- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока Пушкин и музыка
Конспект урока Пушкин и музыка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Грибанова Г.В. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья № 155» города Перми
Методическая разработка
урока по литературе
в 9 А классе
тема: «...и жизнь, и слёзы, и любовь…»
Литература и музыка.
урок разработала учитель
Грибанова Галина Владимировна
г.Пермь, 2015 год
Интегрированный урок литературы
Тема: «... и жизнь, и слёзы, и любовь…»
Литература и музыка.
Цель: Понять, что музыкальные образы помогают глубоко понять идею и авторские чувства в поэтическом произведении.
Задачи:
-
Убедить, что музыка и литература - родственные и взаимодополняющие виды искусства.
-
Развитие навыков анализа лирического произведения.
-
Воспитание у учащихся эстетического и нравственного вкуса.
-
Развитие коммуникативных способностей учащихся.
-
Развитие исследовательских способностей учащихся, критического мышления.
Формируемые УДД:
Познавательные - уметь отбирать нужную информацию и воспроизводить её по памяти; выявлять особенности речи при анализе текста; сопоставлять разные виды искусства; высказывать идеи.
Регулятивные - проводить исследование; развивать умение анализировать собственную деятельность.
Коммуникативные - умение вступать в диалог и полилог; считаться с другим мнением и принимать его; грамотно выражать свои мысли; участвовать в групповой работе.
Личностные - соблюдение этических и нравственных правил во время урока, формирование позитивного отношения к процессу познания.
Оборудование урока:
Проектор, ноутбук, авторская презентация «Музы Пушкина», раздаточный материал, видеофрагменты - исполнение романсов и песни.
Планируемый результат:
Учащиеся поймут, что взаимодействие смежных видов искусства - литературы и музыки - способствует более глубокому пониманию стихотворений.
Метапредметный результат - ориентация обучения на жизненные потребности - приобщение к музыкальным ценностям, формирование эстетического вкуса.
Вид урока: интегрированный, комбинированный (получение новых знаний и закрепление ранее полученного материала).
Используемые технология обучения: личностно-ориентированное обучение.
Методы обучения: проблемный (решение проблемных вопросов); словесный (рассказ, беседа); наглядный (презентация); частично-поисковый и репродуктивный (поиск и отбор информации, рассказ); практический (анализ музыкальных и поэтических произведений и их сопоставление).
Технологическая карта
урока по литературе
Тема «... и жизнь, и слёзы, и любовь…»
Литература и музыка.
Этап урока
Время, мин
Цель
Содержание учебного материала
Методы и приемы работы
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Мотивация
2 мин
Заинтересовать, побудить к беседе и исседованию
Вступительное слово учителя, вопросы к учащимся. Обучаемые отвечают на вопросы.
Беседа, полилог
Учитель: А.С.Пушкин - автор огромного количества изумительных по силе и страстной нежности чувства лирических стихотворений. По тематическому диапазону лирика Пушкина очень разнообразна.
Назовите, пожалуйста, темы знакомых вам с детства стихотворений поэта?
Действительно, «Всё волновало нежный ум», - так и говорил поэт о себе. И, конечно же, большое количество стихотворений Пушкина посвящено Любви - этому удивительному и прекрасному чувству.
Критик Белинский писал: «Что составляет содержание мелких пьес Пушкина? Почти всегда любовь и дружба, как чувства, наиболее владевшие поэтом и бывшие непосредственным источником счастья и горя всей его жизни…»
Прослушивание слов учителя; отвечают на
вопросы.
Подведение итогов 1 этапа урока
1 мин
Подвести учащихся к самостоятельному целеполагаию
Подведение итогов - обобщающие слова учителя.
Репродуктивные. словесные
Вы находитесь сейчас в юном возрасте, когда дружба и первая любовь являются очень важной для вас частью жизни. И, наверное, вам будут интересны и понятны чувства и переживания Поэта, которые он запечатлел в любовной лирике.
Объявление темы урока: «…и жизнь, и слёзы, и любовь…» Литература и музыка.
Прослушивание и обдумывание слов учителя
Целеполагание
2 мин
Самостоятельное цклкполагание учащихся
Учитель подводит учащихся к самостоятельному целеполаганию и озвучивает цель урока, внося коррективы.
Продуктивные - частично - поисковый
Учитель: Цель урока попытайтесь сформулировать сами. Как вы думаете, какие слова темы урока являются наиболее значимыми? Учитель: Как же можно сформулировать цель урока?
