Олимпиады по русскому языку (7 - 11 классы)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Олимпиада по русскому языку 7 класс

1. Выпишите слова, в которых буквы не соответствуют произношению.

Просьба, вагон, сдавать, рыбка, норка, парашют, жизнь, воды, сад, зубки, мороз, вал, пруд, вода, ножка, кол, сбросить. Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. - 6 б.)

2. В каждом ряду найдите «лишнее» с точки зрения произношения слово.

1) Скучно, конечно, нарочно, удачно;

2) бассейн, крем, тест, термин;

3) что, нечто, чтобы, кое-что;

4) шалить, шаги, лошадей, шампунь.

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. - 2 б.)

3. Восстановите пропущенные звенья словообразовательной цепочки.

1) Писать > … > писательский.

2) Пять > … > пятёрочка.

3) Держать > … > придерживание.

4) Шелест > …> зашелестеть.

5) Думать > … > обдумывать.

Оценка: по 1 баллу за каждую словообразовательную цепочку (макс. - 5 б.)

4. Распределите слова на группы в зависимости от способа словообразования.

Голосовать, водянистость, серебристый, созреть, балкончик, заварить, куриный, нежно - розовый, молокозавод, испаритель, уточнение, надорвать, чернослив, большущий, перекрасить, луноход, древнерусский, юго - запад, юго - западный, красноватый.

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово (макс. - 4 б.)

5. Найдите ошибки в употреблении падежной формы существительного.

Согласно указанию, благодаря стараний, наперекор судьбе, вопреки здравому смыслу, благодаря маме, наперекор желанию, вопреки совета, согласно расписания.

Оценка: по 1 баллу за каждое слово (макс. - 3 б.)

6. Подберите фразеологизм, чтобы сказать о человеке, который:

1) пришел не вовремя;

2) очень болтлив;

3) очень робок;

4) держится неестественно прямо;

5) часто меняет свои решения;

6) бесследно исчез;

7) всегда выполняет свои решения;

8) сам не пользуется и другим не даёт.

Оценка: по 1 баллу за каждый фразеологизм (макс. - 8 б.)

7. Определите род имен существительных.

Кофе, фламинго, шимпанзе, депо, какао, неряха, умница, задира, вилы, грабли, сумерки, сутки, фамилия, скакалки, иголки, знамёна, хрусталь, шаль, шампунь.

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. - 8 б.)

8. Подберите по три синонима к каждому слову: отважный, дом, друг, говорить. Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. - 6 б.)

9. Исправьте речевые ошибки. Запишите предложения в исправленном виде.

1) Тысяча солдат бросилась в атаку.

2) Я склонен, что его решение ошибочно.

3) Чехов не мог остаться в стороне этих событий.

4) Этот роман сказал неизгладимое впечатление на современников.

Оценка: по 0,5 балла за каждое исправление (макс. 2 б.)

10. Укажите, в каких предложениях слова пишутся слитно.

1) Брат сказал то(же), что не раз говорил отец.

2) Мы закрыли стеклянную дверь на балкон, что(бы) из сада не несло жаром.

3) Дальний горизонт был так(же) ясен, как днём.

4) Что(бы) нам успешно выступить на конкурсе, нужно долго и тщательно готовиться.

5) В комнате было тихо, во всём доме то(же) не было звуков.

6) «Необходимы так(же) водные процедуры», - сказал врач.

7) «Что(бы) вам посоветовать?» - спросил доктор.

Оценка: по 0,5 балла за каждое предложение (макс. - 2 б.)

11. Расставьте в данном предложении запятые шестью способами.

Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели.

Оценка: по 0,5 балла за каждый вариант (макс. - 3 б.)

12. Составьте схему предложения, расставив знаки препинания, дайте его характеристику.

Уже светало и небо на востоке с каждой минутой меняло свою окраску.

Оценка: по 1 баллу: а) за схему; б) за общую характеристику предложения; в) за характеристику каждой части (макс. - 3 б.)

ОБЩАЯ СУММА БАЛЛОВ - 52 б.






Олимпиада по русскому языку 8 класс

1. Расставьте ударения в словах.

Средства, углубить, шарфы, щекотно, много директоров, досуг, дочиста, намерение, обеспечение. Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. - 5 б.)

2. Установите, какие звуки произносятся на месте выделенных сочетаний букв

в данных словах.

