Элективный курс по литературе Проза о рабочем классе и технической интеллигенции

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20»

623400, г. Каменск-Уральский, ул. Исетская,20 тел 311-295


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы №20

____________АВ Щеголькова




Элективный курс по литературе для 9 класса

«Проза о рабочем классе и технической интеллигенции»


автор :

Халимова Елена Павловна, учитель литературы, зам. директора по ВР

г. Каменск-Уральский

2015 г.





Пояснительная записка

На современном этапе развития школьного образования все актуальнее становятся вопросы духовно-нравственного воспитания. Это связано прежде всего с тенденциями формирования общественного сознания: отказавшись в 90-е от идеологии в воспитании. На гербе Свердловской области написан девиз- строчки из поэмы А. Твардовского: «Урал -опорный край державы». Традиционно для нашего края является наличие почти в каждом городе металлургической промышленности и обронно- промышленного комплекса. В этих отраслях губернатор Свердловской области видит «якоря, которые стабилизируют региональную экономику и обеспечат ее дальнейшее развитие в будущем». К сожалению, в современных экономических социальных условиях молодежь не выбирает профессии технической направленности. Начиная с 90-Х годов выбор профессий ориентирован на офисную работу, профессии : экономиста, юриста, менеджера. По результатам небольшого опроса можно судить, что учащиеся 8 класса слабо ориентируются в мире профессий. Учащиеся смогли назвать некоторые рабочие профессии: слесарь, крановщик, литейщик, токарь. В Концепции духовно-нравственного воспитания и развитии выделяется трудовое направление, поэтому не заслужено преуменьшается роль гуманитарных дисциплин в вопросе формирования мотивации учащихся к освоению значимых для региона профессий. Огромный воспитательный потенциал имеет урок литературы, поэтому следует уделять особое внимание отбору материала на уроке. Художественные тексты классиков русской литературы помогают воспитать эстетические идеалы у учащихся. На примерах из литературы мы учим любить Родину, сострадать и сопереживать, и все же за рамки школьной программы достаточно трудно выйти. И здесь на помощь приходят элективные курсы. Элективные курсы - обязательные учебные курсы из компонента образовательного учреждения по выбору обучающихся. Элективный курс по литературе « Проза о рабочем классе и технической интеллигенции» значительно дополняет , «поддерживает» и обеспечивает углубляет содержание программы учебной дисциплины, т.к.такой темы нет в примерной программе по литературе. Изучение элективного курса позволит создать условия для формирования индивидуальной образовательной траектории, направленной на социальную адаптацию и профессиональное самоопределение учащихся. Материалом для изучения служат литературные произведения В. Кочетова, Д.Гранина, Г. Коновалова. На примере данных произведений реализуются межпредметные связи: литература-история-обществознание. Данный курс направлен на формирование учебных универсальных действий в соответствии с ФГОС. Личностные УУД: самоопределение, профессиональная , жизненная позиция; нравственно-эстетическое оценивание, обеспечивающее личностный моральный выбор. Познавательные УУД: поиск информации и анализ текста, выдвижение тезисов и их доказательство. Коммуникативные УУД:постановка вопросов, разрешение споров при обсуждении, точность выражения своих мыслей. Регулятивные УУД: постановка учебных задач на основе того, что уже известно и того, что не известно учащимся.

Элективный курс по литературе « Проза о рабочем классе и технической интеллигенции»- это курс по выбору, рассчитанный на 17 часов.

Цель курса: Познакомить учащихся с творчеством писателей 20 века о рабочем классе и технической интеллигенции
Задачи курса:

  • формировать у школьников представления об основных категориях нравственности,

  • показать, как сочетаются высокая поэтичность произведения с их идейной насыщенностью,

  • совершенствовать навык углубленной работы над текстом,

  • развивать умение давать оценку литературным произведениям на основе личностного восприятия и осмысления их идейно-художественного своеобразия,

  • содействовать развитию начальных навыков литературно-критической работы (написание рецензий на изучаемые произведения, написание эссе, докладов, рефератов), осознанию важности проблемы сохранения русской культуры.

При изучении курса возможно применение следующих форм:

  • лекции учителя с изложением теоретического материала,

  • комментарии учителя и учащихся,

  • эвристические беседы,

  • выразительное чтение художественных текстов,

  • постановка и решение учебных проблем,

  • другие формы работы, способствующие совершенствованию навыков анализа литературного произведения.

Формами контроля за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные сообщения, доклады и письменные работы (отзывы, рецензии, очерк, репортаж и другие),
Ожидаемые результаты.
По окончании курса учащиеся должны знать:

  • основные направления в литературе 50-80 годов,

  • знать особенности романа на производственную тему,

Учащиеся по окончанию курса должны уметь:

  • уметь анализировать и оценивать художественное произведение как целое,

  • определять тему, идею, выделять главных героев,

  • определять особенности композиций и сюжета, значение отдельных эпизодов (сцен) в их взаимосвязи,

  • высказываться целостно, логично и связно.





Учебно-тематический план

тема

всего часов

в том числе

теория

практика

контроль

1

Введение

2

1


1

2


В Кочетов «Журбины»

5

1

3

1

3

Д Гранин «Искатели»

5

1

3

1

4


Г.Коновалов «Истоки»

5

1

3

1

5

итого

17

4

9

4










Содержание курса

1.Введение.

