- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Русский язык. ЕГЭ, часть С
Русский язык. ЕГЭ, часть С
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Крючкова Н.С. |
Дата | 04.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МОУ «Дрезненская средняя общеобразовательная школа № 1»
Крючкова Надежда Сергеевна, учитель русского языка и литературы.
Дрезна
Методическое обоснование урока
От уроков словесности - к Единому государственному экзамену
(о некоторых методологических подходах подготовки учащихся X - XI классов к выполнению задания части С).
Уважаемые коллеги!
Наверное, нет среди нас учителя-словесника, который не ознакомился бы с материалами Итогового аналитического отчёта о результатах проведения ЕГЭ в 2014 году, опубликованного на сайте ФИПИ. В разделе «Выводы и рекомендации» в частности сказано: «В процессе преподавания русского языка необходимо целенаправленно развивать диалогическую и монологическую речь учащихся; формировать умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, умение делать выводы. В центре внимания должен быть творческий потенциал ученика, его личный и читательский опыт, что соответствует требованиям реализации личностно ориентированного подхода в обучении русскому языку».
Весьма актуальна проблема «интеграции: как внутренней, так и внешней.
Несмотря на выделение в БУП предметной области «Филология», недостаточно реализуются прин ципы межпредметных связей». Какие же пути решения проблемы нам предлагают?Например,энциклопедии аргументов.При всём уважении к колоссальному труду,проделанному их авторами,считаю ,что они указывают на ложный путь подготовки к сочинению. Результат не замедлил сказаться: уже в первой четверти десятого класса встречаешь в детских работах аргументацию на основе «Прощания с Матёрой»,где всё одинаково слово в слово.
«Делай, что должно»,- напоминает известный императив. Прежде всего, стараюсь усилить интегративное взаимовлияние образовательных полей двух важнейших для гражданина нашей страны гуманитарных предметов: русского языка и литературы.
Проверенный временем опыт подобного методологического подхода содержится в трудах Г.П.Соколовой, в том числе и в монографии «Уроки русского языка и словесности». Один из важнейших принципов Соколовой Г.П. таков: «Погрузиться в язык, как в океан.» Таким неиссякаемым океаном для речевого, интеллектуального, нравственного развития являются произведения нашей классики».
Работа с опорой на интеграцию двух предметов постепенно, с пятого по одиннадцатый класс, приводит к тому, что многое «из классики не лежит мёртвым грузом», а востребовано на каждом уроке развития речи в процессе живого, продуманного учителем анализа текста - модели, относящейся к определённой тематической группе.
Для успешной подготовки учеников 10-11 классов к написанию сочинения на ЕГЭ целесообразно разобрать на уроках несколько таких «сложных» текстов, во время работы с которыми и вырабатывается некий алгоритм, постепенно закрепляющийся на практике.
В своей учебной деятельности давно уже использую технологию мастерских на уроках литературы и считаю, что возможна организация работы над сочинением на основе уже знакомых ученикам технологических моментов
В чём же преимущество этой формы организации урока русского языка в старших классах?
Прежде всего, коллективное обсуждение текста обогащает учащихся нравственно, формирует их ценностные ориентации.
Работа в группах, обязательная на подобных уроках, учит каждого сопоставлять своё понимание текста с суждениями о нём других участников учебного процесса.
«Здесь» и «сейчас», в Мастерской, ребята учатся аргументировать, потому что учитель тщательно продумал фоновые материалы к тексту и нашёл особые приёмы для введения их в ткань урока.
Русская словесность - её лучшие образцы поэзии и прозы - представлена на подобных занятиях не в виде «цитат» для механического заучивания. Чаще всего это инсценированное действо, позволяющее «прожить» текст, эмоционально откликнуться на него всех, кто присутствует в классе.
Решать комплексные задачи урока, несомненно, помогает использование мультимедийных материалов к Мастерской, что позволяет экономить время и учителя, и учеников, а лет семь назад ещё приходилось делать горы распечаток методических материалов для каждой группы.