Скучный, жужжать, нечто, детский, нарочно, нарочный (ударение на 1-ый слог), сжать. Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. - 4 б.)

3. Одинаковыми или разными с грамматической точки зрения являются следующие слова?

Часы, серьги, брюки, колготки, ставни, ворота, очки, каникулы, сутки, Мытищи, Бронницы, сани, близнецы.

Оценка: по 2 балла за каждую группу слов (макс. - 4 б.)

4. Произведите морфемный и словообразовательный анализ слова происхождение.

Оценка: по 1 баллу за каждое задание (макс. - 2 б.)

5. Укажите различия в значении следующих слов.

Невежа - невежда, освоить - усвоить, откровение - откровенность, добрый - добротный.

Как называются такие слова?

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово; 1 балл за ответ на вопрос (макс. - 5 б.)

6. Образуйте формы родительного падежа множественного числа следующих существительных: банан, грабли, грузин, дно, носок, простыня, чулок, ясли.

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. - 5 б.)

7. Определите, какой частью речи является слово всё в данных предложениях.

1) Я стоял со стороны, и мне всё было слышно и видно.

2) И днём, и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом (А.С. Пушкин).

3) Вот вам книга: возьмите, всё не так скучно будет (Ф.М. Достоевский).

4) Пошёл снег, и всё стало среди ночи белым.

5) Скоро полночь, а барин всё не едет (М.Е. Салтыков-Щедрин).

Оценка: по 0,5 балла за каждое предложение (макс.- 2, 5 б.)

8. Выберите правильный ответ. Докажите.

1) Все имена существительные на -о, -е относятся к среднему роду.

2) Не все имена существительные на -о, -е относятся к среднему роду. Оценка: 1 балл (макс. - 1 б.)

9. Замените заимствованные слова русскими синонимами.

Актуальный, антракт, ситуация, лозунг, финал, эпилог, имитация, пролог.

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. - 4 б.)

10. Определите значение приведённых фразеологизмов и подберите к ним: а) синонимичные фразеологические обороты; б) антонимичные фразеологические обороты.

На всех парах; от горшка два вершка; в большом горшке на донышке.

Оценка: по 0,5 балла за каждое объяснение значения и за каждый пример синонимов и антонимов (макс. - 4,5 б.)

11. Найдите и исправьте в предложениях речевые ошибки.

1) Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.

2) У меня сегодня праздное настроение.

3) Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.

4) Их сильная, закаленная в жизненных испытаниях дружба многими была замечена.

5) Открывая окно, в класс влетел воробей.

Оценка: по 0,5 балла за каждое предложение (макс. - 2 б.)

12. Расставьте знаки препинания в предложении с учётом различных оттенков

в выражении смысла высказывания.

Н.В. Гоголь великий русский писатель автор комедии «Ревизор».

Оценка: по 1 баллу за каждое предложение (макс. - 2 б.)

ОБЩАЯ СУММА БАЛЛОВ - 41 балл.







Олимпиада по русскому языку 9 класс

Задание №1 (5баллов)

Из приведённого ниже стихотворного отрывка выпишите все слова с мягкими согласными. Подчеркните буквы, которыми эти согласные обозначены.

Вот мчится тройка удалая

Вдоль по дороге столбовой,

И колокольчик, дар Валдая,

Гудит уныло под дугой.

Задание №2 (10баллов)

Расставьте ударение в словах:

Балованный, вероисповедание, воспринять, иконопись, каталог, пережитое, приданое, свекла, сливовый, украинский, ходатайство, апостроф, опошлить, облегчить, намерение, завидно, еретик, петелька, кухонный, цемент.

Задание №3 (4балла)

Поспорили две ученицы:

- Глагол говорите изъявительного наклонения,- утверждала одна.

- Нет, повелительного наклонения,- не соглашалась вторая.

Каков правильный ответ.

Задание№ 4 (3балла)

Восстановите словообразовательное гнездо, определив начальное слово и дальнейшее образование новых слов.

Ночник, ночка, заночевать, ночь, ночной, ночевать, ночёвка, переночевать.

Задание №5 (4балла)

Произведите анализ морфемной структуры слова с современной и исторической точек зрения: внушить, прихотливый.

Задание №6 (4балла)

Являются ли этимологически родственными слова

крыть- крыло- крыльцо- крыша ? Объясните

Задание №7 (4балла)

Угадайте слово по толкованию его лексического значения:

а) стремление какой- либо общественной группы к главенствующей роли в чём-нибудь;

б) краткий перерыв между действиями спектакля;

в)изображение чего-либо в фантастическом, уродливо- комическом виде;

г) определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.

