Урок русского языка на тему Текст как речевое произведение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок в 6 «А классе

Анализ текста (подготовка к ГИА)


Цель:

систематизация знаний, совершенствование умений и навыков работы над текстом;

воспитание у учащихся чувства гражданственности, уважительного отношения к нашей истории через чтение и анализ текста.

Задачи:

Образовательные: совершенствование орфографических и пунктуационных навыков, морфемный разбор, синтаксический разбор простого осложнённого предложения, умения определять вид подчинительной связи в словосочетании, формирование навыков определять тип и стиль речи и умений находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка, характерных для публицистического стиля.

Развивающие: развитие эмоциональной, познавательной сфер, формирование коммуникативных навыков в учебном диалоге, развитие различных операций мышления (умения обобщать, анализировать, синтезировать, сравнивать), развитие различных видов мышления (теоретическое понятийное, наглядно-действенное), развитие разных видов памяти (слуховой, зрительной); обогащение словарного запаса научной терминологией, развитие умения рефлексии.

Воспитательные: формирование нравственных, эстетических, этических представлений, систему идеалов, отношений, формирование культуры исследовательской деятельности, уважительного отношения к традиционным нравственным ценностям, формирование высоконравственной гражданской позиции:

- отработать навык анализа публицистического текста;

- развивать коммуникативные, аналитические навыки;

- формировать гражданскую позицию, воспитывать любовь к истории.

Оборудование:

1)Компьютер, экран, мультимедийный проектор

2)Компьютерная презентация, в которой представлены необходимые теоретические сведения и задания по тексту

4)На рабочих столах учащихся экземпляры текста (Приложение 1)

5) рабочие тетради

6)План анализа текста (у каждого на парте и на доске)

7)Эпиграф


Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума…

Д. С. Лихачёв

План анализа текста. (Приложение 2)

1.Прочитать текст.

2.Определить тему, идею, проблему.

Уточнить лексическое значение незнакомых слов.

3.Определить тип, стиль текста, признаки стиля, выразительные средства, характерные для этого стиля.

4.Выразить свое отношение к поднятой в тексте проблеме.

Ход урока

I.Организационный момент. Рапорт командира.

II.Учитель объявляет тему урока

Презентация темы, целей и задач урока.

Сегодня на уроке мы будем работать с текстом. Анализируя текст, мы повторим сложные вопросы языкознания, выполним различные виды разборов.

Создание положительного эмоционального настроя. Музыка. Гимн «Бородино»

III.Ученики определяют цели урока - 5 минут

1.Работа с текстом

Прочитайте выразительно текст и выполните задания к нему.

(1)Утром 7 октября 1812 года французская армия начала отступление из Москвы. 2)Захватчики везли с собой на повозках много награбленного добра. (3)Уходя из города, Наполеон приказал взорвать Кремль. (4)Это была месть непокоренному народу за неудачи завоевателей. (5)… (6)Кремль был спасен. 7)Выйдя из Москвы, французская армия направилась на юг, чтобы двигаться по еще не разоренным местам, где можно добыть продовольствие. (8)Но русские войска преградили ей путь. (9)После ожесточенных боев они заставили французов отступать по местности, которую те сами же разорили.

ЗАДАНИЯ:

1.Докажите, что это текст. (Презентация №1) - 5 минут

Ответ: предложения связаны тематически, также они связаны по смыслу, текст можно озаглавить, определить стиль, тип речи данного текста

2.Определите стиль данного текста. Докажите. (Презентация №2) -5 минут

Ответ: публицистический, так как передаётся важная информация с одновременным воздействием на читателя, это особый вид произведения, в нём освещаются важные вопросы в жизни, решаются нравственные вопросы

3.Каким типом речи является данный текст? Докажите.

Ответ: это повествование, так как в данном тексте рассказывается что произошло, есть вступление, основная часть и заключение (Презентация №3) - 5 минут

Тестирование. - 5 минут

ЗаданиеА1 - А7

Выберите правильный вариант ответа.

А1.Определите тему текста.

1) Отечественная война 1812 года

2) Уход французской армии из Москвы

3) Армия Наполеона в Москве

4) Спасение Кремля

А2.Какое предложение должно быть на месте номера (5) в этом отрывке?

1) Немногим больше месяца были французы в Москве и убедились, что она стала для них ловушкой

2)Французы вели себя как варвары

3)Но патриоты-москвичи сумели вовремя потушить фитили у большинства пороховых зарядов

4)Кремлю угрожало полное уничтожение

А3.Объясняется ли в тексте, почему Наполеон отдал приказ взорвать Кремль?

1)Не объясняется.

2)Объясняется в предложении (7)

3)Объясняется в предложении (3)

4)Объясняется в предложении (4)

А4.Этот текст нужно разделить на два абзаца. Каким предложением должен начинаться второй абзац?

1) 4 2) 6 3) 7 4) 8

А5. В предложении (9) есть местоимение те. Какому существительному оно соответствует по смыслы?

1) русские войска

2) французы

3) бои

4) непокоренный народ

А6.Какой тип речи используется в предложениях 7 - 9?

А7. Выпишите из предложений 2 - 7 слова-синонимы

Выполнение заданий В1 - В6 - 10 минут

В1. Выпишите из текста слова с безударной гласной в корне слова

В2.В последнем предложении найдите слово с непроизносимой согласной

В3.Разобрать слова по составу: французская, захватчики, приказал, двигаться

В4.Выпишите № сложных предложений

В5.Из предложения №9 выпишите словосочетания со связью управление, согласование, примыкание

В6.какое сочетание слов является грамматической основой?

1.Наполеон приказал (предложение 3)

2.Приказал взорвать

3.Наполеон приказал взорвать

4.Взорвать Кремль

Итоги урока.

Рефлексия.

Оценки, комментарий - 5 минут

Д/з. С1.

Почему французские войска преградили путь французской армии, отступавшей из Москвы?

Напишите развёрнутый ответ из 5 -7 предложений.


© 2010-2022