Рабочая программа по литературе в 5 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Ольховатская средняя общеобразовательная школа

Ольховатского муниципального района Воронежской области



Программа рассмотрена и одобрена на заседании

ШМО учителей гуманитарного цикла

МКОУ Ольховатская СОШ

От « 28» августа 2015 г. Протокол № 1

Утверждаю.

Директор МКОУ Ольховатская СОШ

____________ Н.И. Бердник

Приказ от « 31 » августа 2015 г. № 45/2 - 0



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

для учащихся 5-х классов




Программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования и в соответствии с авторской программой по литературе Г.С.Меркина. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы Москва, «Русское слово», 2011г.




Рабочая программа подготовлена

учителем русского языка и литературы

О.А. Бурлуцкой




1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

1.Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 1964).

2. Примерной учебной программы основного общего образования по литературе для 5-9 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. - 2-е изд. - М.: П, 2011. (серия «Стандарты второго поколения»),

3. «Литература» для 5-11 классов (серия «Рабочие программы», пособие для учителей по предметной линии учебников Г.С.Меркина , М. «Русское слово», 2011г.)

4.Учебного плана МКОУ Ольховатская СОШ на 2015-2016 учебный год.

Выбор данной программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что её содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Данная рабочая программа составлена в соответствии с программой Г.С.Меркина, с учетом требований обязательного минимума содержания основного общего образования по литературе, методических указаний авторов программы и опирается на содержание учебника-хрестоматии под редакцией Г.С.Меркина. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность , основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал.

Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог.

В структуру программы включены следующие разделы:

1. Пояснительная записка.

2. Общая характеристика учебного предмета.

3. Место учебного предмета в Учебном плане МКОУ Ольховатская СОШ на

2015-2016 учебный год.

4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

5Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения

литературы на ступени основного общего образования.

6.Содержание учебного предмета «Литература» в 5 классе.

7.Тематическое планирование уроков в 5 классе.

8.Система оценки достижения планируемых результатов.

9. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Программа ориентирована на УМК:

1. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/Под ред. Г.С.Меркина. - М. «Русское слово», 2015.



2. Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Основная опора рабочей программы - текстуальное изучение художественных произведений, формирование у обучающихся читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Рабочая программа сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение школьников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема - базовое понятие.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров:

- выразительное чтение;

- различные виды пересказа.

- заучивание наизусть стихотворных текстов.

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

-анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения;

-определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

-выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

-участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

-подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.




3. Место учебного предмета в Учебном плане МКОУ Ольховатская СОШ

на 2015-2016 учебный год

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 102 учебных часа для обязательного изучения «Литературы» в 5 классе из расчета 3 учебных часа в неделю.

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:

-формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;

-обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их, наряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;

-формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять национально - и культурно-обусловленные различия, системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;

развитие эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности.

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературы на ступени основного общего образования

Изучение предмета «Литература» в 5 классе направлено на достижение следующих результатов:

Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:

- чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

- осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

- ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

- потребность в самовыражении через слово;

- устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:

На необходимом (базовом) уровне:

- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

- выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

- использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

- выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

- пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;

- выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

- адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства;

- определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

На повышенном уровне:

- сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

- сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

- сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;

- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

- сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

- осуществлять самостоятельную проектно-исследователь-скую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

6. Содержание учебного предмета «Литература» в 5 классе

Тема 1. Введение - (1 час). Книга - твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни чело­века и общества (родина, край, искусство, нравственная па­мять). Литература как искусство слова. Писатель - книга - читатель. Книга художественная и учебная.

Тема 2. Мифы - (3 часа) Рассказ о мифе и мифологии. Миф - своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию ми­ра. Миф как явление эстетическое. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.

Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на ос­трове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний.

Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изо­бразительном искусстве и книжной графике.

Тема 3. Фольклор- (4 часа) Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в вол­шебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление пре­пятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказ­ка: «Чего на свете не бывает». Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказки народов России. «Падчерица».

Развитие речи: работа со словарями, составление словар­ной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотивам сказочных сюжетов.

Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (разви­тие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпи­теты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.

Тема 4. Из древнерусской литературы -( 2 часа)

Создание первичных представлений о древнерусской лите­ратуре.

Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические собы­тия, факты жизни государства и отдельных князей и их отраже­ние в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерус­ского автора);

Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.

Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литера­туры.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Тема 5. Басни ( 4 часа)

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Ли­сица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хи­трость, сообразительность, глупость, жадность; элементы ди­дактизма в басне.

Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся.

Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просве­щение и невежество - основные темы басен. Русская басня в XX веке.

В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса».

АЛ. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Во­рона и Лиса».

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; мультипликации басен И.А. Крылова.

И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отно­шение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Те­матика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.

С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

Для заучивания наизусть. И.А. Крылов. Басня - на выбор.

Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.

Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсце­нирование басни.

Из литературы XIX века -(29 часов + 3 часа р/р.:)

Тема 6. А.С. Пушкин - ( 10 часов) .Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Сти­хотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи бога­тырях». «Пушкинская сказка - прямая наследница народ­ной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Поэма «Руслан и Людми­ла» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.

Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наи­зусть; рассказ о герое; словесное рисование.

Для заучивания наизусть. А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне», отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях», отрывок из поэмы «Руслан и Людмила».

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произ­ведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.

Теория литературы: первое представление о пейзажной ли­рике; риторическое обращение; фольклорные элементы.

Тема 7. М.Ю. Лермонтов - (3 часа + 1 час р/р). Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворе­ние «Бородино ». История создания стихотворения. Бородин­ская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонто­ва. История и литература; любовь к родине, верность долгу.

Для заучивания наизусть. М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок).

Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, классное сочинение, составление кадров кинофильма (мультфильма).

Связь с другими искусствами: портрет, работа с иллюстра­циями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве.

Тема 8. Н.В. Гоголь - ( 4часа) Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судь­бе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством».

Связь с другими искусствами: выставка «Различные изда­ния повести Н.В. Гоголя».

Теория литературы: мифологические и фольклорные моти­вы в художественном произведении; фантастика; сюжет; ху­дожественная деталь, портрет, речевая характеристика.

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор мате­риала для изложения с творческим заданием, формулировка уча­щимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.

Тема 9. И.С. Тургенев - (7 часов). Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; об­раз Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева.

Теория литературы: рассказ; углубление представлений о теме художественного произведения; стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставле­ние персонажей, рассказ о герое по плану, классное сочинение, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий.

Тема 10. Н.А. Некрасов -(3 часа)

Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Стихотворение «Тройка ». .

Для заучивания наизусть. Н.А. Некрасов. Одно из стихотворений - по выбору.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме.

Теория литературы: фольклорные элементы в художе­ственном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, ра­бота со словарями

литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.

Тема 11. Л.Н. Толстой - (4часа) Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Ясно­полянская школа. . Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Своеобразие сюжета Любовь как высшая нравственная основа в человеке.. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. От­ношение писателя к событиям.

Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка.

Развитие речи: классное сочинение, различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка выво­да, дискуссия.

Тема 12. А.П. Чехов -( 2 часа)

Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник».

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), ко­мическая ситуация, ирония; роль детали в создании художе­ственного образа; антитеза, метафора, градация.

Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористическо­го произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.

Из литературы XX века -25 часов.

Тема 13. И.А. Бунин - (2 часа)

Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влия­ние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема при­роды и приемы ее реализации. Рассказ «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.

Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.

Тема 14. Л.Н. Андреев - (2 часа)

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта).

Теория литературы: тема, эпизод, финал.

Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; состав­ление вопросов.

Тема 15 А.И. Куприн - (2 часа)

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух».

Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

Тема 16 . А.А. Блок - (2 часа)

Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: стихотворение «Полный месяц встал над лугом... »: образная система, художественное свое­образие стихотворения. .

Теория литературы: антитеза

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использо­ванием ключевых слов, альтернативное изложение.

Для заучивания наизусть. А.А. Блок. «Летний вечер».

Тема 17. С.А. Есенин - (1 ас. + 1 час р/р.)

Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима - аукает... », «Нивы сжаты, рощи голы... » - по выбору.

Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олице­творение (развитие представлений о понятиях).

Развитие речи: чтение наизусть, классное сочинение.

Для заучивания наизусть. С.А. Есенин. Одно из стихотворений - по выбору.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ху­дожественными и документальными фотографиями.

Тема 18. А.П. Платонов -( 2 часа)

Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Ни­кита». Мир глазами ребенка, образ Никиты.

Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пере­сказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

Тема 19. П.П. Бажов( 2 часа)

Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдох­новение).

Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

Тема 20. Е.И. Носов - (2 часа)

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон пе­туха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ре­бенка. Воспита­ние чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

Теория литературы: юмор (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), инсценированное чтение.

Тема 21.В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Робинзонада маленького героя.- (3 часа)

Тема 22. Родная природа в произведениях писателей XX века - (1 час)

Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:

В.Ф. Боков. «Поклон »;

Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу »;

Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья»;

В.И. Белов. «Весенняя ночь»;

В.Г. Распутин. «Век живи - век люби» (отрывок).

Для заучивания наизусть. Одно из стихотворений о русской природе поэтов XX века.

Тема22. По страницам зарубежной литературы.(26 ч.)

Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», М.Твен «Приключения Тома Сойера»,Д.Лондон.Рассказы.

Тема 23. Литературоведческие термины и понятия. Рекомендации на лето. (2ч.)

7. Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе


п/п


Наименование разделов, тем


Тип урока

Количест.

часов

Дата


Планируемые результаты (УУД)

План

Факт



1

Введение.

Книга и её роль в духовной жизни человека и общества.

Урок открытия новых знаний

1


1

2.09


Предметные:

уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанно­го, выбирать текст для чтения в зависи­мости от поставленной цели, определять понятия.

Метапредметные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причин­но-следственные связи, строить монологиче­ские высказывания, овладеть умениями диалогической речи.

Личностные: формирование «стартовой» мотивации к изучению но­вого материала

2

Мифы.

Античный миф. «Рождение Зевса».