Задание №8 (8баллов)

Объясните значение заимствованных слов: дюйм, куркума, курсив, реликвия, фетиш, купюра (не деньги), амбиция, гобой.

Задание №9 (4балла)

Определите смысловое значение данных фразеологических оборотов: а) куда кривая выведет; б) растопить лёд; в) высунув язык, г) ни богу свечка ни чёрту кочерга.

Задание №10 (7баллов)

Определите, какими частями речи являются выделенные слова:

а) Об этом событии студенты узнали после.

б) Раз мы отправились на экскурсию.

в) После урока дети отправились на прогулку.

г) Раз назвался груздём, полезай в кузов.

д) Мы голосуем за.

е) Лётчики молча следили за маленьким крестиком истребителя, летевшего мимо аэродрома.

ж) Все с облегчением перевели дух: враг прошёл мимо.

Задание№11 (2балла)

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Объясните.

1.Одним из известнейших драматургов, показавших в своих пьесах мир купеческой Москвы, был Александр Николаевич Островский.

2.Все, кто интересовался историей русской литературы, знакомы с творчеством русских беллетристов девятнадцатого века.

3.Между стволами сосен в лесу кое-где пробивался косой луч заката.

4.Среди научных трудов Ф.И.Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка».

Задание №12 (6баллов)

Об одной из букв русского алфавита М.В.Ломоносов сказал: «Немой место занял, подобно, как пятое колесо!» Что это за буква? Какова её судьба в нашей письменности?

Задание №13(2балла)

В каком предложении неправильно названа грамматическая основа?

1.Всё в городе было ново и непривычно.

2.Главное сейчас - не сидеть сложа руки.

3.На минуту солнце закрыло большое облако.

4.Кто бы мог поверить в такие чудеса.

Задание №14 (10баллов)

Озаглавьте текст. Усложните предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Завершите описание деревенского утра.

Пели вторые п…тухи. С неба в пр.тихш.. озеро Кочки кап...ли тёплые звёзды. В …соке со(н,нн)о крякали утки. В хл...вах чу…твуя пр...бл...жение утра мычали коровы. В мутном побл…дневш...м воздухе (не,ни)слышно н...сились л…туч.. мыши. Наквак…вшись (в)доволь крепким сном спали л...гушки.

Общее количество баллов - 73




Олимпиада по русскому языку 11 класс


Задание 1. Восстановите термины, называющие отдельные отрасли лингвистики. Что изучает каждая из них?

...ика

Количество баллов: до-10 б. (за восстановление одного термина - 1 балл, за указание на предмет изучения дисциплины - 1 балл)

Задание 2. О ком из отечественных лингвистов идет речь?

Годы жизни: 1894 - 1969. Родился в г. Зарайске Московской области. Литературовед и лингвист-русист, академик АН СССР, доктор филологических наук. Из семьи "священника. Окончил Петроградский Историко-филологический' «Зубовский» институт (1917). Получил первую известность благодаря литературоведческим публикациям (о стиле писателей-классиков и современников: А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, А.А. Ахматовой и др.). Был одним из последних учеников А.А. Шахматова. Работал "в Петербурге, затем переехал в Москву и создал собственную лингвистическую школу, названную его именем.. Автор широко цитируемой книги «Русский язык. Грамматическое учение о слове» (1947), за которую ему была присуждена Сталинская премия. Под его редакцией была подготовлена «Грамматика русского языка» (1952-1954), первая «академическая грамматика»-русского языка, созданная в советский период.

Количество баллов: 4 б.

Задание 3. Сколько звуков [с] в предложении: Скоро мы с друзьями будем расшифровывать старые рукописи? Свой ответ аргументируйте. Количество баллов: до 6 б.

Задание 4. Замените иноязычные слова исконно русскими синонимами.

Аргумент, актуальный, антракт, банкротство, доминировать, инфекционный, мизерный, сюрприз, триумф.

Количество баллов: до 9 б. (за правильно'подобранный хотя бы один синоним к слову - 1 балл).

Задание 5. В церковном Уставе сказано, что Великий канон надо читать косно. Что значит в данном случае слово косно? Обоснуйте свой ответ. Количество баллов: до 5 б. .