В заключение учитель предлагает ученикам взять презентацию к уроку, представляющую его опорный конспект. Это не презентация «вообще», посвящённая общим рекомендациям написания сочинения, хотя в её основе многое из того, что знакомо учащимся с начала 10 класса. Однако следует так продумать компоновку слайдов, чтобы она отражала логическую цепочку рассуждения именно в связи текстом, который, по нашему мнению, может быть своеобразной «моделью» для группы текстов данного тематического блока. Предлагаю вниманию коллег один из уроков подобного типа.
Ход урока
Учитель:
Мы встречаемся сегодня в Мастерской, где каждое слово и предложение как гвоздик, который когда-нибудь может пригодиться. Даже название, выбранное мною, - это ориентир в достижении цели нашего занятия: подготовиться к домашнему сочинению, создав (смастерив) черновики содержания основных его композиционных частей.
(Следует отметить, что будет использоваться интерактивная доска и все виды грамматического разбора проводятся электронной ручкой. Это экономит время урока, да и ребята довольны.)
Запишите название Мастерской: «О двух точках зрения».
-
Учитель:
«Поэт издалека заводит речь,
Поэта далеко заводит речь»,-
писала М.И.Цветаева. И я начну наш разговор словно бы издалека. Однажды на уроке в шестом классе выбирали эпиграф к сочинению. Остановились на цитате из стихотворения Н.Доризо:
Имеющий в руках цветы
Плохого совершить не сможет.
И вдруг с задней парты: «Не факт, Надежда Сергеевна!» И я согласилась: это, действительно, не факт. А что же?
Ученики: - Это метафора отношения к миру.
- Речь идёт о направленности личности на красоту, на стремление созидать её, а не разрушать.
- Цветок - совершенное явление природы. И человек должен стремиться к совершенству.
(Ученики списывают предложение, выделяют грамматическую основу, отмечают её особенность: выражение подлежащего словосочетанием, где главное слово образовано путём перехода из одной части речи в другую. Такая работа способствует запоминанию фразы и обогащению речи учащихся.)
Учитель: Совершенно с вами согласна. Тему цветка продолжит следующее предложение. Запишите его.
«Одно из побочных назначений всякого растения и в особенности цветка - ласкать глаз человека, вливать тихую радость в душу, смягчать его нрав», - утверждал В.Солоухин.
(Ученик у доски графически объясняет расстановку знаков препинания).
Учитель: И всё-таки это была только увертюра к основному содержанию урока, в центре которого текст С.Львова. (Слайды №№ 3 и 4 напоминают учащимся о композиционных частях сочинения-рассуждения.)
II. Учитель читает текст С.Львова
(1)Однажды летом наша семья отдыхала в Эстонии, на берегу озера Пюхяярве. (2)Я видел много прекрасных озер. (3)Я видел Плещеево озеро около Переславля-Залесского. (4)И озеро Пацкуаро в Мексике. (5)И озеро Синевир в Карпатах.
(б)Пюхяярве может своей красотой потягаться и с Пацкуаро, и с Синевиром.
(7)Нам было жаль расставаться с Пюхяярве, и, когда наступил день отъезда, мы пришли попрощаться с озером.
(8)Было осеннее утро. (9)Туманное и неяркое. (Ю)Иногда начинал накрапывать дождь. (П)Пахло дымком и осенними листьями. (12)Мы сидели на берегу и молча прощались с озером. (13)Было тихо. (14)Но тишина эта не была пустой. (15)Она была полной. (16)В ней было множество звуков. (17)Нужно было только молчать и молча вслушиваться в тишину.
(18)На берегу шелестели деревья. (19)И шелест прибрежной ивы был не похож на шелест дубов. (20)Дубы росли подальше от берега, и лист их звучал совсем по-другому. (21)Шуршал камыш в зарастающем заливчике. (22)3а лесом на поле хлопотливо стучал трактор. (23)Падали желуди. (24)Они падали то поодиночке, так что можно было сосчитать каждый шлепок в отдельности, то сливаясь в неразличимо быструю дробь.
