Конспект урока Не перестану удивляться красоте

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ход урока

1. Этап мотивации.

Здравствуйте, ребята, здравствуйте дорогие гости! Повернитесь к гостям, поздоровайтесь. Садитесь!

(Включает видео, ученица читает стихотворение А. Болутенко «Не перестану удивляться красоте». Во время чтения идет показ слайдов с картинами родной природы, звучит музыка (читает Маша Стрелова, 1 мин.)

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами на уроке?

(О природе). Почему ты так думаешь? (Потому что увидел видеофильм…, услышал….)

Что увидели?

(Должны запомнить пейзажные картинки, назвать, какие именно: березовый лес, разные травы, листья разной формы, цветы, луга, поляны, солнце, голубое небо, насекомые…) Все существующее вокруг нас тоже входит в понятие «природа».

Что услышали ?(прекрасную мелодию, услышали строчки из стихотворения:

Не перестану удивляться красоте,

Смотрю на мир влюбленными глазами,

Волнует явь, подобно трепетной мечте,

Любуюсь лугом, речкой, небесами.

Смотрю на мир и насмотреться не могу,

Подобен он блистательному чуду,

Я красоту люблю от всей души, не лгу,

В любви и верным, и достойным буду.

Не перестану удивляться красоте,

Смотрю на мир влюбленными глазами,

(Пусть прокомментируют строчки)

А какие строки из этого стихотворения вам больше всего понравились?

Не перестану удивляться красоте,

Смотрю на мир влюбленными глазами,

Вы несколько раз употребили слово «пейзаж»

Как вы понимаете значение этого слова? ( есть заготовки на столах)

Пейзаж

1. Общий вид какой-н. местности. Волжский п.

2. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.

Нас интересует описание природы в литературном произведении.

С какой целью используется пейзаж писателями и поэтами?

(Пейзаж передает состояние души человека, его мысли, чувства

О чем же пойдет речь на уроке? (Сегодня мы будем говорить о пейзажной лирике И.Бунина.

Итак, предлагаю назвать тему урока первыми строками из стихотворения. А.Болутенко, которые вам понравились: «Не перестану удивляться красотой…»,

2. Целеполагание.

- Сегодня мы обращаемся к лирике И.А.Бунина.

Родная природа привычна для нас, но не каждый способен разглядеть ее красоту.

Попытаемся увидеть мир природы глазами поэта И. А. Бунина

- Давайте подумаем, что мы должны узнать сегодня на уроке? На какие вопросы получим ответы?

Цели урока:

  • Выделить тему и основную мысль стихотворения.

  • Найти поэтические образы, раскрывающие тему и основную мысль стихотворения.

  • Определить композицию произведения, образ лирического героя.

  • Найти выразительные средства языка, использованные поэтом для выражения темы и основной идеи стихотворения.

3. Осмысление содержания. Групповая работа.

- Мы с вами учимся анализировать стихотворения. Сегодня мы поработаем над отдельными элементами анализа лирического произведения.

Итак, Иван Бунин «Рассвет».

Высоко поднялся и белеет

Полумесяц в бледных небесах.

Сумрак ночи прячется в лесах.

Из долин зеленых утром веет.

Веет юной радостью с полей.

Льется, как серебряное пенье,

Звон костела, славя воскресенье...

Разгорайся, новый день, светлей!

Выйди в небо, солнце, без ненастья,

Возродися в блеске и тепле,

Возвести опять по всей земле,

Что вся жизнь - день радости и счастья.

Выбираем задания для групповой работы. (3 конверта разных цветов)

Время выполнения задания - 10 минут. Музыкальная пауза.

Группа №1

  1. В чем смысл названия стихотворения? Зависит ли тема, по вашему мнению, от названия стихотворения?

  • Посмотри в толковом словаре С. И. Ожегова.

  • (Рассвет - время перед восходом солнца, начало утра. Встать на рассвете.

  • Рассвет- начало чего-то в жизни человека. На рассвете жизни.)

  • Тема стихотворения зависит от названия

2. Определить тему стихотворения. (Выбрать)

  • Полумесяц в бледных небесах

  • Сумрак ночи

  • Звон костела

  • .Начало новой жизни человека

  • Утро

Доказать примерами из текста.

Возвести опять по всей земле,

Что вся жизнь - день радости и счастья.

( Имеется в виду счастливая и радостная жизнь человека.)

  1. Определить основную мысль стихотворения.

    • Призыв к обновлению природы

    • Призыв к защите природы

    • Призыв к обновлению жизни человека,

Выйди в небо, солнце, без ненастья,

Возродися в блеске и тепле,

Возвести опять по всей земле,

Что вся жизнь - день радости и счастья.