Задание 6. Прилагательные "высокопарный" и "пресловутый" пережили схожую семантическую трансформацию. Сравнение этих толкований поможет Вам ответить на заданный вопрос: «Какая семантическая трансформация произошла со словами "высокопарный" и "пресловутый"». Какого рода эта трансформация, вам подскажут строки лирического отступления из "Отрывков из путешествия Онегина", в которых автор говорит о мечтах своей юности, полной благородных стремлёний и замыслов:

Смирились вы, моей весны

Высокопарные мечтанья.

И в поэтический бокал

Воды я много подмешал.

Дайте этимологическое и современное лексическое толкования этих слов.

Количество баллов: до 10 б.

Задание 7. Какие пословицы и поговорки используют говорящие на русском языке в ситуациях, когда англичане скажут:

Птицы одинакового оперенья держатся вместе.

У него еще за ушами не просохло.

Для каждой собаки наступит её день.

Не стоит пороха и дроби.

Чёрная овца в семье.

Количество баллов: до 10 б.

Задание 8. Как образованы выделенные слова в строках стихотворений И..Северянина? Какой -лингвистический термин применим к подобным словам? Приведите примеры слов, образованных по таким же словообразовательным моделям. -

а) Одиночила в комнате девушка.

Взволновали ее звуки флейты...

б) Я еду в серебряноспицной коляске...

Количество баллов: до 10 б. (за определение модели - 2 балла, способа образования - 1 балл; за правильно подобранный пример - 1 балл; за определение термина - до 2 баллов)

Задание 9. Какой лексико-грамматической функцией объединены приведенные ниже слова? Дайте им грамматическую характеристику. Значения каких слов вам известны? Индиго, маренго, хаки, беж, электрик. Количество баллов: всего до 9 баллов.

Задание 10. Расставьте знаки препинания. Одной чертой подчеркните придаточные части и укажите их вид. Сколько рядов однородных членов использовано в предложении?

Заправским писателем он правда никогда не был и к чести его нужно сказать никогда таковым себя и не считал и гораздо больше гордился и интересовался своей посадкой и тем что мог сесть на самую бешеную лошадь чем небольшим изданием своих стихотворений и прозы которые, впрочем в свое время произвели кое-какое впечатление и в которых даже некоторые чересчур увлекающиеся критики провидели что-то новое выдающееся (Ф.И. Тютчев).

Количество баллов: до 8 б.

  1. За правильную постановку - 3 балла. За каждую допущенную ошибку снимается 0,5 балла.

  2. Всего 3 придаточных. За правильное выделение придаточных 0,5*3=1,5 и за определение их вида 0,5*3=1,5; всего - 3 балла.

  3. За правильное выявление рядов однородных членов (5 рядов)- 2 балла.

Задание 11. Какие средства художественной изобразительности используются втексте? Насколько обоснованно их употребление? Аргументируйте свое мнение.

Неряшливость в одежде - это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. < >

А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

Есть разного рода неряшливости в языке человека.

Если человек родился и живет вдали от города и говорит на своем диалекте, в этом никакой неряшливости нет. Не знаю, как другим, но мне эти местные диалекты, если они строго выдержаны, нравятся. Нравится их напевность, нравятся местные слова, местные выражения. Диалекты часто бывают неиссякаемым источником обогащения русского литературного языка. Как-то в беседе со мной писатель Федор Александрович Абрамов сказал: С русского Севера вывозили гранит для строительства Петербурга и вывозили слово - слово в каменных блоках былин, причитаний, лирических песен... «Исправить» язык былин - перевести его на нормы русского литературного языка - это попросту испортить былины.

Иное дело, если человек долго живет в городе знает нормы литературного языка, а сохраняет формы и слова своей деревни. Это может быть оттого, что он считает их красивыми и гордится ими. Это меня не коробит. Пусть он и окает и сохраняет свою привычную напевность. В этом я вижу гордость своей родиной - своим селом. Это не плохо, и человека это не унижает. Это так же красиво, как забытая сейчас косоворотка, но только на человеке, который ее носил с детства, привык к ней. Если же он надел ее, чтобы покрасоваться в ней, показать, что он «истинно деревенский», то это и смешно и цинично: «Глядите, каков я: плевать я хотел на то, что живу в городе. Хочу быть непохожим на всех вас!» (Д.С. Лихачев). .

* Работа, написанная без опоры нa прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Оценивается нулём баллов также работа, не содержащая ответа на поставленные вопросы.