Урок открытия новых знаний

3


1

4.09


Предметные: понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов.

Метапредметные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообра­зии способов решения задач, формулировать и удержи­вать учебную задачу, планировать и регу­лировать свою деятельность, уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые сред­ства в соответствии с задачей комму­никации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Личностные: формирова­ние знания о взаимосвязи литературы с культурой и историей России и мира

3

Миф «Олимп».

Урок общеметодологической направленности

1

7.09


Предметные: понимание ключевых проблем изученных произведений.

Метапредметные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообра­зии способов решения задач, формулировать и удержи­вать учебную задачу, планировать и регу­лировать свою деятельность, уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые сред­ства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Личностные: формирова­ние знания о взаимосвязи литературы с культурой и историей России и мира

4

«Одиссей на острове циклопов. Полифем».

Урок общеметодологической направленности

1

9.09


Предметные: понимание ключевых проблем мифов других народов.

Метапредметные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообра­зии способов решения задач, формулировать и удержи­вать учебную задачу, планировать и регу­лировать свою деятельность, уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые сред­ства в соответствии с задачей комму­никации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к са­мостоятельной и коллективной аналитической деятельности

5

Фольклор.

Загадки. Пословицы и поговорки.

Урок открытия новых знаний

4


1

11.09


Предметные: научиться владеть: изученной терминологией по изученной теме, навыками монологической речи, составлять пересказы эпизодов, характеризовать героев.

Метапредметные: устанавливать ра­бочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к са­мостоятельной и коллективной аналитической деятельности

6

Сказка. Добрая и злая сила в волшебной сказке «Царевна-лягушка».

Урок общеметодологической направленности

1

14.09


Предметные: научиться владеть: изученной терминологией по изученной теме, навыками монологической речи, составлять пересказы эпизодов, характеризовать героев.

Метапредметные: устанавливать ра­бочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к са­мостоятельной и коллективной аналитической деятельности

7

Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?»

Урок-исследование

1

16.09


Предметные: рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении.

Метапредметные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, уметь планировать алго­ритм ответа; уметь письменно формулировать и высказывать свою точ­ку зрения.

Личностные: формирование ценностного отношения к на­следию устного народного творчества

8

Сказки народов России. «Падчерица».

Урок общеметодологической направленности

1

18.09


Предметные:уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанно­го, выбирать текст для чтения в зависи­мости от поставленной цели, определять понятия.

Метапредметные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причин­но-следственные связи, строить монологиче­ские высказывания, овладеть умениями диалогической речи.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к са­мостоятельной и коллективной аналитической деятельности

9

Древнерусская литература.

Из «Повести временных лет»: «Расселение славян».

Урок общеметодологической направленности

2


1

21.09


Предметные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложен­ных текстах.

Метапредметные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. уметь определять об­щую цель и пути ее достижения.

Личностные: формирование навыков иссле­довательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и дости­гать в нем взаимо­понимания

10

«Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам».

Урок открытия новых знаний

1

23.09


Предметные: выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово - родовой природе.

Метапредметные: уметь узнавать, назы­вать и определять объекты в соответ­ствии с содержанием, применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; формировать навыки коллективного взаимодействия при самодиагностике.

Личностные: формирование мотивации к самосовершенство­ванию

11

Басни.

В.К.Тредиаковский. «Ворон и лиса».

А.П.Сумароков. «Ворона и лиса».

Урок общеметодологической направленности

4


1

25.09


Предметные: выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово - родовой природе

Метапредметные: уметь узнавать, назы­вать и определять объекты в соответ­ствии с содержанием (формировать уме­ния работать по алгоритмам); применять метод информационного поиска, в том числе с помо­щью компьютерных средств; формировать навыки коллективного взаимодействия при самодиагностике.

Личностные: формирование мотивации к самосовершенство­ванию

12

Басни И.А.Крылова.

Урок общеметодологической направленности

1

28.09


Предметные: анализировать и истолковывать произведение, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному.

Метапредметные: выделять и формулиро­вать познавательную цель; применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; устанавливать ра­бочие отношения, эффективно сотруд­ничать и способствовать продуктивной кооперации

Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и дости­гать в нем взаимо­понимания

13

Р.Р. Выразительное чтение басен наизусть.

Урок общеметодологической направленности

1

30.09


Предметные: Научится анализи­ровать текст стихо­творения

Метапредметные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, уметь читать вслух и понимать прочитанное.

Личностные: формирование навыков самоанализа и самокон­троля, готовности и способности ве­сти диалог с дру­гими людьми и достигать в нем взаимопонимания

14

Русская басня в XX веке.

Урок-исследование

1

2.10


Предметные: научится анализи­ровать текст стихо­творения.

Метапредметные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, уметь читать вслух и понимать прочитанное.

Личностные: формирование навыков самоанализа и самокон­троля, готовности и способности ве­сти диалог с дру­гими людьми и достигать в нем взаимопонимания

15

Литература ХIХ в.

А.С.Пушкин. Детские годы поэта. Стихотворение «Няне».