(25)Птицы в лесу уже не пели. (26)Они по-осеннему вскрикивали. (27)Наверно, учили перед дальней дорогой свои путевые команды и сигналы.
(28)Тишина была полна звуков. (29)Каждый звук был полон смысла. (30)Тишину можно было читать, как книгу.
(31)Но тут на берегу появились две женщины и один мужчина. (32)Они только что приехали сюда и теперь осматривали окрестности. (33)При этом они делились впечатлениями. (34)Мы услышали голоса приезжих задолго до того, как они вышли из лесу.
(35)Они шли вместе, но кричали так, будто между ними километры и от того, перекричат ли они это расстояние, зависит их жизнь.
(36)Они кричали о том, как они хорошо позавтракали в ресторане на берегу. (37)И о том, какое это красивое озеро. (38)О его красоте даже в путеводителе написано. (39)Хотя, если разобраться, ничего особенного. (40)Рица на Кавказе, конечно, красивее. (41)Они острили и хохотали. (42)Острили они глупо, хохотали громко, и лесное эхо презрительно возвращало их громыхающие голоса и смех.
(43)Теперь на озере ничего нельзя было услышать. (44)Ни шуршания камыша, ни плеска рыбы, ни птичьих голосов в листве.
(45)Приезжие скрылись за поворотом тропинки, но их голоса еще долго доносились до нас.
(46)И только когда они ушли совсем далеко, снова стало тихо.
(47)И тогда можно было снова услышать, как в озере плещется рыба, а на землю падают желуди.
(48)И тишина снова стала полной смысла.
(С. Львов)
В8. Прочитайте фрагмент рецензии на данный текст. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в ответе запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.
«Автор с большим мастерством делает пейзажные зарисовки, при этом только изредка использует тропы:_____ (предложения 9, 14, 26) и____ (например, в предложении 22). Он передаёт впечатление от природы главным образом с помощью таких средств, как _____ (предложения 18, 19, 21, 22), ____ (предложения 17, 28, 30)...»
Список терминов:
-
фразеологизмы
-
парадокс
-
олицетворение
-
аллитерация
-
эпитеты
-
ирония
-
ряды однородных членов
-
уточняющие члены предложения
-
парцелляция
III. Начальное осмысление текста. (Фронтальная работа с группами: контроль ранее изученного).
-
Определите тематическую принадлежность текста.
(Человек и природа.)
-
Дайте определение понятия «Проблема текста».
(Основной вопрос, который волнует автора).
Какова, на ваш взгляд, видовая характеристика проблемы данного текста:
- Это политическая проблема? (I группа).
(Ученики дают развёрнутый ответ на вопрос, используя заданное учителем начало: «Да, потому что…», «Нет, потому что…»).
- Может быть, экологическая? (II группа).
- Назовите вид проблемы точно.
(Это нравственная проблема, потому что она связана с внутренним миром человека).
Учитель: Продолжим индуктивный метод понимания текста.
IY. Индуктор. Инсценированное чтение отрывка из «Поэмы о двух точках зрения» (Р.Рождественский).
Первый ученик (взволнованно, одухотворённо): - Смотри, как дышит эта ночь!
Звезда, уставшая светить,
Упала, обожгла плечо…
Второй ученик (перебирая кнопки мобильного телефона): - Чё?
Первый ученик: - А сколько музыки в степях,
В предутреннем дрожанье рос,
В дыханье медленных лосих…
Второй ученик: - Ну, ты псих!
Учитель (к классу): - Улыбнулись?
(Улыбнулись! В классе оживление: репетировали тайно, никто ничего не знал. Замечу также: стихи читали не самые лучшие ученики и, сами того не подозревая, обогатили свою память стихами, которые могут использовать в качестве литературного аргумента).
- Охарактеризуйте своих героев.
Первый ученик: - Это человек, который умеет замечать прекрасное в природе: звуки, запахи, картины… Я думаю, это духовно богатая личность.
Второй ученик: - Совершенно равнодушный к окружающему миру человек. Восторги приятеля его пугают.
