Разработка урока «Гроза» - новый тип народной трагедии. Система действующих лиц и основной конфликт

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока «Гроза» - новый тип народной трагедии. Система действующих лиц и основной конфликт.Разработка урока «Гроза» - новый тип народной трагедии. Система действующих лиц и основной конфликт.Разработка урока «Гроза» - новый тип народной трагедии. Система действующих лиц и основной конфликт.Разработка урока «Гроза» - новый тип народной трагедии. Система действующих лиц и основной конфликт.Разработка урока «Гроза» - новый тип народной трагедии. Система действующих лиц и основной конфликт.Разработка урока «Гроза» - новый тип народной трагедии. Система действующих лиц и основной конфликт.Разработка урока «Гроза» - новый тип народной трагедии. Система действующих лиц и основной конфликт.Класс: 10

Предмет: литература

Тема: «Гроза» - новый тип народной трагедии. Система действующих лиц и основной конфликт.

Цель:

- познакомить учащихся с историей создания драмы А.Н.Островского «Гроза», дать характеристику образам-персонажам пьесы;

- развивать образное и аналитическое мышление, память, ркечь, творческое воображение;

- воспитывать умение сочувствовать, сострадать; формировать эстетический вкус, культуру восприятия драматургического произведения.

Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности

Формы: коллективная, индивидуальная.
Методы: словесный, наглядный, практический.

Приемы: аналитическая беседа, практическая работа.

Оборудование, наглядные пособия: учебник, презентация

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация

1. Беседа

- Что такое драма? - В чем отличие драматического произведения от эпического и лирического?

- Для чего предназначено драматическое произведение? - Какова цель драматического произведения?

- Каковы структурные особенности драматического произведения? - Назовите жанры драматических произведений. - Каковы жанровые особенности русской драматургии?

III. Формирование новых понятий и способов действия.

1. Вступительное слово учителя

- Пьеса «Гроза» была написана Островским в течение лета и осени 1859 г., в этом же году поставлена на сцене, напечатана же была в 1860 году. Это период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества.

Название «Гроза» - это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение. В драме отразился подъем общественного движения, те настроения, которыми жили передовые люди эпохи 50-60 годов.

- Какие события, наблюдения, переживания автора отразились в содержании пьесы?

Творческая история драмы «Гроза».

- «По заданию Его императорского Высочества, генерал-адмирала, великого князя Константина Николаевича за новыми материалами для «Морского сборника» были разосланы по стране видные русские писатели, уже имевшие опыт путешествий и вкус к очерковой прозе. Островскому досталась Верхняя Волга от истока до Нижнего Новгорода. И он с увлечением взялся за дело».

Впечатления от экспедиции Островский записывал в дневник. Считали, что драматург воспользовался материалами дела Клыковых (самоубийство снохи в г. Кострома).

3. Беседа

  • Какое впечатление произвела на вас пьеса?

  • Что особенно запомнилось,почему?

  • О чем это произведение?

  • Какие проблемы ставит в ней Островский?

  • Кто из героев заинтересовал, кто остался загадкой?

4. Тематика и проблематика пьесы

- Основную тему «Грозы» можно определить как столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между утесняемыми и утеснителями, между стремлением людей к свободному проявлению своих человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в предреформенной России общественными и семейно-бытовыми порядками.

Основные проблемы пьесы:

  • Купеческий быт: тирания в семье, авторитеты, изжившие себя, самодурство.

  • Положение женщины в семье и в обществе.

  • Появление новых сил, противостоящих «темному царству».

Основная сюжетная линия - конфликт живого чувства Катерины и мертвого уклада жизни.

Конфликт, составляющий основу сюжета драмы, - это конфликт между старыми социально-бытовыми принципами и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности.

Основной конфликт- конфликт Катерины и Бориса с окружающей их средой - объединяет все остальные.

Пьеса является правдивым отражением общественных отношений, интересов и борьбы своего времени.