В 3 строфе используется побудительное предложение, используются глаголы 2 лица «выйди», «возродися», «возвести». Это глаголы будущего времени. О чем они говорят?. Автор советует людям начать новую жизнь, счастливую и радостную, поменять все в своей жизни, даже колокол костела об этом возвещает.

Поэтому основная мысль стихотворения - призыв к обновлению жизни человека, чтобы люди научились жить по-другому, счастливо и радостно. Поможет в этом природа. Надо увидеть красоту в природе, оценить ее, тогда твоя жизнь будет интересной, природа поможет возродиться к жизни, в этом значение природы в жизни человека.

Клише 1. Автор хотел донести до читателя мысль о том…

2. Этим стихотворением автор хотел сказать, что…

3.. В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда)

Оценка работы группы.

  1. Показывает ли понимание содержания понятий («тема, основная мысль»)

  2. Умеет ли составить правильный ответ на основе изученного материала; текста стихотворения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы.

  3. Отвечает ли на дополнительные вопросы учителя.

  4. Самостоятельно использует ли наглядные пособия, справочные материалы, словарь Ожегова, учебник, дополнительную литературу

  5. Допускает ли недочеты, исправляет ли по требованию учителя;

  6. Имеет необходимые навыки работы с чертежами, схемами и графиками, соответствуют ли они требованиям.

Самооценка. Поставьте себе оценки за работу в контрольных листах.

Группа №2

  • Найти в стихотворении поэтические образы, связанные с темой и идеей стихотворения.

  • Раскрыть их значения.

  • Составить кластер.

Конспект урока Не перестану удивляться красоте...

Помогают понять внутренний мир героя


Небо связано с миром облаков и созвездий, из мифов и легенд мы знаем, что небо - место пребывания богов и также место свободного проживания избранных умерших людей.

Боги созвездий и наблюдают сверху за людьми, чтобы всякий раз в зависимости от их поведения насылать плодотворный дождь, облака, засуху либо молнию. Поэтому Небо - это символ силы и судьбы, которая управляет всеми земными свершениями.

В разных религиях Небо - сердце Солнца, потому что сверху, с неба, льется свет, дарующий жизнь. Небо - это главный поэтический образ.

.

Луна - это тоже светило, только слабее солнца. Но зато она ближе к Земле. Луна должна оказывать влияние на характер и душу людей, не случайно она привлекает внимание людей, используется автором.

Не случайно в этом стихотворении говорится: «Льется, как серебряное пенье, звон костела».

Купола костелов, церквей часто украшаются сценами из жизни неба, из жизни богов. Это доказывает, что все они связаны с небом.

Сейчас в День Земли в разных странах по традиции звучит Колокол Мира, призывая людей Земли приложить усилия к защите мира на планете и сохранению красоты нашего общего дома. Поэтому звон колокола нужен, он приносит благие вести людям.

Солнце появляется только утром, после ночи, приносит тепло и свет. Символ солнца обозначает энергию, жизненную силу, творческие способности и глубокие познания.

Люди живут на земле, а Земля всегда считалась прародительницей человечества, до сих пор мы употребляем выражение «мать-земля, земля-матушка». Возможно, праздник. День Земли поэтому и возник, что призван побудить людей быть внимательнее к хрупкой и уязвимой окружающей среде на планете Земля.

Оценка работы

1.Показывает ли понимание содержания понятий («тема, основная мысль»)

  1. Умеет ли составить правильный ответ на основе изученного материала; текста стихотворения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы.

  2. Отвечает ли на дополнительные вопросы учителя.

  3. Самостоятельно использует ли наглядные пособия, справочные материалы, словарь Ожегова, учебник, дополнительную литературу

  4. Допускает ли недочеты, исправляет ли по требованию учителя;

  5. Имеет необходимые навыки работы с чертежами, схемами и графиками, соответствуют ли они требованиям.

  6. Использует ли знания других предметов? (МХК)

Самооценка. Поставьте себе оценки за работу в контрольных листах.

Физкультминутка (между выступлениями 3,4 группы), после физкультминутки выступление 3 группы.

- Ребята встаньте! Представьте, что вы идете по весеннему лугу. Посмотрите направо, там виднеется березовая роща, потрогайте березовые сережки, ощущения самые приятные. Посмотрите налево, а здесь расцветают весенние цветы. Сделали глубокий вздох, ощутили свежий весенний аромат букета полевых цветов! Еще раз! Сделали глубокий вздох. Посмотрите вверх на небо голубое, протяните руки к теплому солнышку! Почувствовали тепло? Зарядились энергией?. Спасибо, можете садиться.

Послушаем выступление 3 группы.

Группа №3

Как композиция помогает охарактеризовать героя?

Каков лирический герой стихотворения?

Композиция

  1. Появление в небе полумесяца.