Учитель:- Спасибо. Скажите, какое средство изобразительности делает ваше высказывание ярким, легко запоминающимся?
Ученики: -Антитеза. Противопоставление.
Учитель: А теперь пришло время посмотреть фотографии прекрасного озера ,о котором идёт речь в тексте. На первой из них вы видите речку, которая вытекает из другого озера и в связи с перепадом высот образует Пюхяярве. -Вот оно, прекрасное и спокойное.
Мы вплотную подошли к формулировке проблемы. Выберите нужные нам из числа тех, которые вы видите на слайде № 6. Запишите их: 1-2 группы - с существительным темы в родительном падеже; 3 группа - в форме вопроса. (Влияние природы на человека. Почему не каждый человек воспринимает красоту природы?)
Y. Создание чернового варианта сочинения. Социализация (работа в группах).
Учитель:
- Запишите вступление к сочинению и введите формулировку проблемы. Обсудите варианты начала в группах.
(Чтение одной работы от каждой группы).
Группа № 1.
Человек и природа, дитя и мать… Не утрачена ли связь между этими понятиями в XXI веке? Почему далеко не каждый человек способен воспринимать красоту природы и понимать её язык? Об этой нравственной проблеме размышляет С.Львов.
Группа № 2. Автор рассуждает над проблемой отношения человека к природе. Он заставляет нас задуматься над вопросом: почему люди, оказавшись наедине с природой, не испытывают ни душевной гармонии, ни эмоционального подъёма - всего того, что может дать человеку общение с природой.
Группа № 3. В тексте С.Львова звучат отголоски вечной для русской литературы темы: человек и природа. Автора волнует нравственно-этическая сторона проблемы, связанной с утратой людьми чувства благоговения перед природой и способности воспринимать её красоту.
YI. Комментирование проблемы.
Учитель:
- Итак, комментируем текст, пытаемся избежать основной ошибки в этой части сочинения - пересказа. Как же можно добиться этого? Очень продуктивен такой способ: комментарий с опорой на вопросы.(Замечу,что этот тезис знаком всем, но понуждать к запоминанию вопросов некоторое время приходится.)
(Слайд № 8). Предлагаю каждой группе свой вопрос (для экономии времени урока):
- Как, на каком материале автор раскрывает проблему? (1 группа).
- На чём заостряет внимание (2 группа).
- Как выражено авторское отношение к изображаемому? (3 группа).
Ребята обсуждают в группах предложенные вопросы, записывают свои размышления и предоставляют слово одному из своих товарищей, который и прочитает вслух эту часть своего будущего сочинения.
Ответы учащихся:
- Материалом для размышления над волнующей автора проблемой послужила история, произошедшая с ним и его близкими на озере Пюхяярве. Это был день прощания с озером, и людям очень хотелось навсегда запечатлеть в своём сердце незабываемую красоту этих мест. Тишина царствовала вокруг, но книга природы была открыта для человека, умеющего её читать.
- С.Львов подчёркивает состояние тишины, в котором пребывали человек и природа, но это был молчаливый разговор двух собеседников, понимающих друг друга. Язык природы открывался автору в «шелесте деревьев», «шуршании камыша» и криках птиц.
- Глубоко личное общение с природой было нарушено грубо и бесцеремонно. Авторская лексика резко меняется при описании группы отдыхающих. Он употребляет такие слова и выражения, как «крики», «перекричат», «громыхающие голоса»… По-моему, С.Львову стыдно за этих туристов, поведение которых отторгает, как инородное явление, сама природа (предложение № 42).
YII. Учитель:
- Подумаем, какой из вариантов подхода к выявлению позиции автора наиболее продуктивен для нашего текста.
(Ученики называют пункт № 2 - соотношение персонажей. Можно с этим согласиться, но следует напомнить о том, что идея (позиция автора) - это решение заявленной проблемы, а она на уроке была сформулирована двумя способами: в виде вопроса и с помощью существительного темы в родительном падеже. Нужно учесть это при формулировке авторской позиции. Напомним также об осторожном выборе глаголов речи и мысли, которые записаны на доске:
автор считает, что…
обличает…
негодует…
сожалеет о том, что…
На уроке ребята выразили своё мнение так: уместно первое и четвёртое выражения, и учитель с ними согласился).