Урок творчества

34


1

5.10


Предметные: уметь выполнять творческую работу.

Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение и письменной речью.

Личностные: формирование навыков индивидуального выпол­нения заданий по алгоритму решения лите­ратуроведческой задачи

16-18

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Урок открытия новых знаний

3

7,9,12.10


Предметные: научиться состав­лять характеристику героя (-ев)

Метапредметные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь планировать алго­ритм ответа; уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на со­бытия и поступки героев

Личностные: формирование навыков иссле­довательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и дости­гать в нем взаимо­понимания

19

Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки.

Урок открытия новых знаний

1

14.10


Предметные: научится анализи­ровать текст стихо­творения. Метапредметные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, уметь читать вслух и понимать прочитанное.

Личностные: формирование навыков самоанализа и самокон­троля, готовности и способности ве­сти диалог с дру­гими людьми и достигать в нем взаимопонимания

20-21

А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок).

Урок общеметодологической направленности

2

16,19.

10


Предметные: научится анализи­ровать текст стихо­творения.

Метапредметные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, уметь читать вслух и понимать прочитанное.

Личностные: формирование навыков самоана­лиза и самокон­троля, готовности и способности ве­сти диалог с дру­гими людьми и достигать в нем взаимопонимания

22

А.С.Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога».

Урок общеметодологической направленности

1

21.10


Предметные: воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку.

Метапредметные: уметь искать и выде­лять необходимую информацию из учеб­ника, определять понятия, создавать обобщения, выбирать действия в соот­ветствии с поставленной задачей, уметь ставить во­просы и обращаться за помощью к учеб­ной литературе

Личностные: формирование навыков индиви­дуального выпол­нения диагности­ческих заданий по алгоритму решения лите­ратуроведческой задачи

23

Поэзия XIX века о родной природе.

Урок общеметодологической направленности

1

23.10


Предметные: научится анализи­ровать текст стихо­творения.

Метапредметные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, уметь читать вслух и понимать прочитанное.

Личностные: формирование навыков самоанализа и самокон­троля, готовности и способности ве­сти диалог с дру­гими людьми и достигать в нем взаимопонимания

24

Р.Р .Выразительное чтение стихотворений наизусть.

Урок общеметодологической направленности

1

26.10


Предметные: научиться состав­лять характеристику героя (-ев).

Метапредметные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь планировать алго­ритм ответа; уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на со­бытия и поступки героев.

Личностные: формирование навыков иссле­довательской деятельности, готовности и спо­собности вести диалог с другими людьми и дости­гать в нем взаимо­понимания

25

М.Ю.Лермонтов. Детские годы поэта. Стихотворение «Бородино». Историческая основа и прототипы героев.

Урок открытия новых знаний

1

28.10


Предметные: научиться состав­лять характеристику героя (-ев).

Метапредметные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь планировать алго­ритм ответа; уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на со­бытия и поступки героев.

Личностные: формирование навыков иссле­довательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и дости­гать в нем взаимо­понимания

26-27

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Выразительное чтение отрывка наизусть.

Урок общеметодологической направленности

2

30.10

9.11


Предметные: научиться владеть: изученной терми­нологией по теме, навыками устной монологической речи.

Метапредметные: выделять и формулиро­вать познавательную цель; применять метод инфор­мационного поиска, в том числе с помо­щью компьютерных средств; устанавливать ра­бочие отношения, эффективно сотруд­ничать и способствовать продуктивной кооперации

Личностные: формирование навыков взаимо­действия в группе по алгоритму вы­полнения задачи при консульта­тивной помощи учителя

28

Р.Р. Домашнее сочинение «Путешествие на поле славы».

Урок общеметодологической направленности

1

11.11


Предметные: Научится анализи­ровать текст стихо­творения.

Метапредметные: уметь извлекать необхо­димую информацию из прослушанного или прочитанного текста, уметь читать вслух и понимать прочитанное.

Личностные: формирование навыков самоана­лиза и самокон­троля, готовности и способности ве­сти диалог с дру­гими людьми и достигать в нем взаимопонимания

29

Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя.

Урок общеметодологической направленности

1

13.11


Предметные: воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку.

Метапредметные: уметь искать и выде­лять необходимую информацию из учеб­ника, определять понятия, создавать обобщения, выбирать действия в соот­ветствии с поставленной задачей, уметь ставить во­просы и обращаться за помощью к учеб­ной литературе

Личностные: формирование навыков индиви­дуального выпол­нения диагности­ческих заданий по алгоритму решения лите­ратуроведческой задачи

30-31

Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы. Историческая основа повести. Оксана и кузнец Вакула.

Урок общеметодологической направленности

2

16,18.

11


Предметные: научиться состав­лять характеристику героя (-ев).

Метапредметные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь планировать алго­ритм ответа; уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на со­бытия и поступки героев

Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и спо­собности вести диалог с другими людьми и дости­гать в нем взаимо­понимания

32

Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Урок творчества

1

20.11


Предметные: уметь выполнять творческую работу.

Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение и письменной речью.