Итак, говоря словами Гончарова, в «Грозе» «улеглась широкая картина национального быта и нравов». Предреформенная Россия представлена в ней и своим социально-экономическим, и культурно-нравственным, и семейно-бытовым обликом.

5. Жанр и композиция пьесы. Беседа

- Какова композиция пьесы?

Экспозиция- картины волжского простора и духоты калиновских нравов (д. 1, явл. 1-4).

Завязка-на придирки свекрови Катерина с достоинством и миролюбиво отвечает: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя не доказываю». Первое столкновение (д. I, явл. 5).

Далее идет развитие конфликта между героями, в природе дважды собирается гроза:

- Катерина признается Варваре, что полюбила Бориса - и пророчество старой барыни, отдаленный удар грома(д. I, явл. 9);

- грозовая туча ползет, как живая, полубезумная старуха грозит Катерине смертью в омуте и аде, и Катерина признается в грехе (первая кульминация), падает без чувств(конец д. IV).

Но гроза так и не обрушилась на город, усилилось только предгрозовое напряжение.

Вторая кульминация- Катерина произносит последний монолог, когда прощается не с жизнью, которая уже нестерпима, а с любовью: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» (д. V, явл. 4).

Развязка- самоубийство Катерины, потрясение обитателей города, Тихона, который, будучи живым, завидует умершей жене: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить да мучиться!..» (д. V, явл. 7).

- Каково жанровое своеобразие пьесы «Гроза»?

По всем признакам жанра, пьеса «Гроза» - трагедия, так как конфликт между героями приводит к трагическим последствиям. Есть в пьесе и элементы комизма (самодур Дикой с его нелепыми, унижающими человеческое достоинство требованиями, рассказы Феклуши, рассуждения калиновцев), которые помогают увидеть бездну, готовую поглотить Катерину, и которую безуспешно пытается осветить светом разума, добра и милосердия Кулигин. Сам Островский назвал пьесу драмой, этим подчеркивая широкую распространенность конфликта пьесы, повседневность изображенных в ней событий.

6. Беседа

Образы-персонажи пьесы

  • Назовите основных героев пьесы, их общественное положение.

  • В драме «Гроза» нет случайных имен и фамилий. Какой принцип положен автором в систему действующих лиц пьесы?

  • Попробуйте дать определения именам и фамилиям действующих лиц этой драмы: Савел Прокофьич Дикой, Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), Тихон, Катерина, Кулигин и другие.

  • Как через систему действующих лиц автор выражает свое отношение к происходящему в пьесе?

  • Где и когда разворачиваются события?

7. Слово учителя

- С первых страниц пьесы обращаем внимание на мастерство Островского-драматурга. Первое действие происходит летним вечером в общественном саду на берегу Волги. Такой выбор места и времени действия дал драматургу возможность уже в первых явлениях познакомить читателя и зрителя с основными героями пьесы, ввести в сущность ее конфликта.

Пейзажные картины «Грозы» также дают определенный эмоциональный настрой, позволяющий по контрасту острее почувствовать душную атмосферу жизни калиновцев.

Обратите внимание на слова Кулигина: «Чудеса! Наглядеться не могу». Кулигин не только любуется прелестью волжских пейзажей, но и другим стремится показать, «какая красота в природе разлита». Ведь, по его мнению, наслаждение природой могло бы смягчить жестокие нравы жителей Калинова.

IV. Применение. Формирование умений и навыков

1. Работа с текстом

  • Что мы узнаем из диалогов героев о Диком и Кабанихе?

  • Как относятся к купцам Кудряш, Шапкин, Кулигин? В чем разница их жизненных позиций?

  • На чем же основано самодурство таких людей как Дикой?

На власти денег, материальной зависимости и традиционной покорности калиновцев. - Какова же жизненная позиция Кулигина?

Кулигин с болью говорит о «жестоких нравах» города, но советует «угождать как-нибудь» самодурам. Он не борец, а мечтатель; его проекты неосуществимы. Он тратит свои силы на изобретение вечного двигателя..