Цель:
Как музыка помогает человеку лучше понять, какие чувства и переживания автор стихотворения хотел до нас донести.
Поиск ответов на вопросы учителя, самостоятельные предположенияцели урока. Предполагаемые ответы учащихся:
- Жизнь, литература и музыка…
Этап планирования и уточнения цели
2 мин
Научить самостоятельно выстраивать шаги к достижению цели
Учитель задаёт вопросы учащимся и подводит их к пониманию, какими путями (шагами) достичь поставленной цели; озвучивание этапов работы к достижению цели урока.
Продуктивные
Учитель:
Как вы думаете, какие действия помогут нам достичь поставленной цели?
Какие задачи мы перед собой поставим?
Самостоятельное нахождение этапов к достижению цели урока.
Ответы учащихся…
Проверка домашнего задания
8 мин
Проверить точность сведений, подготовленных учащимися, и качество выбора главного в материале
Ответы учащихся, зачитывание материала - сведения о возлюбленных Пушкина; показ презентации «Музы Пушкина»; учитель корректирует ответы учащихся; зачитывание учениками подготовленных вопросов к друг другу и учителю.
Репродуктивные и частично-поисковые; наглядные.
Учитель: Назовите стихотворения Пушкина, которые посвящены любви.
Учитель: Вам было дано домашнее задание - найти материал о тех женщинах, которым посвящены эти стихотворения. Чтение стихотворений будем чередовать с рассказом о возлюбленных поэта. Показ презентации «Музы Пушкина».Учитель: А теперь заглянем в глубину этих стихотворений. На прошлом уроке мы анализировали стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» по предложенным вам вопросов, с помощью которых вы открыли то основное в стихотворении, что важно будет и при прослушивании музыки. Вы должны были приготовить свои вопросы к содержанию стихотворений. Учитель: По поводу стихотворения «Я вас любил» один критик сказал, что всё стихотворение мог написать любой поэт, но последнюю строчку этого стихотворения мог написать только Пушкин. Почем? Что содержит в себе последняя фраза?
Критик Белинский сказал, что, « …читая творения Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека».
Учитель: Почему в этих стихотворениях о любви автор употребляет слова Бог и Творец?
Ученики
отвечают: «Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье», «Мадонна»…
Ученики читают стихотворения, рассказывают об Анне Керн, Аннет Олениной, Наталье Гончаровой. Учащиеся задают подготовленные дома вопросы к стихотворениям.
- Продолжает ли лирический герой любит свою избранницу, ведь он говорит о своей любви в прошедшем времени? - «любил»?
- Почему в стихотворении «Я помню чудное мгновенье» сначала говорится, что «Душе настало пробужденье», а потом «И вот опять явилась ты»? Что обозначает слово Мадонна?
Ответы учеников на вопросы и учеников, и учителя…
Этап осмысления новых сведений и способов деятельности
3 мин
Мотивация на следующий этап работы
Объявление учителем способов действий; зачитывание эпиграфа к новому этапу урока. Учитель создаёт проблемный вопрос.
Чтение стихотворения учащимися.
Продуктивные - проблемный
Учитель: Переходим к следующей части урока - к прослушиванию музыки, написанной русскими композиторами на строки этих стихотворений.
Эпиграфом к этому этапу урока я взяла слова поэта Фета:
«Поэзия и музыка не только родственны, но и нераздельны. Все вековечные поэтические произведения, от пророков до Гёте и Пушкина включительно - в сущности - музыкальные произведения - песни. Все эти гении глубокого ясновидения подступали к истине не со стороны науки, не со стороны анализа, а со стороны гармонии. Гармония также Истина… Ища воссоздать гармоническую правду, душа художника сама приходит в соответственный музыкальный строй… Нет музыкального настроения - нет художественного произведения».
Учитель: Музыка и литература - разные виды искусства, но они, действительно, родственны и даже нераздельны. Может быть, вы слышали ещё такую фразу: «Музыка - душа поэзии». После прослушивания музыки мы должны ответит на вопросы: В чём родство музыки и литературы? Помогает ли музыка боле глубоко понять поэтическое произведение? На более эмоциональное, возвышенное восприятие музыки нас настроит стихотворение Полонского «Музыка».
Активное прослушивание слов учителя.