  2. Звон костела

  3. Утро нового дня.

Образ лирического героя

Стремление к природе огромное желание помочь Радость будущего

обновления

Клише.

1. В основе содержания стихотворения - переживания лирического героя о том, как прожить свою жизнь, чтобы она……

3. Лирический герой любит природу, потому что

.( привести примеры из текста)

Наблюдательный, замечает многое в природе:

Видит ….

Слышит …

Жизнерадостный? Активный? К чему призывает людей?.

Быть внимательным к природе? Природа помогает человеку? В чем?

Какие строки из стихотворения доказывают это?

(Пример ответа:

Видит «полумесяц в бледных небесах»

Видит «зеленые долины», поля, леса.

Чувствует борьбу ночи и света - «сумрак ночи прячется в лесах»

Слышит «звон костела».

Восхищен красотой природы, жизнерадостный, активный, просит хорошего будущего не только для себя, но и для всех людей. Это важно и ценно, когда для всех он просит радости и счастья. (привести примеры из текста)

Призывает: «Разгорайся, новый день, светлей»

«Выйди в небо, солнце, без ненастья»

«Возродися в блеске и тепле,

Возвести опять по всей земле,)

Что вся жизнь - день радости и счастья».)

Оценка работы

1.Показывает ли понимание содержания понятий («тема, основная мысль»)

2.Умеет ли составить правильный ответ на основе изученного материала; текста стихотворения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы.

  1. Отвечает ли на дополнительные вопросы учителя.

  2. Самостоятельно использует ли наглядные пособия, справочные материалы, словарь Ожегова, учебник, дополнительную литературу

  3. Допускает ли недочеты, исправляет ли по требованию учителя;

  4. Имеет необходимые навыки работы с чертежами, схемами и графиками, соответствуют ли они требованиям.

  5. Использует ли знания других предметов? (МХК)

  6. Проявил ли творческие способности, рассказывая о лирическом герое, высказывая собственное мнение?

Самооценка. Поставьте себе оценки за работу в контрольных листах.

ГКонспект урока Не перестану удивляться красоте...руппа №4

Какие выразительные средства использует автор для раскрытия темы и основной мысли стихотворения.

1. Эпитет

бледных небесах",

"серебряное пенье ",

"долин зеленых"

С их помощью стихотворение становится легким, чувственным, более эмоциональным.

Используя такие метафоры как

" сумрак ночи прячется в лесах",

"веет юной радостью ",

"льется звон костела",

поэт стремится наполнить стихотворение активностью, движением, борьбой.

Олицетворение, с которым мы встречаемся во второй и третьей строфах.

День и солнце… этим неживым, казалось бы, понятиям поэт придал своеобразную окраску. В его сознании они - живые, более того, на них возлагается серьезная задача - сделать мир светлым и радостным.

Поднялся полумесяц ".

Сумрак прячется ".

Разгорайся, день

Выйди, солнце

Возродися, солнце

Возвести, солнце.

Оценка работы

1.Показывает ли понимание содержания понятий («тема, основная мысль»)

2.Умеет ли составить правильный ответ на основе изученного материала; текста стихотворения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы.

  1. Отвечает ли на дополнительные вопросы учителя.

  2. Самостоятельно использует ли наглядные пособия, справочные материалы, словарь Ожегова, учебник, дополнительную литературу

  3. Допускает ли недочеты, исправляет ли по требованию учителя;

  4. Имеет необходимые навыки работы с чертежами, схемами и графиками, соответствуют ли они требованиям.

  5. Использует ли знания других предметов? (МХК)

  6. Проявил ли творческие способности, рассказывая о лирическом герое, высказывая собственное мнение?

Самооценка. Поставьте себе оценки за работу в контрольных листах.

Подведение итогов работы групп.

Группы заполнят общий кластер на доске. Покажите, над чем вы работали? Составляют кластер.

Анализ стихотворения можно представить в виде такой схемы:

Название Композиция

Призыв

Поэтические образы Образ лирического героя

Выразительные средства языка

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

На доске вывешены картины солнечного пейзажа и с изображением пасмурной погоды.

Подводя итоги урока проведем рефлексию нашего настроения и эмоционального состояния! Ребята, возьмите лучик солнца или грозовое облако и прикрепите к той картине пейзажа, к которой у вас наиболее близко ваше эмоциональное состояние от урока.

Конспект урока Не перестану удивляться красоте...

- Спасибо!

- Запишите Д/З (одно задание на выбор):

1. Выучить наизусть одно из стихотворений И.Бунина на выбор.

2. Подготовить презентацию «Родная природа глазами русских художников»





Конспект урока Не перестану удивляться красоте...Конспект урока Не перестану удивляться красоте...

© 2010-2022