- Где происходит действие II (явл. 1.)? Кто действующие лица, какова их роль?

Комната в доме Кабановых. Окна закрыты ставнями, полумрак; от лампад, висящих перед иконами, струится мерцание, по стенам стоят сундуки с хозяйским добром. В этой мрачной комнате особенно выразительно звучит монолог Феклуши.

- Кто такая Феклуша? Ваше первое впечатление о ней? О чем она сообщает Глаше? Какому герою ее можно противопоставить?

По ходу развития действия Кулигин и Феклуша не вступают в открытую борьбу, но изображены в пьесе как антиподы.

- О чем рассказывает Феклуша в д. II, явл. 1?

Итак, если Кулигин несет в общество культуру, то Феклуша - тьму, невежество. Ее нелепые рассказы создают у калиновцев искаженные представления о мире, вселяют в их души страх.

- Как речь Феклуши отражает ее характер?

Жизненная позиция Феклуши предопределяет и особенности ее речи Она стремится расположить к себе окружающих, поэтому тон ее вкрадчивый, льстивый.

- Разговоры Кабанихи с Феклушей. Что нового дает этот разговор для характеристики героинь? (Д. III, явл. 1.)

Они скорбят о конце доброго старого времени, осуждают новые порядки.

- Что нового узнаем о характере Дикого? (Д. III, явл. 2.)

Никто не может угодить ему, только Кабаниха может «разговорить», т.к. грубость на грубость («Ты не очень-то горло распускай... а я тебе дорога...)

- Д. III, явл. 3. Теплый летний вечер, и снова из уст Кулигина слышим рассказ о нравах Калинова. Зачитайте монолог, сделайте вывод.

- Каков душевный облик Марфы Игнатьевны Кабановой? Черты ее характера, взаимоотношения с другими героями? Кто дает ей первую характеристику? (явл. 3). Оправдывается ли эта характеристика в явл. 5?

- На каких основах должна, по мнению Кабанихи, строится семейная жизнь?

Основой семьи Кабаниха видит домостроевские, освященные стариной законы жизни. Кабаниха искренне убеждена, что если не соблюдать этих законов, никакого порядка не будет.

- Каковы особенности речи Кабанихи, как они связаны с жизненной позицией и характером Кабанихи?

Опираясь на авторитет старины, Кабаниха широко использует в речи народную фразеологию, пословицы («Что ты сиротой-то прикидываешься? Что ты нюни-то распустил?» «Чужая душа - потемки»). Властная, деспотичная Кабаниха непрерывно точит домашних. Размеренный, монотонный характер придают речи Кабанихи повторы слов, словосочетания («...кабы своими глазами не видела да своими ушами не слыхала», «...что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает...»

- Как относятся к Кабанихе и ее поучениям Тихон, Варвара, Катерина? В чем проявляется их отношение?

Зависимые от Кабанихи домочадцы по-разному относятся к ее поучениям. Тихон думает лишь о том, чтобы угодить матери, стремится убедить ее в своем послушании. Варвара убеждена, что без притворства здесь не проживешь.И только Катерина открыто заявляет о своем человеческом достоинстве. («Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?» «Напраслину-то терпеть кому ж приятно!»)

Таким образом, уже в первых явлениях перед нами раскрываются острые столкновения героев, которые складываются в единый конфликт самодуров и их жертв. Монолог Кулигина выводит нас за пределы личных взаимоотношений действующих лиц и придает этому конфликту широкое общественное звучание.

- Д. IV, явл. 1,2. Вновь картины дикого невежества темного царства.

- Как горожане выражают свое отношение к Дикому?

Во время разговора Дикого и Кулигина толпа явно сочувствует Дикому, зло и тупо смеется над Кулигиным.

- Каковы взаимоотношения Дикого и Кулигина?

Вывод

Город Калинов

  • Сонный застой, равнодушие к красоте. Замкнутая, невежественная жизнь.

  • Богатые↔бедные.

  • Тяжба между богатыми.