Осмысление эпиграфа к этому этапу урока. Чтение стихотворения Полонского «Музыка»
Этап закрепления знаний
7 мин
Показать взаимосвязь музыки и литературы
Учащимся предлагается прослушать романс Глинки «Я помню чудное мгновенье».
Учитель после прослушивания задаёт ученикам вопросы; учащиеся отвечают на вопросы учителя и учеников.
Продуктивные - поисковый
Учитель: Итак, звучит романс Глинки «Я помню чудное мгновенье».
Вопросы к романсу:
-
Сохранил ли композитор 3-х частную форму стихотворения в романсе?
-
Всегда ли музыка звучала одинаково? С какими событиями связаны разные мелодии романса?
-
Что вам дало прослушивание музыки?
-
Удалось ли Глинке передать общее настроение романса?
Отвечают на предложенные вопросы, анализируя и поэтический текст, и прослушанную музыку.
Этап отработки способов деятельности с новыми теоретическими сведениями на практике
10 мин
Закрепление знаний
Учитель и учащиеся (при помощи задаваемых ученикам определённых вопросов) и стихотворение, и музыкальное произведение. Выявляется взаимосвязь музыки и литературы. Учитель подводит учеников к итоговым выводам.
Продуктивные - поисковый
Учитель: у музыкантов есть такие понятия, как мажор и минор. Этими словами мы тоже пользуемся, когда говорим о настроении. О грустном мы говорим - минорное, о радостном - мажорное. Романс Глинки написан в мажоре, то есть в светлых, радостно окрашенных звуках. Родство музыки и литературы в том, что они способны с помощью звуков - речи и музыкальных - передавать различные настроения.
Учитель: Какое настроение объединяет эти произведения? Посмотрите на 1-ую строчку стихотворения «Я помню чудное мгновенье» и подумайте, почему Глинка выбрал эти строки для музыкального воплощения? Проанализируйте звуковой строй. Какие звуки из согласных здесь преобладают?
Их называют СОНОРНЫМИ согласными, их можно тянуть и петь. Попробуйте их «петь» сами.
Учитель: Что ещё является существенным при выборе текстов композиторами? Учитель: Что ещё объединяет музыку и поэзию? Анализируя стихотворения, мы указывали их размеры. Учитель: И музыкальные и поэтические звуки определённым образом упорядочены. В музыке тоже есть двусложный и трёхсложный размер. Этот романс написан в двусложном музыкальном размере.
Предполагаемые ответы учащихся : - Преобладают звуки (Н),(Л), (Р). - - Важно содержание. Выбираются те стихотворения, в которых отражаются общечеловеческие ценности.
- Поэзию и музыку объединяет ещё ритм.
Творческое задание
7 мин
Развитие творческих способностей чащихся
Звучит романс «Явас любил», затем песня «Натали». Учитель задаёт вопросы к учащимся : сопоставление классической и современной музыки.
Продуктивные поисковый.
Учитель:
И музыкальные и поэтические звуки определённым образом упорядочены. В музыке тоже есть двусложный и трёхсложный размер. Этот романс написан в двусложном музыкальном размере. - Прослушаем романс «Я вас любил» в исполнении знаменитого певца Б.Штоколова . Передал ли Глинка основную поэтическую мысль? А на слова стихотворения «Мадонна» не написан романс, но есть замечательная песня Мартынова «Натали», послушаем её в исполнении Н.Баскова. Звучит музыка.
Учитель: Какая музыка вами воспринимается легче - классическая или современная? Как вы понимаете слова «Мир для счастья тесен»?
Ученики отвечают на вопросы учителя, анализируя классическую и современную музыку.
Подведение итогов урока
2 мин
Развитие приёмов самоанализа
Вопросы к учащимся, подведение итогов урока.
Продуктивные - рефлексивный.
Учитель: Какие мысли и чувства вызвал у вас урок? Какое впечатление произвела на вас музыка, услышанная на уроке?
Учитель: Пушкин был настолько прозорлив, что предполагал своим произведениям долгую поэтическую жизнь. Его стихи так гармоничны, что легко ложатся на музыку, которая, в свою очередь, помогает более глубоко понять их.
Отвечают на вопросы, анализируют свою деятельность, делают итоговые вводы.
Домашнее задание
1 мин
Объяснить, как выполнить домашнее задание
Объяснение домашнего задания.
Словесные
Написать сочинение на тему: «Каким образом музыка помогает более глубоко и полно понять поэзию?»
Прослушивание объяснений учителя, задают учителю вопросы по домашнему заданию.