Личностные: формирование навыков индиви­дуального выпол­нения заданий по алгоритму решения лите­ратуроведческой задачи

33

Детские впечатления И.С.Тургенева. И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». Образ Герасима.

Урок общеметодологической направленности

1

23.11


Предметные: научиться состав­лять характеристику героя (-ев).

Метапредметные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь планировать алго­ритм ответа; уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на со­бытия и поступки героев.

Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и спо­собности вести диалог с другими людьми и дости­гать в нем взаимо­понимания

34

Богатырский облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью.

Урок открытия новых знаний

1

25.11


Предметные: воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку

Метапредметные: уметь искать и выде­лять необходимую информацию из учеб­ника, определять понятия, создавать обобщения, выбирать действия в соот­ветствии с поставленной задачей, уметь ставить во­просы и обращаться за помощью к учеб­ной литературе

Личностные: формирование навыков индивидуального выпол­нения диагности­ческих заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи

35

Герасим и Муму. Немой протест героя - символ немоты крепостных крестьян.

Урок общеметодологической направленности

1

27.11


Предметные: научиться состав­лять характеристику героя (-ев).

Метапредметные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь планировать алго­ритм ответа; уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на со­бытия и поступки героев.

Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и дости­гать в нем взаимо­понимания

36

Р. Р. Сочинение «Эпизод рассказа, который произвёл на меня самое сильное впечатление».

Урок общеметодологической направленности

1

30.11


Предметные: выявлять и интерпретировать авторскую позицию.

Метапредметные: уметь узнавать, назы­вать и определять объекты в соответ­ствии с содержанием (формировать уме­ния работать по алгоритмам); применять метод информационного поиска, в том числе с помо­щью компьютерных средств; формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия.

Личностные: формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности

37

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе «Воробей», «Русский язык». Выразительное чтение стихотворений в прозе наизусть.

Урок общеметодологической направленности

1

2.12


Предметные: выявлять и интерпретировать авторскую позицию

Метапредметные: Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составле­ния ответа; уметь определять меры усвоения изученного материала; делать анализ текста, используя изученную терминоло­гию и полученные знания

Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму вы­полнения задачи при консульта­тивной помощи учителя.

40

Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети».

Урок общеметодологической направленности

1

4.12


Предметные: на­учиться определять идейно-тематическое своеобра­зие текста.

Метапредметные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь планировать алго­ритм ответа; уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на со­бытия и поступки героев.

Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и спо­собности вести диалог с другими людьми и дости­гать в нем взаимо­понимания

41

Н.А.Некрасов. Особенности композиции и основная тема стихотворения «Крестьянские дети».

Урок открытия новых знаний

1

7.12


Предметные: научиться состав­лять характеристику героя (-ев).

Метапредметные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь планировать алго­ритм ответа уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на со­бытия и поступки героев

Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и спо­собности вести диалог с другими людьми и дости­гать в нем взаимо­понимания

42

Выразительное чтение отрывка из стихотворения наизусть.

Урок общеметодологической направленности

1

9.12


Предметные: на­учиться определять идейно-тематическое своеобра­зие текста.

Метапредметные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь планировать алго­ритм ответа; уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на со­бытия и поступки героев.

Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и спо­собности вести диалог с другими людьми и дости­гать в нем взаимо­понимания

43

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Тройка».

Урок общеметодологической направленности

1

11.12


Предметные: на­учиться определять идейно-те­матическое своеобра­зие текста.

Метапредметные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь планировать алго­ритм ответа; уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на со­бытия и поступки героев.

Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и спо­собности вести диалог с другими людьми и дости­гать в нем взаимо­понимания

44

Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник». Яснополянская школа.

Урок общеметодологической направленности

1

14.12


Предметные: воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку

Метапредметные: уметь искать и выде­лять необходимую информацию из учеб­ника, определять понятия, создавать обобщения, выбирать действия в соот­ветствии с поставленной задачей, уметь ставить во­просы и обращаться за помощью к учеб­ной литературе

Личностные: формирование навыков индиви­дуального выпол­нения диагности­ческих заданий по алгоритму решения лите­ратуроведческой задачи

45

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену.

Урок открытия новых знаний

1

16.12


Предметные: на­учиться определять идейно-те­матическое своеобра­зие текста.

Метапредметные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь планировать алго­ритм ответа; уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на со­бытия и поступки героев.

Личностные: формирование навыков иссле­довательской деятельности, готовности и спо­собности вести диалог с другими людьми и дости­гать в нем взаимо­понимания

46

Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа.

Урок общеметодологической направленности

1

18.12


Предметные: воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку

Метапредметные: уметь искать и выде­лять необходимую информацию из учеб­ника, определять понятия, создавать обобщения, выбирать действия в соот­ветствии с поставленной задачей, уметь ставить во­просы и обращаться за помощью к учеб­ной литературе

Личностные: формирование навыков индиви­дуального выпол­нения диагности­ческих заданий по алгоритму решения лите­ратуроведческой задачи

47

Детские и юношеские годы А.П.Чехова. Семья А.П.Чехова. Книга в жизни А.П.Чехова.

Урок общеметодологической направленности

1

21.12


Предметные: на­учиться определять идейно-тематическое своеобра­зие текста.