Позиция автора, сформулированная учащимися, была такова:
Из этических соображений автор не делает прямых выводов, почему некоторые люди равнодушны к природе. Но мы его понимаем: причина скрыта в эмоциональной неразвитости, в отсутствии чувства прекрасного, что, несомненно, ведёт к обеднению духовного мира человека.
YIII. Аргументация собственного мнения о проблеме.
К этому этапу Мастерской ребята, несомненно, немного устали, так как от них требовалась постоянная и напряжённая работа мысли. Отдохнём с пользой: послушаем инсценированное чтение отрывка из романа И.Бунина «Жизнь Арсеньева» в исполнении юноши и девушки.
Ученик: - Послушай, как изумительно:
Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли.
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли…
Ученица (смотрится в изящное зеркальце): - Какие змеи? Это Фет? У него вообще слишком много описаний природы.
Ученик: - Я негодовал и пускался доказывать, что нет никакой отдельной от нас природы и что каждое движение воздуха есть движение нашей собственной жизни.
Последнее предложение из этого текста ученики переписывают в тетради. Это «сильный» аргумент, который отражает не только взгляды Бунина, но и всю систему ценностей в области философии природы, свойственную многим представителям русской словесности.
Учитель: Выберите конструкцию для выражения собственной позиции и аргументируйте её. Используйте знания, полученные на этом уроке и на уроках литературы в 10 классе.
Из размышлений учащихся выделим следующие.
- Трудно не согласиться с позицией автора, ведь действительно люди, равнодушные к природе, лишают себя возможности приобщиться к её гармонии. Мне кажется, к ним обращена ирония Ф.И.Тютчева:
Для них и солнце, знать, не дышит,
И жизни нет в морских волнах.
Наверное, им никогда не понять размышления И.Бунина о том, «что каждое движение воздуха есть движение нашей собственной жизни».
(Терченко Эмма).
- Вряд ли можно усомниться в авторской правоте: человек, слышащий язык природы, отличается от тех, кто к ней равнодушен. Природа, по словам известного героя романа И.С.Тургенева, «не храм, а мастерская», «всё остальное - романтизм». При всём интересе к Базарову мы всё же не соглашаемся с ним и сочувствуем Н.П.Кирсанову, для которого природа - «храм» души.
- Наверное, чувство природы, как и другие чувства, нужно развивать с детства, чтобы ребёнок, склонившийся над цветком, как можно раньше понял, «что одно из назначений каждого растения - ласкать глаз человека, вливать тихую радость в его душу». В этих словах В.Солоухина указан один из путей достижения гармонии человека и мира.
(Онищенко Дима).
- Мне близка и понятна позиция автора. Та группа отдыхающих, упомянутая в его тексте, - явление, обычное в нашей жизни. Я думаю, что не только чувство понимания природы у них отсутствует, но «спят» также и многие другие чувства. Почему-то вспомнилось одно из изображений А.С.Пушкина во время его пребывания в Михайловском: стремительный шаг, развевающиеся кудри волос, вдохновенные глаза… Да, природа - источник творческих помыслов: «минута - и стихи свободно потекут». К сожалению, людям на озере уже поздно напоминать знаменитые тютчевские строки:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Раньше это нужно было делать, как говорится, «с младых ногтей» развивать в человеке чувство прекрасного.
(Ручина Лена).
В заключение хочу сказать следующее.
1. Подобная работа с текстами-моделями различных тематических групп способствует накоплению фоновых материалов к сочинению.
2. Ученики получают возможность нравственно и интеллектуально развиваться в процессе формирования всех видов языковой компетенции.
Литература
1. Результаты ЕГЭ по русскому языку (2011г.). Справочник заместителя директора школы, № 4, 2011г. - 102с.
2. Соколова Г.П. Уроки русского языка и словесности. М.: Дрофа, 2003г. -