Количество баллов: до 20 б. (по 1 баллу за каждое указанное изобразительно-выразительное средство + по 1 баллу за каждый логически правильный аргумент, доказывающий обоснованность (необоснованность) его употребления).

ИТОГОВОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ: до 101 б.








Олимпиада РУССКИЙ ЯЗЫК 10 КЛАСС

№ 1. Даны сложные числительные, встречающиеся в рукописях ХII - ХVI вв.: денегъ полудесята рубля; наполушестынадцати гривенки; полтретьядцать десятинъ.

Какие количества передавались этими числительными? Есть ли в современном русском языке слова, восходящие к сложным числительным этого типа? (10б.)

№ 2. В 1857 году в журнале «Экономический указатель» была опубликована статья, отрывок из которой приводится ниже:

«Отношение всех употребляемых букв к знаку … равно 17, то есть на всякие 17 букв причитается один …, на всякие 17 страниц, писаных или печатных, причитается одна страница для знаков …».

Далее следовали подсчеты, из которых вытекало, что это «…стоит ежегодно русскому народу 1 294 150 рублей». Какая буква так дорого обходилась российской казне и почему? (5б.)

№ 3. В середине Х1Х века в России было сильным движение ревнителей чистоты русского языка - пуристов, которые провозглашали идею очищения отечественного языка от иноязычных заимствований и предлагали заменять в речи иностранные слова исконно русскими соответствиями. Их противники придумали анекдот, где ярким примером замены иноязычных слов может служить фраза:

Грядет хорошилище по гульбищу из ристалища на позорище в мокроступах.

Определите значение этой фразы, дайте ее «перевод». (10б.)

№ 4. Чем с точки зрения морфологии отличается слово страшно в приведенных ниже предложениях? Поясните ваш ответ.

Ему было страшно.

Ему было страшно интересно.

Выражение его лица страшно.

(9б.)

№ 5. Укажите значения и происхождение фразеологизмов:

1) Паче чаяния. 2) Альма матер. 3) Ничтоже сумняшеся. 4) Нота бене. 5) Погибоша аки обре.

(за объяснение каждого фразеологизма - 3б., максимальный балл - 15)

№ 6. Перепишите, оформив числительные словами:

Альбом с 678 иллюстрациями.

Стеллаж с 1785 книгами.

Поход продолжался 22 суток.

325-миллионный вклад.

Переписка с 88 странами.

(5б.)

№ 7. В чем необычность предложения из поэмы А. Пушкина «Полтава»?

На холмах пушки присмирев

Прервали свой голодный рев.

В тексте сохранена пунктуация автора. А как бы вы расставили знаки препинания? Обоснуйте свое мнение.

(5б.)

№ 8. Истолкуйте лексическое значение слов.

Ноутбук, секьюрити, санация, фитнес. (8б.)

№ 9. А.С. Пушкиным был записан следующий исторический анекдот: «Через несколько времени на вопрос императрицын: что словарь? отвечали ей, что Академия дошла до буквы П. Императрица улыбнулась и заметила, что Академии пора было бы покой оставить». Объясните смысл ответа императрицы. О каком словаре, составлявшемся под патронажем Екатерины Великой,идет речь? Какими объективными причинами можно объяснить тот факт, что Академия надолго остановилась на букве П?

(5б.)

№ 10. Творческое задание - написать языковой портрет слова «рука», используя фразеологизмы, пословицы о руке, а также образ руки в литературе.

(10б.)

№ 11. Докажите этимологическое родство слов препятствие, запятая, запинаться. А какой глагол может объяснить происхождение такого знака препинания, как точка? (5б.)

№12. Известно, что глагол в форме инфинитива может быть любым членом предложения. Выпишите из приведенных ниже конструкций все случаи использования инфинитива в роли:

а) определения, б) дополнения, в) обстоятельства. На что, кроме вопроса, вы опирались при определении члена предложения?

Дрессировщик научил тигра прыгать через обруч. Мне захотелось немедленно уехать. Митингующие выступили с требованием увеличить заработную плату. Я пришел поблагодарить вас за помощь. Попытка подготовиться к экзамену за два дня успеха не принесла. Его пригласили войти. Пообещав вернуться через пару часов, он пропал на целый день. Они отправились в магазин купить чего-нибудь к ужину. (5б.)

Общее количество - 87баллов






© 2010-2022