рассчитывает на обратную связь, на обмен информацией, а не на одностороннее её осуществление. Общение рассматривается как деятельность практическая. Речевое общение есть один из видов коммуникативной деятельности [1, c.319].

В рамках инновационных процессов в образовании, которые исследовали многие ученые - В.И. Загвязинский, М.С. Бургин, Д. Поляков, М.В. Кларин, Л.С. Подымова, К. Ангеловски, В.А. Сластенин, М.М. Поташник, А. И. Пригожий, Н.Я. Найн,. и др. - необходимо учить детей вести дискуссию, корректно возражать и отстаивать свою точку зрения, понимать чужую позицию, а главное - уважительно относиться к партнеру по коммуникации. Поэтому современные образовательные учреждения сегодня, как никогда нуждается в специалистах - словесниках, обладающих интеллектуально - речевой культурой, и способных использовать его в интересах практики, способных доказать современному обществу, что педагог выполняет функции соучастника познавательной деятельности, консультанта, помощника воспитанников в познании, творчестве, общении [6, с.18].

Задача педагога - помочь обучающимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Именно преподаватель литературы и русского языка должен научить обучающихся логично и связанно строить речевое высказывание, слушать себя и других, участвовать в диспутах, спорах, дебатных играх, преодолевать неуверенность в себе при подготовке к выступлению на уроках, научиться считаться с мнением других и отстаивать свои убеждения [3, c.117].

У обучающихся первого курса, поступивших в училище на базе неполного среднего образования, наблюдается нехватка словарного запаса, неумение логично и связно строить речевое высказывание, односложность при ответах, отсутствие умения выражать мысли своими словами, работать в группе, считаться с мнением других людей. Интенсификация коммуникативного обучения на уроках литературы - это возможный путь, который поможет и педагогу и обучающимся ощутить удовлетворённость и успех в процессе учебной деятельности на уроке литературы. Если каждый воспитанник разовьёт в себе умение активно общаться в ходе учебных занятий, а педагог поможет ему в этом не на словах, а на деле - возрастёт не только эффективность урока, но изменится отношение и взрослого, и воспитанника к выполняемой работе.

Поставив перед собой задачу развития коммуникативных умений обучающихся, мы подобрали основные формы учебной коммуникации, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы.

Монологические формы речевой коммуникации:

- выступление с готовой заранее речью;

- пересказ;

- доклад;

- сообщение;

- ответы на вопросы;

- выступление с неподготовленной речью;

- критика;

- доказательства и опровержения.

Диалогические формы речевой коммуникации:

- беседа в парах/группах;

- дискуссия;

- дебаты;

- ролевая игра;

- театрализация;

- защита проекта.

На уроках русского языка и литературы используются инновационные технологии и методики, направленные на воспитание и развитие ребенка как субъекта познания, общения, оценки, деятельности, собственной жизни, который способен мыслить и творить, любить и сопереживать, развивать себя по законам красоты и добра. К числу таких технологий относятся: методика проблемного обучения, проектная и игровая технология.

В рамках игровой технологии мы используем игры для развития коммуникативной мотивации обучающихся («Гляжусь в себя как в зеркало», «Разброс мнений», «Карикатуры»), коммуникативных умений и свободного говорения («Моё мнение о…», «Редакторы», «Книжная ярмарка», «Творческий ландшафт», «Как наше слово отзовётся», «Разговор на заданную тему», «Речевая карусель») [5, с.14].

Методика проблемного обучения предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению. На уроках литературы, при изучении художественных произведений, рассматриваются следующие проблемы, которые действительно интересны обучающимся и являются для них личностно значимыми: проблема ответственности, проблема чести и совести, проблема отцов и детей, проблема истинного и ложного патриотизма, проблема добра и зла, проблема коррупции и т.д.

Проектная технология ценна именно тем, что в ходе ее выполнения обучаемые учатся работать самостоятельно, приобретают опыт познавательной и учебной деятельности. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого обучаемого как индивида и как члена проектной группы. Самое важное то, что именно воспитанник, а не педагог определяет, что будет содержаться в проекте, в какой форме и как пройдет его презентация.

Проект - это возможность для обучающихся выразить свои собственные идеи в творческой форме. Не случайно современный этап развития методики характеризуется повышенным интересом к проблеме использования метода проектов, в частности в обучении русскому языку и литературе, так как он позволяет органично интегрировать знания обучающихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.

Межпредметные знания, полученные в результате освоения обучающимися нескольких учебных предметов и, главное, универсальные способы деятельности (познавательные, регулятивные, коммуникационные и др.), активно применяются как в образовательном процессе, так и в реальных жизненных ситуациях.

Общение в учебном заведении и в пределах урока - это не только особый тип коммуникации, который никто в жизни не сможет избежать, но и особый тип социальной адаптации. Это время превращения индивида в члена сообщества от новичка до продвинутого члена группы. Социализация в данном случае означает передачу правил поведения, в том числе и языкового, и контроль за их соблюдением. Эта культура не формируется стихийно: необходима длительная, целенаправленная работа в ходе обучения и в большой степени формирование коммуникативной компетентности обучающихся происходит на уроках литературы.

Список использованных источников


1. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы: Учебник для студ. пед. вузов / О.Ю.Богданова, С.А. Леонов, В.Ф.Чёртов; Под ред. О.Ю.Богдановой. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 400 с.

2. Вишнякова Н.Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения. - Минск, 1995 - 239 с.

3. Грицевский К.М., Грицевская С.Э. От учебника - к творческому замыслу урока: Книга для учителя. - М., 1990. - 208 с.

4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М.: Междунар. отношения, 1993 - 115 с.

5. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения. - М.: 5 за знания, 2005. - 192 с.

6. О современных подходах к обучению и воспитанию в образовательном учреждении. Из опыта работы педагогов. Сборник материалов в 2-х ч. Ч. 2. / отв. ред. А.П. Сухарева. - Омск : БОУДПО «ИРООО», 2010. - 124 с.

7. Черникова Т.В. Как управлять педагогическим коллективом развивающейся школы. - М., 2004. - 233 с.

© 2010-2022