  • Самодурство и домостроевский уклад.

  • Ненависть ко всему новому, власть религиозных суеверий.

  • Забитость и бесправие молодого поколения ↔ самодурство старших.



Обитатели г. Калинова

Всех жителей города Калинова можно разделить на две группы:

Власть «темного царства» (угнетатели)

Жертвы «темного царства» (угнетенные)

Дикой

Кабаниха

Кулигин. Тихон.Катерина.Варвара

Борис. Кудряш

Олицетворяют гнетущую власть

Враги всего живого и нового

Угнетенные и бесправные

Одинаково ощущают силу «темного царства»

Но: по-разному выражают протест

2. Характеристики героев

- Дайте характеристики героям пьесы (по группам).

Дикой

Самодур: поведением руководят произвол и тупое упрямство. Требует беспрекословного подчинения, тиранит домашних. Затравил и затиранил племянника, который находится в материальной зависимости от него.

Кабаниха

Суровая и властная, еще страшнее Дикого. («Ханжа!» - говорит о ней Кулигин). Умнее Дикого, внешне спокойна и сдержанна, единственный человек, которого боится Дикой. Деспотизм тяжелее, чем у Дикого: мучит и преследует свои жертвы систематически, изо дня в день, истязая, как «ржа железо».

Тихон

«Жертва» самодурства и деспотизма матери. Привык во всем ей повиноваться. Безропотно переносит все издевательства Кабанихи. Единственное желание - вырваться, запить, загулять.

Борис

По уровню развития, воспитания и образования значительно выше окружающих, ему трудно ужиться в г. Калинове в среде Диких и Кабаних. Но не хватает характера вырваться из-под их власти.

Кулигин

Талантливый самородок, думает не о личной выгоде, а о служении обществу. Видит и ценит красоту природы, возмущен порядками, царящими в городе, однако только мечтает, но не вступает в борьбу с самодурством.

Образ Катерины.

  • Какими событиями наполнена жизнь героини?

  • Какую роль сыграл каждый персонаж в судьбе Катерины?

  • Можно ли считать покаяние Катерины ее слабостью? Что было бы, если бы Катерина не раскаялась?

Обсуждение темы «Был ли иной путь у Катерины?»

Работа с опорной схемой. Дискуссия.

Опорные положения (схема-тезисы) темы«Почему погибла Катерина?»

Случайна ли гибель Катерины?

Можно ли было ее избежать?

Катерина: Катерина:

-духовно - пугается силы

богатая, и глубины своего

поэтически чувства к Борису;

возвышенная

натурагероини; «Диалектика души»

- сомневается - обладает обостренным

в правильности чувством справедливости;

своих поступков,

пробует остановить

себя;

- не идет на Борьба страсти - ощущает страх перед

нравственные и чистоты «своеволием» чувства любви;

компромиссы нравственного

(на «сделку чувства

с совестью»);

- испытывает - переживает чувство вины

отвращение перед Тихоном;

ко лжи и обману;

-жаждет - нравственные понятия

свободы религиозно окрашены

и счастья

Трагический финал драмы - это протест Катерины

против кабановских понятий о нравственности,

утверждение силы свободного человека,

его победы над «темным царством»

6. Составление плана-характеристики Катерины

I. Жизнь Катерины в родительском доме.

1. Сердечное отношение родных.

2. Времяпрепровождение (посещение церкви, слушание рассказов странниц, богомолок).

3. Относительная свобода.

II. Черты характера, развившиеся под влиянием жизни у родителей.

1. Болезненная впечатлительность, экзальтированность.

2. Романтическое отношение к жизни.

III. Жизнь Катерины в доме Кабановой.

1. Жестокое отношение Кабанихи.

2. Постоянный духовный бунт.

3. Непонимание ее натуры и стремлений Тихоном.

IV. Влияние жизни у Кабановых на Катерину.

1. Осознание своей обреченности.

2. Замкнутость, разочарованность в семейной жизни.