Метапредметные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь планировать алго­ритм ответа; уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на со­бытия и поступки героев.

Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и спо­собности вести диалог с другими людьми и дости­гать в нем взаимо­понимания

48

Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник». Приёмы создания характеров и ситуаций. Жанровое своеобразие рассказа.

Урок общеметодологической направленности

1

23.12


Предметные: воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку.

Метапредметные: уметь искать и выде­лять необходимую информацию из учеб­ника, определять понятия, создавать обобщения, выбирать действия в соот­ветствии с поставленной задачей, уметь ставить во­просы и обращаться за помощью к учеб­ной литературе.

Личностные: формирование навыков индиви­дуального выпол­нения диагности­ческих заданий по алгоритму решения лите­ратуроведческой задачи

49

Литература ХХ в.

Краткие сведения об И.А.Бунине. Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги…». Тема природы и приёмы её реализации.

Урок-исследование

20


1



25.12


Предметные: на­учиться определять идейно-тематическое своеобра­зие текста.

Метапредметные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь планировать алго­ритм ответа; уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на со­бытия и поступки героев.

Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и спо­собности вести диалог с другими людьми и дости­гать в нем взаимо­понимания

50

И.А.Бунин. Рассказ «В деревне».

Урок открытия новых знаний

1

28.12


Предметные: воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку

Метапредметные: уметь искать и выде­лять необходимую информацию из учеб­ника, определять понятия, создавать обобщения, выбирать действия в соот­ветствии с поставленной задачей, уметь ставить во­просы и обращаться за помощью к учеб­ной литературе

Личностные: формирование навыков индиви­дуального выпол­нения диагности­ческих заданий по алгоритму решения лите­ратуроведческой задачи

51

Л.Н.Андреев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче».

Урок общеметодологической направленности

1


Предметные: на­учиться определять идейно-тематическое своеобра­зие текста.

Метапредметные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь планировать алго­ритм ответа; уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на со­бытия и поступки героев.

Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и спо­собности вести диалог с другими людьми и дости­гать в нем взаимо­понимания

52

Л.Н.Андреев. «Петька на даче». Противопоставление мира города и дачи в рассказе. Тематика и нравственная проблематика рассказа.

Урок открытия новых знаний

1



Предметные: воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку

Метапредметные: уметь искать и выде­лять необходимую информацию из учеб­ника, определять понятия, создавать обобщения, выбирать действия в соот­ветствии с поставленной задачей, уметь ставить во­просы и обращаться за помощью к учеб­ной литературе

Личностные: формирование навыков индиви­дуального выпол­нения диагности­ческих заданий по алгоритму решения лите­ратуроведческой задачи

53

А.И.Куприн. Краткие сведения о писателе.

Урок общеметодологической направленности

1



Предметные: на­учиться определять идейно-тематическое своеобра­зие текста.

Метапредметные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь планировать алго­ритм ответа; уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на со­бытия и поступки героев.

Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и спо­собности вести диалог с другими людьми и дости­гать в нем взаимо­понимания

54

Рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух». Тема, особенности создания образа.

Урок общеметодологической направленности

1



Предметные: воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку

Метапредметные: уметь искать и выде­лять необходимую информацию из учеб­ника, определять понятия, создавать обобщения, выбирать действия в соот­ветствии с поставленной задачей, уметь ставить во­просы и обращаться за помощью к учеб­ной литературе

Личностные: формирование навыков индиви­дуального выпол­нения диагности­ческих заданий по алгоритму решения лите­ратуроведческой задачи

55

Детские впечатления А.А.Блока. Книга в жизни юного А.А.Блока. Блоковские места. А.А.Блок. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…»

Урок общеметодологической направленности

1



Предметные: воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку

Метапредметные: уметь искать и выде­лять необходимую информацию из учеб­ника, определять понятия, создавать обобщения, выбирать действия в соот­ветствии с поставленной задачей, уметь ставить во­просы и обращаться за помощью к учеб­ной литературе

Личностные: формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде

56

Выразительное чтение стихотворений А.Блока наизусть.

Урок общеметодологической направленности

1



Предметные: умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту

Метапредметные: владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Личностные: формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде

57

С.А.Есенин. Детские годы. Единство человека и природы в лирике поэта.

Урок творчества

1



Предметные: умение выполнять творческую работу по предмету.

Метапредметные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

58

Выразительное чтение стихотворений С. Есенина наизусть.

Урок общеметодологической направленности

1



Предметные: на­учиться определять идейно-тематическое своеобра­зие текста.

Метапредметные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь планировать алго­ритм ответа; уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на со­бытия и поступки героев.

Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и спо­собности вести диалог с другими людьми и дости­гать в нем взаимо­понимания

59

А.П.Платонов. Краткие сведения о писателе.

Урок общеметодологической направленности

1



Предметные: воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку

Метапредметные: уметь искать и выде­лять необходимую информацию из учеб­ника, определять понятия, создавать обобщения, выбирать действия в соот­ветствии с поставленной задачей, уметь ставить во­просы и обращаться за помощью к учеб­ной литературе

Личностные: формирование навыков индивидуального выпол­нения диагности­ческих заданий по алгоритму решения лите­ратуроведческой задачи

60

А.П.Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита».