Производственная тема в советской литературе 50-80 годов. Представление о литературно-историческом контексте эпохи. Осмысление общеэстетических и литературно-исторических проблем духовной и общественной жизни советского периода. Понятие производственных сюжетов и конфликтов в литературе. Понятие соцреализма.
Жанровые и стилевые особенности произведений о рабочем классе.

2.В. Кочетов. «Журбины».

Изображение основных слоев общества. Осмысление жизни и труда рабочей династии. Преобразование общественной жизни на примере трех поколений Журбиных. Целостное изображение советского человека в производственной и личной жизни. Созидательность труда, как фактор глубочайшего преобразования общественной жизни.

3. Д. Гранин. «Искатели».

Ученые изобретатели в современном мире, их нравственный кодекс и традиции гражданского поведения. Нравственная основа научного творчества .Героика и поэтизация инженерного труда. Основные качества человека труда: энергия, принципиальность.

4. Г.Коновалов. «Истоки».

Изображение семьи потомственных волгарей. Создание истории рабочего класса на фоне крупных мировых событий. Героический труд и бессмертный подвиг.


Календарно-тематическое планирование

тема

кол-во часов

1

Введение

2 ч

1.1

Литературно-исторический контекст эпохи

1.2

Жанровые и стилевые особенности произведений о рабочем классе

2.

В. Кочетов. «Журбины».

5 ч

2.1

Образ времени в романе В. Кочетова «Журбины»

2.2

Главные образы романа- новый тип советского рабочего человека.

2.3

Традиции семьи- рабочие традиции

2.4

Экранизация романа «Журбины»

2.5

Труд- главное средство раскрытия творческих возможностей человека

3

Д. Гранин. «Искатели»

3.1

Даниил Гранин- ведущий мастер литературы 50-80 годов.

3.2

Нравственные проблемы научно-технического творчества в романе «Искатели»

3.3

Нравственные проблемы научно-технического творчества в романе «Искатели»

3.4

Героика и поэтизация инженерного труда.

3.5

Стилистический анализ текста на примере романа Д Гранина «Искатели»

4

Г.Коновалов. «Истоки».

4.1

Многоплановость повествования в романе «Истоки»

4.2.

Судьба главных героев.

4.3

Изображение в романе картин народной жизни в годы суровых испытаний

4.4.

Героический труд и бессмертный подвиг народа

4.5.

Кинематографическая версия романа «Истоки»

Список литературы

1. Алексеев М. Всеволод Кочетов! // Москва. 1982. №2; Строков П. Всеволод Кочетов: страницы жизни, страницы творчества. М., 1985.

2. Буханцов Н. Писатель-гражданин // Октябрь. 1987. №2.

3. Веленгурин Н. Всеволод Кочетов. М., 1970.

4.Войтинская О . Даниил Гранин Очерк творчества. М., 1966.

5. Всеволод Кочетов. Публицистика. Воспоминания современников. Л., 1976.

6.Гребенщиков А. Позиция бойца // Звезда. 1987. №2.

7. Гузеев Ю. Наедине с Г. И. Коноваловым // Годы и люди : сб. документальных очерков. - Саратов, 1992. - Вып. 7. - С. 135 - 145.

8.Идашкин Ю. Выше пристрастий и амбиций // Литературная Россия. 1987. 30 янв.

9. Кочетков В. Материк Григория Коновалова // Портреты : литературно-критические очерки. - Саратов, 1986. - С. 10 - 19.

10. Леонов В. Всеволод Кочетов: очерк творчества. М., 1981.

11.Леонов Б. Верность героике жизни // Кочетов В. СС: в 6 т. М., 1987. Т.I. С.5-22.

12. Леонов Б. «...Вот наш с тобой портрет»: О молодых героях в творчестве Вс.Кочетова // Молодая гвардия. 1987. №2.

13. Марченко А. В расчете на память или беспамятство? // Искусство кино.
14.Ломунова М. Истоки Григория Коновалова // Волга. - 1981. - № 10. - С. 181 - 187.

15. Машовец Н. Русло реки народной : о творчестве Г. Коновалова. - М. : Советский писатель, 1978. - 231 с.

16.Машовец Н. «Такая судьба у России» // Наши современник : сб. критических статей. - Саратов, 1975. - С. 24 - 42.

17. Машовец Н. Лицом к современности : о рассказах Г. Коновалова // Волга. - 1976. - № 8. - С. 168 - 179. - (Критика и библиография).

18. Покусаев Е. Публицистика Григория Коновалова // Наши современник : сб. критических статей. - Саратов, 1975. - С. 43 - 48.

19. Селиванов К. Григорий Иванович Коновалов // Селиванов К. Литературные места Ульяновской области. - Саратов, 1969. - С. 93.

20. Софронов А. Мужество писателя: К 75-летию со дня рождения Всеволода Кочетова // Москва. 1987. №2.

21.Старков А. Нравственный поиск героев Д. Гранина. М., 1981;
22. Строков П. Он шел вровень с веком // Молодая гвардия. 1982. №2;
23.Финк Л. Необходимость Дон Кихота: книга о Д. Ганине. М., 1988.

24. Явчуновский Я. И. От «Университета» к «Истокам» : заметки о романах Г. Коновалова // Волга. - 1968. - № 4. - С. 151 - 162.





© 2010-2022