3. Страстное стремление к свободе, любви, счастью.

V. Основные черты характера:

1. Честность, непосредственность.

2. Моральная чистота.

3. Решительность, мужество.

4. Страстность натуры, глубина чувств.

5. Стремление к свободе.

6. Поэтичность натуры.

7. Незаурядный ум.

8. Доброта, бескорыстие.

«Образ Катерины в оценке Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева». Запись тезисов

Основные положения статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве»

Статья Н.А. Добролюбова была написана в период подъема освободительного движения, и автор верил в близость народной революции.

Идеи статьи

1. Критик увидел в Катерине «решительный, цельный русский характер, который составляет шаг вперед... во всей нашей литературе».

2. Героиню пьесы Добролюбов называет «лучом света в темном царстве».

3. Гибель Катерины кажется ему протестом, «в нем дан страшный вызов самодурной силе».

4. Этот протест доведен до конца, поэтому «Гроза» есть, без сомнения, «самое решительное произведение Островского».

Основные положения статьи Д.И.Писарева «Мотивы русской драмы»

Статья Д.И. Писарева «Мотивы русской драмы» была написана в 1864 году, это период реакции, пришедшей на смену революционной ситуации. Основной пафос статьи критика - полемика с Добролюбовым и утверждение мысли о том, что стране нужны «мыслящие работники»; драма, разыгравшаяся в доме Кабанихи, воспринимается им как и не драма вовсе, а обычная семейная неприятность. Отсюда и резкий тон статьи, и нежелание увидеть глубину пьесы, и остроумные, но беспощадно-хлесткие приговоры.

Идеи статьи

1. Не «темное царство» изображает Островский, а «семейный курятник».

2. «...Драма Островского «Гроза» вызвала со стороны Добролюбова критическую статью под заглавием «Луч света в темном царстве». Эта статья была ошибкою со стороны Добролюбова; он увлекся симпатиею к характеру Катерины и принял ее личность за светлое явление».

3. «...взгляд Добролюбова неверен и... ни одно светлое явление не может ни возникнуть, ни сложиться в «темном царстве» патриархальной русской семьи, выведенной на сцену в драме Островского».

4. Критик не верит ни в любовь Катерины к Борису, возникающую «от обмена нескольких взглядов», ни в ее добродетель, сдающуюся при первом удобном случае. «Наконец, что это за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями, которые переносятся совершенно благополучно всеми членами всех русских семейств?»

5. «...воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума».

6. «Во всех поступках и ощущениях Катерины заметна прежде всего резкая несоразмерность между причинами и следствиями... Каждое внешнее впечатление потрясает весь ее организм; самое ничтожное событие, самый пустой разговор производят в ее мыслях, чувствах и поступках целые перевороты».

7. «Грянул гром - Катерина потеряла последний остаток своего ума, а тут еще прошла по сцене полоумная барыня с двумя лакеями и произнесла всенародную проповедь о вечных мучениях; а тут еще на стене, в крытой галерее, нарисовано адское пламя; и все это одно к одному - ну, посудите сами, как же в самом деле Катерине не рассказать мужу тут же, при Кабанихе и при всей городской публике, как она провела во время отсутствия Тихона все десять ночей». Окончательная катастрофа, самоубийство, точно так же происходит экспромтом.

8. «Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать завтра... наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством, да еще таким самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой».

9. Писарев считает «лучом света» деятельную, сильную натуру, способную увлечь других людей новыми идеями, повести за собой, наполнить жизнь свою и других радостным, благородным трудом, то есть «такие личности не Катерине чета».

«...Народ нуждается только в одной вещи - в движении мысли. Только живая и самостоятельная деятельность мысли, только прочные и положительные знания обновляют жизнь...»

V. Этап информации о домашнем задании

1. Прочитать пьесу А.Н.Островского «Бесприданница».

2. Прочитать статью учебника «Трагедия бесприданницы»

3. Индивидуальные задания учащимся.

VI. Этап рефлексии

© 2010-2022