Урок общеметодологической направленности

1



Предметные: воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку

Метапредметные: уметь искать и выде­лять необходимую информацию из учеб­ника, определять понятия, создавать обобщения, выбирать действия в соот­ветствии с поставленной задачей, уметь ставить во­просы и обращаться за помощью к учеб­ной литературе

Личностные: формирование навыков индиви­дуального выпол­нения диагности­ческих заданий по алгоритму решения лите­ратуроведческой задачи

61

П.П.Бажов. Краткие сведения о писателе. Человек труда в сказе «Каменный цветок».

Урок общеметодологической направленности

1



Предметные: научится анализи­ровать текст стихо­творения.

Метапредметные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, уметь читать вслух и понимать прочитанное.

Личностные: формирование навыков самоанализа и самокон­троля, готовности и способности ве­сти диалог с дру­гими людьми и достигать в нем взаимопонимания

62

П.П.Бажов «Каменный цветок».

Приёмы создания художественного образа.

Урок-исследование

1



Предметные: научится анализи­ровать текст стихо­творения.

Метапредметные: уметь извлекать необхо­димую информацию из прослушанного или прочитанного текста, уметь читать вслух и понимать прочитанное

Личностные: формирование навыков самоана­лиза и самокон­троля, готовности и способности ве­сти диалог с дру­гими людьми и достигать в нем взаимопонимания

63

Н.Н.Носов. Рассказ «Три охотника». Тема, система образов.

Урок общеметодологической направленности

1



Предметные: на­учиться определять идейно-тематическое своеобра­зие текста.

Метапредметные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь планировать алго­ритм ответа; уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на со­бытия и поступки героев.

Личностные: формирование навыков иссле­довательской деятельности, готовности и спо­собности вести диалог с другими людьми и дости­гать в нем взаимо­понимания

64

Е.И.Носов. «Как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребёнка. Юмористическое и лирическое в рассказе.

Урок общеметодологической направленности

1



Предметные: на­учиться определять идейно-тематическое своеобра­зие текста.

Метапредметные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь планировать алго­ритм ответа; уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на со­бытия и поступки героев.

Личностные: формирование навыков иссле­довательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и дости­гать в нем взаимо­понимания

65-68

В.П.Астафьев «Васюткино озеро».

Уроки- исследования

4



Предметные: сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.

Метапредметные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, уметь читать вслух и понимать прочитанное

Личностные: формирование навыков самоана­лиза и самокон­троля, готовности и способности ве­сти диалог с дру­гими людьми и достигать в нем взаимопонимания

69-70

В.Ф.Боков. «Поклон»; Н.М.Рубцов. «В осеннем лесу»; Р.Г.Гамзатов. «Песня соловья».

В.И.Белов. «Весенняя ночь».

Урок рефлексии

2



Предметные: на­учиться определять идейно-тематическое своеобра­зие текста.

Метапредметные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь планировать алго­ритм ответа; уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на со­бытия и поступки героев.

Личностные: формирование навыков иссле­довательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и дости­гать в нем взаимо­понимания.

71















Краткие сведения о Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».




Урок общеметодологической направленности.



1












Предметные:воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку

Метапредметные: уметь искать и выде­лять необходимую информацию из учеб­ника, определять понятия, создавать обобщения, выбирать действия в соот­ветствии с поставленной задачей, уметь ставить во­просы и обращаться за помощью к учеб­ной литературе.

Личностные: формирование навыков индивидуального выпол­нения диагности­ческих заданий по алгоритму решения лите­ратуроведческой задачи.


72-76

Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».

Уроки- исследования

5



Предметные: на­учиться определять идейно-тематическое своеобра­зие текста.

Метапредметные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь планировать алго­ритм ответа; уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на со­бытия и поступки героев.

Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и спо­собности вести диалог с другими людьми и дости­гать в нем взаимо­понимания.

77

Х.К.Андерсен. Краткие сведения о писателе. Сказка «Соловей».

Урок общеметодологической направленности.


1




Предметные: выявлять и интерпретировать авторскую позицию

Метапредметные: Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составле­ния ответа; уметь определять меры усвоения изученного материала; делать анализ текста, используя изученную терминоло­гию и полученные знания

Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму вы­полнения задачи при консульта­тивной помощи учителя.


78

М.Твен. Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы в произведениях М.Твена.

Урок открытия новых знаний.


1



Предметные: воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку

Метапредметные: уметь искать и выде­лять необходимую информацию из учеб­ника, определять понятия, создавать обобщения, выбирать действия в соот­ветствии с поставленной задачей, уметь ставить во­просы и обращаться за помощью к учеб­ной литературе

Личностные: формирование навыков индиви­дуального выпол­нения диагности­ческих заданий по алгоритму решения лите­ратуроведческой задачи


79-83

М.Твен. «Приключения Тома Сойера»: мир детства и мир взрослых.


5



Предметные: на­учиться определять идейно-тематическое своеобра­зие текста.

Метапредметные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь планировать алго­ритм ответа; уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на со­бытия и поступки героев.

Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и спо­собности вести диалог с другими людьми и дости­гать в нем взаимо­понимания.


84

Ж.Рони-Старший. Повесть «Борьба за огонь». Гуманистическое изображение древнего человека.

Урок общеметодологической направленности.


1



Предметные: выявлять и интерпретировать авторскую позицию

Метапредметные: Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составле­ния ответа; уметь определять меры усвоения изученного материала; делать анализ текста, используя изученную терминоло­гию и полученные знания

Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму вы­полнения задачи при консульта­тивной помощи учителя.


85-87

Д.Лондон. Раннее взросление подростка в «Сказании о Кише».

Уроки общеметодологической направленности.


3



Предметные: выявлять и интерпретировать авторскую позицию

Метапредметные: Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составле­ния ответа; уметь определять меры усвоения изученного материала; делать анализ текста, используя изученную терминоло­гию и полученные знания

Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму вы­полнения задачи при консульта­тивной помощи учителя.

89-90

Вн.чт. Рассказы Д. Лондона.

Уроки открытия новых знаний.

2



Предметные: воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку

Метапредметные: уметь искать и выде­лять необходимую информацию из учеб­ника, определять понятия, создавать обобщения, выбирать действия в соот­ветствии с поставленной задачей, уметь ставить во­просы и обращаться за помощью к учеб­ной литературе

Личностные: формирование навыков индиви­дуального выпол­нения диагности­ческих заданий по алгоритму решения лите­ратуроведческой задачи.


91-95

А.Линдгрен. Отрывки из романа «Приключения Эмиля из Леннеберги».

Уроки общеметодологической направленности.


5



Предметные: воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку

Метапредметные: уметь искать и выде­лять необходимую информацию из учеб­ника, определять понятия, создавать обобщения, выбирать действия в соот­ветствии с поставленной задачей, уметь ставить во­просы и обращаться за помощью к учеб­ной литературе

Личностные: формирование навыков индивидуального выпол­нения диагности­ческих заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи.

96-97

Литературная экскурсия.

Уроки рефлексии.

2



Предметные: на­учиться определять идейно-тематическое своеобра­зие текста.

Метапредметные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь планировать алго­ритм ответа; уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на со­бытия и поступки героев.

Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и спо­собности вести диалог с другими людьми и дости­гать в нем взаимо­понимания.


98-99

Вн. чт. По страницам любимых произведений.

Уроки открытия новых знаний.


2



Предметные: воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку

Метапредметные: уметь искать и выде­лять необходимую информацию из учеб­ника, определять понятия, создавать обобщения, выбирать действия в соот­ветствии с поставленной задачей, уметь ставить во­просы и обращаться за помощью к учеб­ной литературе

Личностные: формирование навыков индивидуального выпол­нения диагности­ческих заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи.


100-101

Анализ художественного произведения. Тема, проблема, сюжет.

Уроки открытия новых знаний.


2



Предметные:уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанно­го, выбирать текст для чтения в зависи­мости от поставленной цели, определять понятия.

Метапредметные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причин­но-следственные связи, строить монологиче­ские высказывания, овладеть умениями диалогической речи.

Личностные: формирование навыков индивидуального выпол­нения диагности­ческих заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи.

102

Рекомендательный урок. Путешествие в мир книги.

Урок общеметодологической направленности

1



Предметные: уметь выполнять творческую работу.

Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение и письменной речью.

Личностные: формирование навыков индиви­дуального выпол­нения заданий по алгоритму решения лите­ратуроведческой задачи.














8.Система оценки достижения планируемых результатов

Оценка устного ответа

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий, материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком, ответ самостоятельный.

Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий, материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две - три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащегося основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка контрольных работ

Отметка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»: работа выполнена не менее чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом две - три несущественные ошибки.

Отметка «2»: работа выполнена меньше чем на половину или содержит несколько существенных ошибок.

9. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1.«Литература» для 5-11 классов (серия «Рабочие программы», пособие для учителей по предметной линии учебников Г.С.Меркина, М. «Русское слово», 2011г.)

2.Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/Под ред. Г.С.Меркина. - М. «Русское слово», 2015.

3.О.Б. Беломестных, М.С. Корнеева, И.В. Золотарева. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. М.: «ВАКО», 2012..

4..О.А. Ерёмина. Уроки литературы в 5 классе. М.: Просвещение, 2014.

5..Е.В. Суркис. Повторение и контроль знаний по литературе на уроках и внеклассных мероприятиях 5 класс. Методическое пособие с электронным приложением. Изд. «Панорама», 2011. ООО «Глобус», 2014.

Интернет-ресурсы:

rusfolk.chat.ru - Русский фольклор

pogovorka.com. - Пословицы и поговорки

old-russian.chat.ru - Древнерусская литература

klassika.ru - Библиотека классической русской литературы

ruthenia.ru - Русская поэзия 60-х годов

rol.ru - Электронная версия журнала «Вопросы литературы»


© 2010-2022